Конечно, посетить богослужение – как и в любой христианский праздник! И не только 19 января (5 января по старому стилю), когда мы празднуем Крещение, а и накануне его – в крещенский сочельник, который весьма сходен с сочельником рождественским: в этот день тоже соблюдают строгий пост, и за стол садятся только после того, как принесут из храма освящённую воду. Есть при этом принято сочиво – блюдо из разваренного зерна и мёда.
Сходство между Рождеством и Крещением станет понятным, если мы вспомним событие, которому посвящён этот праздник. Наряду с самим Иисусом Христом одно из главных действующих лиц здесь – святой Иоанн Креститель, которого ещё называют Иоанном Предтечей, поскольку на него была возложена ответственная миссия – крестя людей водой, подготовить их к встрече с Тем, Кто будет крестить их Святым Духом.
И вот однажды к реке Иордан, где собрались желающие креститься люди, приходит сам Иисус Христос… как это могло выглядеть, мы представим, если вспомним картину А.Иванова «Явление Христа народу»: может, и не всё было так в деталях, но нельзя не расслышать основной мотив: «Вот Он!» Вроде бы ничего особенного не случилось – просто пришёл какой-то человек, но всем своим существом понимаешь: мир становится иным, Небеса открываются! И вот этот Человек просит Иоанна… крестить его. Иоанн считает, что недостоин крестить Спасителя – ему самому впору у Него креститься, но Спаситель настаивает… почему Он так поступает? Почему Бог требует, чтобы Его крестили?
В первые века христианства богословы немало спорили о соотношении божественного и человеческого начала в Иисусе Христе. Было и такое мнение (а некоторые церкви – в частности, копты в Египте придерживаются его до сих пор), что человеческого в Нём нет вообще, или оно поглощено божественным. Так вот, этот момент со всей ясностью свидетельствует, что это не так. Разумеется, как Бог Спаситель в Крещении не нуждается, но как человек должен быть крещён, дабы была освящена человеческая природа (ведь именно для её изменения Он и явился).
Но вот парадокс: крестившись как Человек, именно в этот момент Спаситель впервые являет себя как Бог. Вот как описывает это евангелист Лука: «тверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Мы видим здесь присутствие всех трёх ипостасей Святой Троицы, явленные в форме, доступной человеческому восприятию: Бог Отец как голос, который можно сделать, Бог Дух Святой в образе голубя, которого можно увидеть, и наконец Бог Сын, с которым даже можно общаться как с человеком, и всё это опять же выводит на идею освящения материального мира (вот ответ всем тем, кто склонен считать материальную природу вообще и человеческое тело в частности мёртвым грузом и чуть ли не злом, от которого надо поскорее избавиться!). Именно поэтому Крещение по-другому называется Богоявлением – день, когда Бог явил Себя человеку. В этом плане Крещение действительно сопоставимо с Рождеством, когда Спаситель явился в мир, но если в праздник Рождества мы видим Его как младенца, с которым можно связывать надежды, то в Крещение он предстаёт перед нами как зрелый, сильный Человек, который может предпринять активные действия. И, как мы помним, Он их предпринимает, ведь именно с этого момента начинается Его деятельность в качестве проповедника.
Материальный мир, подлежащий освящению, в крещенских обрядах представляет вода – вещество, которое является первейшим условием жизни (недаром на чужих планетах учёные в первую очередь ищёт воду), и одно из центральных «событий» – освящение воды, в Македонии даже существует народное название этого праздника – Водицы. Традиционно воду освящают не только в храмах, но и в водоёмах. Существует традиция вырубать для этого во льду крестообразную прорубь, которую называют иорданью (в память о реке, где крестился Спаситель), а болгары даже называют сам праздник Йордановден.
Стоит ли купаться в иордани? Если вы не «морж» – пожалуй, не стоит: это не требование Церкви, не церковный обряд, а народная традиция, возникшая в те времена, когда люди (в силу естественного отбора и активного образа жизни) отличались более крепким здоровьем, а наши современники иной раз умирают от воспаления лёгких, переоценив свои возможности. Не следует также рассчитывать на то, что вода из иордани лечит от всех болезней – это из разряда околоцерковных суеверий, и конечно, надо понимать, что освящение воды не уничтожает ни вредных примесей (которых до индустриальной эпохи не было), ни болезнетворных микроорганизмов (с ними в былые времена неплохо расправлялись знаменитые крещенские морозы, но мы-то всё чаще получаем «крещенскую оттепель»). То же самое относится и к той воде, которую вы принесёте в храм на освящение: поступите с ней предварительно так же, как с любой водой, которую собираетесь пить, т.е. пропустите через фильтр и вскипятите.
Освящаяют воду в храме и в крещенский сочельник, после литургии, и непосредственно в день Крещения. Разницы между тем и другим освящением нет никакой. Вода, освящённая в эти дни, называется великой Агиасмой (святыней), и потому пить её можно только натощак. Её не только пьют, но и окропляют ею жилища.
Как и любой праздник, Крещение сопровождается застольем. Традиционно на этот праздник готовили различные каши с маслом, наваристые супы, холодец, запеченную свинину, блины, причём последние в некоторых местах принято было делать квадратными (считалось, что это способствует богатству. Трудно сказать что-то определённое о корнях такого суеверия, но это именно суеверие).
Но главное – это, конечно, не застолье. Главное – осознать изменение мира и измениться вместе с ним!