icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Обучение

Что такое аллитерация?

  • 764
  • 15

Что такое аллитерация?

У
У волшебницы Поэзии много чудесных инструментов - помощников. Все они служат одной цели – услаждать слух стихами. Создавать гармонию из обычных слов – трудная задача, и поэтому на службе у Поэзии целый штат. Рифма и ритм, метафора и олицетворение, гипербола и литота, оксюморон и парцелляция, ассонанс и аллитерация, инверсия и перифраз – и это еще не полный перечень помощников, способных управлять словами, создавая чудо из чудес – стихи.

Сегодняшний разговор только об аллитерации. В любом школьном словаре литературных терминов можно прочесть, что аллитерация – это намеренный повтор одного или нескольких согласных звуков. Для чего это делается? Для того, чтобы звуком создать художественный образ и таким способом усилить выразительность речи.

Вот послушайте шорох:

Шины шуршат по шоссе.
Или так:
Шепот шепоту шепнул…
А теперь стук, который создает звук Б:
Бьются бронзовые бубенцы.

Аллитерация не была изобретена в конце 19 век – в период ее пышного расцвета в поэзии Серебряного века. Там она только обрела новую жизнь. В античные времена некий Лазос Герлионский, живший в 6 веке до н. э. написал Гимн Деметре, не использовав ни одной буквы С, то есть сигмы. Известно, что в 17 веке поэт Иван Величковский успешно использовал ее в своих стихах. Но последователей не обрел, и широкого распространения этот стилистический прием в то время не получил. В 18 веке Гавриила Романович Державин в двух своих стихотворениях тоже обращался к этому приему, но считая его «чрезвычайно искусственным», отказался от его использования.

А вот в 19 веке, а точнее в 1836 году, английский лорд и поэт Генри Ричард Вассаль-Фокс, то ли вспомнив об аллитерации, то ли самостоятельно придя к этой игре со звуками, начал писать стихи, в которых главным стало не столько содержание, сколько форма произведения. Русские поэты довели эти приемы до совершенства и даже предложили новые способы их использования.

Разновидность аллитерации - это тавтограмма. Представьте стихотворение, в котором каждое слово начинается с одной и той же буквы, причем можно использовать с этой целью и гласную, и согласную. Несколько сложнее выглядят строчки, в которых одна буква используется и в начале, и в конце слова. Этот прием называется начально-концевая тавтограмма. Приведу в пример несколько строк из стихотворений поэта Б. Гринберга. Обращаем внимание на первую и последнюю буквы и не забываем следить за созданными образами.

Исчезли иллюзии, иссякли идеи,
Истлели империи истыми искрами...
Или такое:
Манкируем миром, мытарствуем, мучим,
Маразм маскируем молчаньем могучим.

В арсенале аллитерации есть еще один приемэто липограмма. Leipogrammatikoc по-гречески обозначает отказ от буквы или пренебрежение ею. Автор берет на себя сложную задачу: чтобы не использовать в своем произведении какую-то одну букву, он подбирает такие слова, в которых она отсутствует. Помните антика Лазоса Герлионского? Примерно так это и выглядит. Поэты 18 века, в частности Тредиаковский и Ломоносов, пошли дальше и изобрели гиперлипограмму, которая в свою очередь разделяется на две группы. Моновокализм требует использования только одного гласного звука, а моноконсантизм – только одного согласного звука.

Читаем и смотрим, чтобы определить, нет ли в словах каких-нибудь согласных, кроме Л.
Алло, алло! Аллеи
Алое лили еле.
Лилии ли алели?
Или алели ели?

Таким образом, у аллитерации появились две руки – тавтограмма и липограмма, искусно владея которыми, поэт создает оригинальные произведения. Кстати, эти приемы успешно можно использовать не только в поэзии, но и в прозе. А еще можно смешать тавтограмму и липограмму, и получится совершенно новый литературный прием. Например, вот такой:

Совхоз с Содом? Стойко сходство!
Со смоквой. Соткой слободской.
Собор со стойлом – спорно сходство –
Со скользкой сошкой, со скобой.

Эти строчки принадлежат поэту И. Чудасову, и написаны они тавтограммной гиперлипограммой.

Так что же такое аллитерация? Интересный эвфонический прием, который позволяет, играя со звуками, создавать необычные и запоминающиеся образы.

spe
Юлия Дворникова

Просто о сложном и непонятном, как кажется на первый взгляд! Виртуозный талант!!! ++++++++++++++++++++

spe
Лариса Попруга

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

"Кого? Для чего? - камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?"

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Константин Бальмонт "Камыши"

pro
Семен Цыгановский

Это, конечно, не аллитерация, но я всякий раз вижу, как взгляд поэта поднимается все выше и сужается до сверкающей точки, когда читаю эти стихи:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,

Или это только мое личное мнение?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+