icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

„то такое аллитераци€?

  • 1365
  • 15

„то такое аллитераци€?

” волшебницы ѕоэзии много чудесных инструментов - помощников. ¬се они служат одной цели Ц услаждать слух стихами. —оздавать гармонию из обычных слов Ц трудна€ задача, и поэтому на службе у ѕоэзии целый штат. –ифма и ритм, метафора и олицетворение, гипербола и литота, оксюморон и парцелл€ци€, ассонанс и аллитераци€, инверси€ и перифраз Ц и это еще не полный перечень помощников, способных управл€ть словами, создава€ чудо из чудес Ц стихи.

—егодн€шний разговор только об аллитерации. ¬ любом школьном словаре литературных терминов можно прочесть, что аллитераци€ Ц это намеренный повтор одного или нескольких согласных звуков. ƒл€ чего это делаетс€? ƒл€ того, чтобы звуком создать художественный образ и таким способом усилить выразительность речи.

¬от послушайте шорох:

Ўины шуршат по шоссе.
»ли так:
Ўепот шепоту шепнулЕ
ј теперь стук, который создает звук Ѕ:
Ѕьютс€ бронзовые бубенцы.

јллитераци€ не была изобретена в конце 19 век Ц в период ее пышного расцвета в поэзии —еребр€ного века. “ам она только обрела новую жизнь. ¬ античные времена некий Ћазос √ерлионский, живший в 6 веке до н. э. написал √имн ƒеметре, не использовав ни одной буквы —, то есть сигмы. »звестно, что в 17 веке поэт »ван ¬еличковский успешно использовал ее в своих стихах. Ќо последователей не обрел, и широкого распространени€ этот стилистический прием в то врем€ не получил. ¬ 18 веке √авриила –оманович ƒержавин в двух своих стихотворени€х тоже обращалс€ к этому приему, но счита€ его Ђчрезвычайно искусственнымї, отказалс€ от его использовани€.

ј вот в 19 веке, а точнее в 1836 году, английский лорд и поэт √енри –ичард ¬ассаль-‘окс, то ли вспомнив об аллитерации, то ли самосто€тельно прид€ к этой игре со звуками, начал писать стихи, в которых главным стало не столько содержание, сколько форма произведени€. –усские поэты довели эти приемы до совершенства и даже предложили новые способы их использовани€.

–азновидность аллитерации - это тавтограмма. ѕредставьте стихотворение, в котором каждое слово начинаетс€ с одной и той же буквы, причем можно использовать с этой целью и гласную, и согласную. Ќесколько сложнее выгл€д€т строчки, в которых одна буква используетс€ и в начале, и в конце слова. Ётот прием называетс€ начально-концева€ тавтограмма. ѕриведу в пример несколько строк из стихотворений поэта Ѕ. √ринберга. ќбращаем внимание на первую и последнюю буквы и не забываем следить за созданными образами.

»счезли иллюзии, исс€кли идеи,
»стлели империи истыми искрами...
»ли такое:
ћанкируем миром, мытарствуем, мучим,
ћаразм маскируем молчаньем могучим.

¬ арсенале аллитерации есть еще один прием Ц это липограмма. Leipogrammatikoc по-гречески обозначает отказ от буквы или пренебрежение ею. јвтор берет на себ€ сложную задачу: чтобы не использовать в своем произведении какую-то одну букву, он подбирает такие слова, в которых она отсутствует. ѕомните антика Ћазоса √ерлионского? ѕримерно так это и выгл€дит. ѕоэты 18 века, в частности “редиаковский и Ћомоносов, пошли дальше и изобрели гиперлипограмму, котора€ в свою очередь раздел€етс€ на две группы. ћоновокализм требует использовани€ только одного гласного звука, а моноконсантизм Ц только одного согласного звука.

„итаем и смотрим, чтобы определить, нет ли в словах каких-нибудь согласных, кроме Ћ.
јлло, алло! јллеи
јлое лили еле.
Ћилии ли алели?
»ли алели ели?

“аким образом, у аллитерации по€вились две руки Ц тавтограмма и липограмма, искусно владе€ которыми, поэт создает оригинальные произведени€.  стати, эти приемы успешно можно использовать не только в поэзии, но и в прозе. ј еще можно смешать тавтограмму и липограмму, и получитс€ совершенно новый литературный прием. Ќапример, вот такой:

—овхоз с —одом? —тойко сходство!
—о смоквой. —откой слободской.
—обор со стойлом Ц спорно сходство Ц
—о скользкой сошкой, со скобой.

Ёти строчки принадлежат поэту ». „удасову, и написаны они тавтограммной гиперлипограммой.

“ак что же такое аллитераци€? »нтересный эвфонический прием, который позвол€ет, игра€ со звуками, создавать необычные и запоминающиес€ образы.


spe
ёли€ ƒворникова

ѕросто о сложном и непон€тном, как кажетс€ на первый взгл€д! ¬иртуозный талант!!! ++++++++++++++++++++

spe
Ћариса ѕопруга

ѕолночной порою в болотной глуши
„уть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

ќ чем они шепчут? ќ чем говор€т?
«ачем огоньки между ними гор€т?

ћелькают, мигают - и снова их нет.
» снова забрезжил блуждающий свет.

ѕолночной порой камыши шелест€т.
¬ них жабы гнезд€тс€, в них змеи свист€т.

¬ болоте дрожит умирающий лик.
“о мес€ц багровый печально поник.

» тиной запахло. » сырость ползет.
“р€сина заманит, сожмет, засосет.

" ого? ƒл€ чего? - камыши говор€т,-
«ачем огоньки между нами гор€т?"

Ќо мес€ц печальный безмолвно поник.
Ќе знает. —клон€ет все ниже свой лик.

», вздох повтор€€ погибшей души,
“оскливо, бесшумно, шуршат камыши.

 онстантин Ѕальмонт " амыши"

pro
—емен ÷ыгановский

Ёто, конечно, не аллитераци€, но € вс€кий раз вижу, как взгл€д поэта поднимаетс€ все выше и сужаетс€ до сверкающей точки, когда читаю эти стихи:

Ћюблю теб€, ѕетра творенье,
Ћюблю твой строгий, стройный вид,
Ќевы державное теченье,
Ѕереговой ее гранит,
“воих оград узор чугунный,
“воих задумчивых ночей
ѕрозрачный сумрак, блеск безлунный,
 огда € в комнате моей
ѕишу, читаю без лампады,
» €сны сп€щие громады
ѕустынных улиц, и светла
јдмиралтейска€ игла,

»ли это только мое личное мнение?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+