icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
—омневаешьс€? ”знай

„то рисовали древние художники?

  • 5540
  • 1

„то рисовали древние художники?

»
»спанский юрист ћарселино —анс де —аутуола с детства увлекалс€ науками, и хоть учЄным не стал, археологи€ оставалась его увлечением. Ќеизгладимое впечатление произвела на него коллекци€ оружи€ первобытных людей, представленна€ на ¬семирной выставке в ѕариже в 1875 году. ћожет быть, и в пещере јльтамира, расположенной в земельных владени€х —аутуолы, можно найти что-то столь же интересное?

“ак и есть! »сследу€ пещеру в течение четырЄх лет, —аутуола нашЄл там немало орудий древнего человека, но поистине судьбоносным оказалс€ 1879 год, в один из дней которого археолог-любитель вз€л с собой в пещеру дев€тилетнюю дочку ћарию. —лучайно бросив взгл€д на потолок, девочка воскликнула: Ђѕапа, смотри, там нарисованы волы!ї ќтец взгл€нул Ц и застыл в восхищении: потолок пещеры был покрыт цветными изображени€ми бизонов, лошадей, оленей и других животных. Ќо если после каменного века никто в пещере не жил Ц значит, и эти рисунки принадлежат пещерным люд€м?

¬от так и была открыта пещерна€ живопись, которую ещЄ называют наскальной. Ќе сразу она была признана наукой: на конгрессе в Ћиссабоне в 1880 г. открытие —аутуолы высме€ли и Ц по словам его внука Ц Ђнабросились, как дикие звериї. –исунки так хорошо сохранились, а главное Ц выполнены с таким совершенством, ну как они могут принадлежать древним люд€м, чьим продуктам де€тельности Ђполагаетс€ї быть грубыми и примитивными?  онечно же, их нарисовали современные художники по заказу —аутуолы Ц этого шарлатана и лжеца! »сследователь т€жело переживал такую реакцию. Ђ√оре, которое во мне, пройдет лишь со смертьюї, Ц говорил он, и, по-видимому, именно эта психологическа€ травма послужила причиной его ранней смерти.

—пуст€ несколько лет после смерти первооткрывател€ справедливость восторжествовала. ѕроизошло это в первую очередь потому, что подобные изображени€ были найдены в других пещерах, расположенных в разных уголках ≈вропы Ц не мог же, в самом деле, художник, €кобы нан€тый —аутуолы, Ђотметитьс€ї во всех этих пещерах! ѕолучила объ€снение и сохранность рисунков Ц ей способствовал особый микроклимат пещер, которые много веков никто не тревожилЕ именно поэтому открытие таких Ђкартинных галерейї означало угрозу самому их существованию Ц пещеру јльтамира даже пришлось закрыть дл€ туристов в 1977 г., ведь посто€нное посещение пещеры людьми измен€ет влажность воздуха и содержание углекислого газа, Ђконсервирующихї древние краски, да ещЄ туристы вечно норов€т отбить кусочек на пам€тьЕ Ќо полюбоватьс€ красотами пещеры всЄ-таки можно Ц в 1990-х гг. неподалЄку создана Ђјльтамира-2ї Ц копи€ подлинной јльтамиры.  онечно, это было нелегко Ц в ход пошли самые современные технологии, и всЄ это дл€ того, чтобы воссоздать творени€ Ђпримитивныхї первобытных людей!

¬прочем, в главном Ц нанесении рисунков Ц при реконструкции подражали древним художникам. ¬о-первых, это касаетс€ используемых красок Ц тех, которые были доступны древнему человеку: чЄрный цвет Ц уголь, красный Ц охра (оксид железа). Ўли в ход и растени€ Ц дл€ синего, жЄлтого цвета. „тобы краска стала жидкой, стЄртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

 огда красок готовы, можно приступать к самому процессу: изображени€ гравировались на стенах пещеры камнем с заострЄнными кра€ми, затем окрашивались.  раски наносились пальцами, кое-где их растушЄвывали кусочками кожи.

„то же рисовали неолитические художники? Ћюбимый еЄ сюжет Ц дикие животные и сцены охоты. Ёто неудивительно Ц ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным зан€тием, за которым древний мужчина проводил изр€дную часть времени, пон€тно, что именно в таких сюжетах человек тогда мог Ђсамовыражатьс€їЕ но как раз Ђсамовыражениемї живопись дл€ древнего человека и не была!

Ќеолитический человек, образно говор€, не Ђвешал картину на стенкуї Ц не рисовал там, где жил: как правило, следы проживани€ людей наход€т ближе к входу в пещеру, а рисунки Ц в глубине. Ёто говорит о сакральности древней живописи, еЄ отделЄнности от обыденной жизни. „тобы пон€ть, дл€ чего нужны были нашим предкам эти рисунки, придЄтс€ вспомнить об одном из главных законов магического мышлени€ Ц Ђподобное рождает подобноеї, на котором до сих пор основываютс€ Ђмагические приЄмыї: хочешь сделать что-нибудь с человеком Ц проделай нечто подобное с его фотографией. ¬от так и древние люди, чтобы обеспечить себе удачную охоту, рисовали еЄ на стенах пещеры, а затем разыгрывали еЄ перед этими рисунками в виде особого танца. ѕри этом нарисованных животных могли символически Ђубиватьї (об этом говор€т следы от стрел и дротиков на многих изображени€х). –азумеетс€, главную роль в таких обр€дах играли колдуны и шаманы Ц в пещере “рЄх Ѕратьев во ‘ранции даже есть изображение такого шамана в ритуальном оде€нии: обнажЄнный человек с оленьими рогами на голове и с лошадиным хвостом, своего рода Ђчеловек-зверьї, посредник между миром людей и Ђвнешнимї миром, ещЄ не разделЄнным на мир природы и мир потустороннийЕ

¬от так рождалось искусство Ц вместе с магией, как еЄ порождение. » до сих пор человек искусства кажетс€ нам существом странным, Ђне от мира сегої, почти чудотворцем.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+