icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

„то нужно делать в  рещение?

  • 4030
  • 1

„то нужно делать в  рещение?

Ђ–аз в крещенский вечерок девушки гадалиї, Ц читаем мы в бессмертной балладе ¬.∆уковского Ђ—ветланаїЕ да, у многих св€тки (т.е. врем€ от –ождества ’ристова до  рещени€ √осподн€), а также само  рещение (точнее, его канун Ц крещенский сочельник) ассоциируетс€ именно с гадани€ми. “акой обычай существовал, но рассматривать его следует как наследие €зыческих времЄн, хронологически совместившеес€ с этим христианским праздником, но никак не его часть. √адать христианину нельз€ однозначно, ни в праздник  рещени€, ни когда-либо ещЄ. ј что же делать нужно?

 онечно, посетить богослужение Ц как и в любой христианский праздник! » не только 19 €нвар€ (5 €нвар€ по старому стилю), когда мы празднуем  рещение, а и накануне его Ц в крещенский сочельник, который весьма сходен с сочельником рождественским: в этот день тоже соблюдают строгий пост, и за стол сад€тс€ только после того, как принесут из храма осв€щЄнную воду. ≈сть при этом прин€то сочиво Ц блюдо из разваренного зерна и мЄда.

—ходство между –ождеством и  рещением станет пон€тным, если мы вспомним событие, которому посв€щЄн этот праздник. Ќар€ду с самим »исусом ’ристом одно из главных действующих лиц здесь Ц св€той »оанн  реститель, которого ещЄ называют »оанном ѕредтечей, поскольку на него была возложена ответственна€ мисси€ Ц крест€ людей водой, подготовить их к встрече с “ем,  то будет крестить их —в€тым ƒухом.

» вот однажды к реке »ордан, где собрались желающие креститьс€ люди, приходит сам »исус ’ристосЕ как это могло выгл€деть, мы представим, если вспомним картину ј.»ванова Ђявление ’риста народуї: может, и не всЄ было так в детал€х, но нельз€ не расслышать основной мотив: Ђ¬от ќн!ї ¬роде бы ничего особенного не случилось Ц просто пришЄл какой-то человек, но всем своим существом понимаешь: мир становитс€ иным, Ќебеса открываютс€! » вот этот „еловек просит »оаннаЕ крестить его. »оанн считает, что недостоин крестить —пасител€ Ц ему самому впору у Ќего креститьс€, но —паситель настаиваетЕ почему ќн так поступает? ѕочему Ѕог требует, чтобы ≈го крестили?

¬ первые века христианства богословы немало спорили о соотношении божественного и человеческого начала в »исусе ’ристе. Ѕыло и такое мнение (а некоторые церкви Ц в частности, копты в ≈гипте придерживаютс€ его до сих пор), что человеческого в ЌЄм нет вообще, или оно поглощено божественным. “ак вот, этот момент со всей €сностью свидетельствует, что это не так. –азумеетс€, как Ѕог —паситель в  рещении не нуждаетс€, но как человек должен быть крещЄн, дабы была осв€щена человеческа€ природа (ведь именно дл€ еЄ изменени€ ќн и €вилс€).

Ќо вот парадокс: крестившись как „еловек, именно в этот момент —паситель впервые €вл€ет себ€ как Ѕог. ¬от как описывает это евангелист Ћука: Ђтверзлось небо, и ƒух —в€тый нисшЄл на Ќего в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: “ы —ын ћой ¬озлюбленный; в “ебе ћоЄ благоволение!ї ћы видим здесь присутствие всех трЄх ипостасей —в€той “роицы, €вленные в форме, доступной человеческому воспри€тию: Ѕог ќтец как голос, который можно сделать, Ѕог ƒух —в€той в образе голуб€, которого можно увидеть, и наконец Ѕог —ын, с которым даже можно общатьс€ как с человеком, и всЄ это оп€ть же выводит на идею осв€щени€ материального мира (вот ответ всем тем, кто склонен считать материальную природу вообще и человеческое тело в частности мЄртвым грузом и чуть ли не злом, от которого надо поскорее избавитьс€!). »менно поэтому  рещение по-другому называетс€ Ѕого€влением Ц день, когда Ѕог €вил —еб€ человеку. ¬ этом плане  рещение действительно сопоставимо с –ождеством, когда —паситель €вилс€ в мир, но если в праздник –ождества мы видим ≈го как младенца, с которым можно св€зывать надежды, то в  рещение он предстаЄт перед нами как зрелый, сильный „еловек, который может предприн€ть активные действи€. », как мы помним, ќн их предпринимает, ведь именно с этого момента начинаетс€ ≈го де€тельность в качестве проповедника.

ћатериальный мир, подлежащий осв€щению, в крещенских обр€дах представл€ет вода Ц вещество, которое €вл€етс€ первейшим условием жизни (недаром на чужих планетах учЄные в первую очередь ищЄт воду), и одно из центральных Ђсобытийї Ц осв€щение воды, в ћакедонии даже существует народное название этого праздника Ц ¬одицы. “радиционно воду осв€щают не только в храмах, но и в водоЄмах. —уществует традици€ вырубать дл€ этого во льду крестообразную прорубь, которую называют иорданью (в пам€ть о реке, где крестилс€ —паситель), а болгары даже называют сам праздник …ордановден.

—тоит ли купатьс€ в иордани? ≈сли вы не Ђморжї Ц пожалуй, не стоит: это не требование ÷еркви, не церковный обр€д, а народна€ традици€, возникша€ в те времена, когда люди (в силу естественного отбора и активного образа жизни) отличались более крепким здоровьем, а наши современники иной раз умирают от воспалени€ лЄгких, переоценив свои возможности. Ќе следует также рассчитывать на то, что вода из иордани лечит от всех болезней Ц это из разр€да околоцерковных суеверий, и конечно, надо понимать, что осв€щение воды не уничтожает ни вредных примесей (которых до индустриальной эпохи не было), ни болезнетворных микроорганизмов (с ними в былые времена неплохо расправл€лись знаменитые крещенские морозы, но мы-то всЄ чаще получаем Ђкрещенскую оттепельї). “о же самое относитс€ и к той воде, которую вы принесЄте в храм на осв€щение: поступите с ней предварительно так же, как с любой водой, которую собираетесь пить, т.е. пропустите через фильтр и вскип€тите.

ќсв€ща€ют воду в храме и в крещенский сочельник, после литургии, и непосредственно в день  рещени€. –азницы между тем и другим осв€щением нет никакой. ¬ода, осв€щЄнна€ в эти дни, называетс€ великой јгиасмой (св€тыней), и потому пить еЄ можно только натощак. ≈Є не только пьют, но и окропл€ют ею жилища.

 ак и любой праздник,  рещение сопровождаетс€ застольем. “радиционно на этот праздник готовили различные каши с маслом, наваристые супы, холодец, запеченную свинину, блины, причЄм последние в некоторых местах прин€то было делать квадратными (считалось, что это способствует богатству. “рудно сказать что-то определЄнное о корн€х такого суевери€, но это именно суеверие).

Ќо главное Ц это, конечно, не застолье. √лавное Ц осознать изменение мира и изменитьс€ вместе с ним!


mas
ћарк Ѕлау

"когда люди (в силу естественного отбора и активного образа жизни) отличались более крепким здоровьем, а наши современники иной раз умирают от воспалени€ лЄгких, переоценив свои возможности" Ќе думаю, что в старое врем€ люди отличались более крепким здоровьем, чем сейчас. ѕросто отношение к смерти было другое. "”мер ќхрим, ну и Ѕог с ним."

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+