Сегодняшний разговор только об аллитерации. В любом школьном словаре литературных терминов можно прочесть, что аллитерация – это намеренный повтор одного или нескольких согласных звуков. Для чего это делается? Для того, чтобы звуком создать художественный образ и таким способом усилить выразительность речи.
Вот послушайте шорох:
Шины шуршат по шоссе.
Или так:
Шепот шепоту шепнул…
А теперь стук, который создает звук Б:
Бьются бронзовые бубенцы.
Аллитерация не была изобретена в конце 19 век – в период ее пышного расцвета в поэзии Серебряного века. Там она только обрела новую жизнь. В античные времена некий Лазос Герлионский, живший в 6 веке до н. э. написал Гимн Деметре, не использовав ни одной буквы С, то есть сигмы. Известно, что в 17 веке поэт Иван Величковский успешно использовал ее в своих стихах. Но последователей не обрел, и широкого распространения этот стилистический прием в то время не получил. В 18 веке Гавриила Романович Державин в двух своих стихотворениях тоже обращался к этому приему, но считая его «чрезвычайно искусственным», отказался от его использования.
А вот в 19 веке, а точнее в 1836 году, английский лорд и поэт Генри Ричард Вассаль-Фокс, то ли вспомнив об аллитерации, то ли самостоятельно придя к этой игре со звуками, начал писать стихи, в которых главным стало не столько содержание, сколько форма произведения. Русские поэты довели эти приемы до совершенства и даже предложили новые способы их использования.
Разновидность аллитерации - это тавтограмма. Представьте стихотворение, в котором каждое слово начинается с одной и той же буквы, причем можно использовать с этой целью и гласную, и согласную. Несколько сложнее выглядят строчки, в которых одна буква используется и в начале, и в конце слова. Этот прием называется начально-концевая тавтограмма. Приведу в пример несколько строк из стихотворений поэта Б. Гринберга. Обращаем внимание на первую и последнюю буквы и не забываем следить за созданными образами.
Исчезли иллюзии, иссякли идеи,
Истлели империи истыми искрами...
Или такое:
Манкируем миром, мытарствуем, мучим,
Маразм маскируем молчаньем могучим.
В арсенале аллитерации есть еще один прием – это липограмма. Leipogrammatikoc по-гречески обозначает отказ от буквы или пренебрежение ею. Автор берет на себя сложную задачу: чтобы не использовать в своем произведении какую-то одну букву, он подбирает такие слова, в которых она отсутствует. Помните антика Лазоса Герлионского? Примерно так это и выглядит. Поэты 18 века, в частности Тредиаковский и Ломоносов, пошли дальше и изобрели гиперлипограмму, которая в свою очередь разделяется на две группы. Моновокализм требует использования только одного гласного звука, а моноконсантизм – только одного согласного звука.
Читаем и смотрим, чтобы определить, нет ли в словах каких-нибудь согласных, кроме Л.
Алло, алло! Аллеи
Алое лили еле.
Лилии ли алели?
Или алели ели?
Таким образом, у аллитерации появились две руки – тавтограмма и липограмма, искусно владея которыми, поэт создает оригинальные произведения. Кстати, эти приемы успешно можно использовать не только в поэзии, но и в прозе. А еще можно смешать тавтограмму и липограмму, и получится совершенно новый литературный прием. Например, вот такой:
Совхоз с Содом? Стойко сходство!
Со смоквой. Соткой слободской.
Собор со стойлом – спорно сходство –
Со скользкой сошкой, со скобой.
Эти строчки принадлежат поэту И. Чудасову, и написаны они тавтограммной гиперлипограммой.
Так что же такое аллитерация? Интересный эвфонический прием, который позволяет, играя со звуками, создавать необычные и запоминающиеся образы.