✔ Общение
Думаю, не открою ничего нового, если скажу, что детям всегда интересно общение и, если педагог предоставит им такую возможность, то сможет не просто добиться дисциплины, но и поближе узнать своих учеников, а также даст им возможность больше узнать друг о друге. Например, можно попросить детей по очереди рассказать о своих увлечениях, домашних животных и т.д. Только преподаватель должен сразу предупредить, что рассказывать дети будут по очереди, попросить их не перебивать и внимательно слушать друг друга. Необходимо дать детям немного времени на подготовку, а потом пусть каждый ученик выходит к доске и рассказывает свою историю. Тем для такого общения – масса.
✔ Творчество
Ни для кого не секрет, что все дети любят что-то творить: кому-то больше нравится рисовать и разукрашивать, кому-то лепить из пластилина или делать аппликации… Чтобы занятия творчеством не стали для детей чем-то обыденным и это не было таким явным «займитесь хоть чем-нибудь, только не шумите», педагог должен придумать для детей какую-то цель. Например, можно предложить им сделать подарок для мамы или папы, бабушки или дедушки. Наверняка, дети проявят большой интерес к работе, если сказать им, что необходимо, допустим, нарисовать картины, которые украсят их класс.
✔ Игра в корректора
Ещё один очень интересный способ увлечь детей – предложить им поиграть в корректора (или учителя). Это когда дети сами проверяют работы своих одноклассников. Например, пусть каждый ученик обменяется тетрадями с соседом по парте и проверит правильность выполнения домашнего задания. Согласитесь, от такого времяпровождения есть несомненная польза: дети и заняты будут, и смогут потренировать свою внимательность, а также это прекрасная возможность повторить пройденное. Для того, чтобы они в полной мере почувствовали себя корректором или преподавателем, можно даже разрешить им исправлять ошибки красным карандашом и выставить своему однокласснику в тетради заслуженную оценку!
✔ Чтение
Конечно, такое занятие, как чтение книги, вряд ли придётся детям по душе. Не будем лукавить: далеко не все дети любят читать. Однако, если грамотно объяснить им всю важность этого процесса, да ещё и подобрать им интересную книгу, занятие может стать очень даже увлекательным! Ещё интереснее – предложить детям читать по ролям. Например, преподаватель может для этого отобрать лучших чтецов класса, а остальные детки пусть внимательно их слушают. Возможно это даже послужит для них стимулом подтянуться и тоже со временем принять участие в таком ролевом чтении. Не стоит забывать и о том, что дети любят слушать! И, если педагог хочет как-то увлечь детей, может прочесть им интересный рассказ. А потом можно предложить детям принять участие в обсуждении данного рассказа.
✔ Игра «Вопрос-ответ» и другие коллективные игры
Очень простой и действенный способ занять детей в классе – предложить им поиграть в вопросы и ответы. К такой игре преподавателю не нужно даже как-то особо готовиться – достаточно задавать самые простые вопросы, ответы на которые должны знать все, например «сколько дней в неделе?», «Сколько минут в часе?», «Номер пожарной, милиции, скорой?» и т.д. Это для детей и интересно, и полезно. Есть множество других игр, в которые может играть весь класс – «Испорченный телефон», «Угадай, кто говорит», «Проверь себя» и многие-многие другие.
Такое времяпровождение помогает сплотить детский коллектив, у детей появляется возможность лучше узнать своих одноклассников и учит их понимать друг друга. Такие классы, где ученики постоянно заняты каким-то общим делом - самые дружные, там налажена система взаимопомощи и отстающих учеников в таком коллективе, как правило, не бывает. Только, конечно, стоит учитывать, что самоорганизация - это не для детей, поэтому всё зависит от педагога. Если учитель не спешит каждую перемену на коридор поболтать с коллегами и не оставляет учеников во время большого перерыва между уроками одних в классе, а готов пожертвовать своим свободным временем ради детей и проявить хотя бы капельку смекалки, чтобы увлечь их каким-то делом, школьники никогда не устроят в классе дебош.