icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Сомневаешься? Узнай

Что рисовали древние художники?

  • 6425
  • 1

Что рисовали древние художники?

И
Испанский юрист Марселино Санс де Саутуола с детства увлекался науками, и хоть учёным не стал, археология оставалась его увлечением. Неизгладимое впечатление произвела на него коллекция оружия первобытных людей, представленная на Всемирной выставке в Париже в 1875 году. Может быть, и в пещере Альтамира, расположенной в земельных владениях Саутуолы, можно найти что-то столь же интересное?

Так и есть! Исследуя пещеру в течение четырёх лет, Саутуола нашёл там немало орудий древнего человека, но поистине судьбоносным оказался 1879 год, в один из дней которого археолог-любитель взял с собой в пещеру девятилетнюю дочку Марию. Случайно бросив взгляд на потолок, девочка воскликнула: «Папа, смотри, там нарисованы волы!» Отец взглянул – и застыл в восхищении: потолок пещеры был покрыт цветными изображениями бизонов, лошадей, оленей и других животных. Но если после каменного века никто в пещере не жил – значит, и эти рисунки принадлежат пещерным людям?

Вот так и была открыта пещерная живопись, которую ещё называют наскальной. Не сразу она была признана наукой: на конгрессе в Лиссабоне в 1880 г. открытие Саутуолы высмеяли и – по словам его внука – «набросились, как дикие звери». Рисунки так хорошо сохранились, а главное – выполнены с таким совершенством, ну как они могут принадлежать древним людям, чьим продуктам деятельности «полагается» быть грубыми и примитивными? Конечно же, их нарисовали современные художники по заказу Саутуолы – этого шарлатана и лжеца! Исследователь тяжело переживал такую реакцию. «Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью», – говорил он, и, по-видимому, именно эта психологическая травма послужила причиной его ранней смерти.

Спустя несколько лет после смерти первооткрывателя справедливость восторжествовала. Произошло это в первую очередь потому, что подобные изображения были найдены в других пещерах, расположенных в разных уголках Европы – не мог же, в самом деле, художник, якобы нанятый Саутуолы, «отметиться» во всех этих пещерах! Получила объяснение и сохранность рисунков – ей способствовал особый микроклимат пещер, которые много веков никто не тревожил… именно поэтому открытие таких «картинных галерей» означало угрозу самому их существованию – пещеру Альтамира даже пришлось закрыть для туристов в 1977 г., ведь постоянное посещение пещеры людьми изменяет влажность воздуха и содержание углекислого газа, «консервирующих» древние краски, да ещё туристы вечно норовят отбить кусочек на память… Но полюбоваться красотами пещеры всё-таки можно – в 1990-х гг. неподалёку создана «Альтамира-2» – копия подлинной Альтамиры. Конечно, это было нелегко – в ход пошли самые современные технологии, и всё это для того, чтобы воссоздать творения «примитивных» первобытных людей!

Впрочем, в главном – нанесении рисунков – при реконструкции подражали древним художникам. Во-первых, это касается используемых красок – тех, которые были доступны древнему человеку: чёрный цвет – уголь, красный – охра (оксид железа). Шли в ход и растения – для синего, жёлтого цвета. Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

Когда красок готовы, можно приступать к самому процессу: изображения гравировались на стенах пещеры камнем с заострёнными краями, затем окрашивались. Краски наносились пальцами, кое-где их растушёвывали кусочками кожи.

Что же рисовали неолитические художники? Любимый её сюжет – дикие животные и сцены охоты. Это неудивительно – ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным занятием, за которым древний мужчина проводил изрядную часть времени, понятно, что именно в таких сюжетах человек тогда мог «самовыражаться»… но как раз «самовыражением» живопись для древнего человека и не была!

Неолитический человек, образно говоря, не «вешал картину на стенку» – не рисовал там, где жил: как правило, следы проживания людей находят ближе к входу в пещеру, а рисунки – в глубине. Это говорит о сакральности древней живописи, её отделённости от обыденной жизни. Чтобы понять, для чего нужны были нашим предкам эти рисунки, придётся вспомнить об одном из главных законов магического мышления – «подобное рождает подобное», на котором до сих пор основываются «магические приёмы»: хочешь сделать что-нибудь с человеком – проделай нечто подобное с его фотографией. Вот так и древние люди, чтобы обеспечить себе удачную охоту, рисовали её на стенах пещеры, а затем разыгрывали её перед этими рисунками в виде особого танца. При этом нарисованных животных могли символически «убивать» (об этом говорят следы от стрел и дротиков на многих изображениях). Разумеется, главную роль в таких обрядах играли колдуны и шаманы – в пещере Трёх Братьев во Франции даже есть изображение такого шамана в ритуальном одеянии: обнажённый человек с оленьими рогами на голове и с лошадиным хвостом, своего рода «человек-зверь», посредник между миром людей и «внешним» миром, ещё не разделённым на мир природы и мир потусторонний…

Вот так рождалось искусство – вместе с магией, как её порождение. И до сих пор человек искусства кажется нам существом странным, «не от мира сего», почти чудотворцем.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+