icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Что мы знаем о Пиросмани?

  • 1323
  • 10

Что мы знаем о Пиросмани?

К
Картины художника Нико Пиросмани (Николая Пиросманашвили; 1862 — 1918) давно уже стали одним из символов Грузии.

Он родился в 1862 году в Восточной Грузии, в селе Мирзаани, в Кахетии.

Кахетия – это не только место рождения. Для грузинов кахетинец – это еще и характер.

Кахетия – это сельский край. Здесь, в долине реки Алазани под жарким солнцем растет все, что может расти. А главное, виноград. Едешь по дороге – словно по полкам винного магазина путешествуешь: Цинандали, Гурджаани, Мукузани, Ахашени… Греми, наконец.

Кахетия для Грузии – это и милая провинция, где у половины столичных жителей проживают близкие родственники. Это и надежный тыл. Именно сюда во время войны 2008 года эвакуировали из Тбилиси детей. Кахетия – это и край, в котором зародилась Грузия, откуда распространялось по стране христианство. Кахетинцы по всеобщему мнению – простодушные и честные трудяги-крестьяне. Отец солдата из одноименного фильма, трогательно сыгранный Серго Закариадзе, – он из Кахетии, из Гурджаани. Так же, как и герой фильма «Мимино». Телави, где он живет, тоже в Кахетии.

Пиросмани – кахетинец. Трудно сказать, насколько это определило судьбу художника.

Когда ему было восемь лет, он остался сиротой. Почти одновременно умерли его отец, мать и старший брат. Мальчика взяла на воспитание зажиточная семья тифлисских армян Калантаровых. В 1870 году Нико Пиросмани переехал к Калантаровым в Тифлис, и жил в их семье еще пятнадцать лет.

Живя в Тифлисе, Нико научился читать по-грузински и по-русски. Некоторое время, еще мальчиком, он работал в типографии. В Тифлисе же он впервые увидел «настоящих» художников. Художники расписывали вывески духанов и лавок. Нико понял, что и он может быть художником. Вместе с другом юноша открывает мастерскую. Самые красивые, самые привлекательные вывески – у нас! Но заказов не поступило, и мастерскую пришлось закрыть.

В 28 лет Пиросмани устраивается на государственную службу, на железную дорогу, тормозным кондуктором. Но к работе, которая вполне могла бы прокормить, он относится без пиетета. Выговоры и штрафы за нарушения следуют одно за другим. В конце концов, со службы Нико уходит в январе 1894 года. И снова пытается заняться торговлей. С приятелем Нико открывает молочную лавку. Главным вкладом Пиросмани в этот почетный бизнес было рисование вывески. В лавке же сидеть не хотелось. Нико часто просил отпуск и уезжал в родную деревню. Для многих тифлисцев, как уже было сказано, такие поездки были делом обычным. В деревне жило множество родственников. В деревне были все свои, в деревне было хорошо.

В 1900 году Пиросмани становится, наконец, художником. Бродячим художником, работающим фактически за еду. Но какое счастье, когда тебя кормит любимое дело! На жестяных вывесках Нико Пиросмани изображал то, что видел вокруг: фрукты и вино, шашлыки, веселых, пирующих людей.

Нужда – двигатель искусства. Пиросмани начинает писать свои картины на очень дешевом материале, всегда имевшимся под рукой, на клеенках, которыми в духанах покрывали столы. Клеенки были двух цветов, белые и черные. В дело шли как те, так и другие. Где нужно, художник оставлял куски не закрашенными. Получались цветные картинки на белом фоне или же – совсем авангардно – цветные картинки на черном фоне. Но главное, картины Пиросмани теперь отличались от картин других художников даже основой, на которую наносились краски.

Его картины были похожи на детские рисунки. На них – простые сюжеты. Для пущей ясности Пиросмани иногда подписывал картины по-грузински и не совсем грамотно по-русски. На картинах были изображены звери, которые охотятся и звери, на которых охотятся. Люди, которые работают и люди, которые пируют. Ведь посидеть с друзьями и родственниками, выпить вина, спеть длинную песню – какое еще удовольствие нужно человеку в жизни?

Царь небесный пошлет мне прощения за прегрешенья,

А иначе зачем на земле этой вечной живу...

Мода на картины Пиросмани пошла в 1960-е годы от тех московских интеллигентов, которые восторженно повторяли эти слова вслед за невысоким поэтом со странным именем и со странной фамилией, который странным образом решил не читать свои стихи, а петь их под гитару.

Для московской (и не только московской) интеллигенции Пиросмани был интересен также и тем, что жил почти в то же самое время, когда во Франции стал известен другой примитивист, таможенник Анри Руссо. Картины Нико Пиросмани были похожи на картины французского художника своей кажущейся беспомощностью, превратившейся в стиль. И не похожи на картины Руссо они тоже были, потому что у Руссо все же хватало денег на приобретение красок. Картины же Пиросмани были гораздо аскетичнее. И на фоне этого аскетизма и по-детски неверных контуров еще сильнее вспыхивали чувства и образы.

Первыми же людьми с художественным образованием, которые заметили великий примитивизм Пиросмани, были братья-футуристы Зданевичи, Кирилл и Илья. В одном из трактиров они увидели картины Пиросмани и попросили хозяина познакомить их с тем художником, кто эту прелесть нарисовал. Братья Зданевичи познакомились с художником, приобрели у него много картин. В начале 1913 года Илья Зданевич опубликовал первую статью о творчестве художника-самородка Пиросманишвили.

В 1913 году на выставке в Москве картины Пиросмани были выставлены впервые. У художника появились первые почитатели.

Одна из знаменитых картин Пиросмани этого периода – «Маргарита». Она написана в 1909 году и на ней изображена циркачка-француженка, в которую Нико Пиросмани был безответно влюблен. Эту историю по-своему пересказали и К.Паустовский, и А.Вознесенский. А спела про «Миллион алых роз» Алла Пугачева.

Но слава в далеких северных столицах не слишком радовала Пиросмани. И даже то, что он стал самым популярным у духанщиков художников Тифлиса, не принесло ему больших доходов. Более того, в 1918 году, когда Грузия приобрела независимость, большинство тифлисских злачных мест закрылось (война!) и количество заказов от их содержателей драматически уменьшилось. В это время Пиросмани практически голодал и холодал. От простуды и от голода художник и умер.

Его обнаружили 5 мая 1918 года в подвале одного из домов. Был он уже в беспамятстве и через полтора дня скончался.

Если вдруг Вас занесет судьба в небольшой, но миленький кахетинский городок Сигнахи, который высится на горе и смотрит на Алазанскую долину, возблагодарите судьбу за это, и постарайтесь посетить местный музей с очень достойной художественной экспозицией. Естественно, что здесь представлено много картин знаменитого кахетинца, Нико Пиросмани. Придите, посмотрите и насладитесь!

mas
Марк Блау

Актриса Маргарита и еще несколько картин Пиросмани

spe
Евгения Радченко

Ну теперь хоть знаю, что это не только вино, но и художник:) Ну или что вино получило свое название от имени.)

top
Halida Rojkova

Пиросмани - Самобытный художник со своим видением мира.

pro
Тамара Меркулова

Евгения, вы серьезно не знали про Пиросмани? А вино "Чюрлёнис" случайно не пили? :)

pro
Семен Цыгановский

Портрет Пиросмани на грузинской денежке в 1 лари. На обратной стороне - одна из картин художника

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+