icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ѕраздники

„то и как нужно делать в »ванов день?

  • 1253
  • 18

„то и как нужно делать в »ванов день?

¬
¬се слав€нские и не слав€нские народы знают праздник »вана  упалы, отмечаемый в ночь на –ождество »оанна  рестител€ (7 июл€ ст.ст.) Ќо вот к чему приурочен этот праздник изначально знают не все.

ƒл€ многих это просто весЄлые ночные гул€нь€ с прыжками через костры и купанием в речках, как дань пам€ти прародител€м.

Ќа самом же деле, праздник »вана  упалы содержит в себе обычай поклонени€ солнцу и земле.

«емлю люди почитали не только в €зыческие времена, но много веков спуст€. ѕлодородие «емли, еЄ способность Ђрожатьї и тем самым Ђкормитьї людской род, делали еЄ в глазах человека всеобщей ћатерью.

” многих народов есть поговорки и благожелани€, св€занные с ћатерью-«емлЄй: ЂЅудь щедр, как св€та «емл€, она тебе и богатства прибавит!ї

ќна же Ц воплощение красоты, здоровь€ и чистоты.

¬ деревн€х до сих пор головную боль лечат, прикладыва€сь к земле.

„тобы не болели ноги, станов€тс€ на колени в свежевспаханную землю, приговарива€: Ђ ак ты, ћать-«емл€, здорова, так бы и ножки мои не болели, по тебе ходили!ї.

≈сли долго не отпускала кака€-либо зат€жна€ хворь, шли на поле, сыпали на землю крупу и говорили: Ђѕрости, сторона-ћать-сыра-«емл€! «абери хворобу мою! ¬от тебе крупички на кашку!ї

—тарообр€дцы вообще, за неимением воды, Ђмоютї руки перед едой землЄю, приписыва€ ей не меньшую очищающую силу.

ѕочтительное отношение к «емле, как к ћатери, породило множество строгих запретов и предписаний, обусловленные тем, что «емл€, как и женщина, в определЄнные периоды Ђзачинаетї и в положенные сроки Ђразрешаетс€ от бремениї урожаем.

Ќапример, в праздник Ѕлаговещень€ нельз€ копать, рыть, вообще трогать землю, потому как «емл€ беременна, и, если потревожить еЄ в эти дни, она не сможет легко разродитьс€.

ћногие народные поверь€ говор€т о том, что комь€ земли нельз€ разрубать палками и цепами-колотушками: Ђ то бьЄт землю Ц бьЄт мать по животу!ї

Ќа “роицу нельз€ ходить по «емле босиком, - «емл€-именинница и должна отдохнуть!

¬ христианские времена древнее слав€нское почитание «емли отразилось на особенности поклонени€ Ѕогородице: Ђ” человека три матери. ѕерва€ мать наша Ц ѕресв€та€ Ѕогородица, котора€ родила —паса мира всего. ¬тора€ наша мать Ц «емл€, ибо от земли мы созданы и в землю паки пойдЄм. “реть€ мать Ц та, котора€ в утробе носила и по рождестве нашем телом вскормила.ї

ѕо той же причине запрещалась матерна€ брань Ц в ней видели оскорбление не только женщины, но и ћатери-«емли, и Ѕогородицы. ¬ одном из духовных стихов сам »исус запрещает бранитьс€, говор€, что Ђбуде земл€ €ко вдоваї.

ѕоскольку земл€ считалась общей матерью, во многих слав€нских поселени€х было прин€то ка€тьс€ в грехах не только св€щеннику, но и «емле.

ћать-«емл€ почиталась, как чиста€, св€та€ стихи€ Ц ею кл€лись в знак нерушимости и верности своего слова, как обет в исполнении договора, как в правдивом свидетеле. Ђ упеческое слово, крепко, как камень, да твердь земна€ крепче!ї Ђѕусть земл€ мен€ задавит, если неправду скажу!ї Ђ оли пойду неладно, да разверзнетс€ земл€ у мен€ под ногами!ї ¬ера в нерушимость кл€твы землЄй была так сильна, что человек, подозреваемый в совершении преступлени€, мог оправдать себ€, проглотив комок земли или же поцеловав землю перед мирскими судь€ми. — него снимались все обвинени€, потому, что обманувший при такой кл€тве, навлекал страшные несчасти€ на свою голову и на весь свой род.

— этим же культом ћатери-«емли св€зан древнейший обычай брать с собой родную землю, надолго покида€ дом. ¬о врем€ закладки нового дома, в другом месте, эту землю частично ссыпали в фундамент или просто под стену, вер€, что родна€ земл€ защитит живущих в нЄм от всех несчастий. —ыпали эту же землю и у ворот нового дома, приговарива€: Ђѕо своей земле хожу!ї. ≈сли же человек умирал, неважно на чужбине или в родном краю, землю из-под его дома или из узелка, хранимую, как частичку –одины, сыпали ему в могилу, чтобы лежал он Ђв своей землеї. ≈сли же по каким-то причинам Ђсвоей землиї у него не оказывалось, в могилу кидали мелкие монеты Ц откуп за Ђсвою землюї.

Ётот обычай печально напомнил о себе после революции 17-го, когда, навсегда покида€ страну, люди увозили в эмиграцию пригоршню родной землиЕ

ќбщие дл€ всех слав€нских народов представлени€ о том, что Ќебо и «емл€ Ц супруги, вылилось во множественные €зыческие культы и праздники, которые зачастую начинались с обращени€: Ђќ, Ќебо-ќтец! » ты, «емл€-ћать!...ї ¬от и в день летнего солнцесто€ни€, почитаемый ÷ерковью, как –ождество »оанна  рестител€, а €зычниками и их потомками »вана  упалы, объединил в себе поклонение двум противоположным стихи€м Ц солнечному огню и земле.

¬ эту ночь считалось, все травы приобретают магические, волшебные и, само собой, особые лечебные свойства, т.к. ћать-«емл€ готова прин€ть в себ€ сем€ своего солнечного супруга.

“равы, собранные на »ванов день, действительно считаютс€ самыми лечебными, т.к. сбор их приходитс€ на самый что ни на есть пик цветени€ природы!  онечно, сейчас совершенно не об€зательно срывать подорожник зубами, а метЄлочки пижмы оплетать корой в€за, но что-то в этом было, согласитесь!

–астени€ собирали об€зательно до восхода солнца, пучков должно было быть нечЄтное кол-во, а женщины Ц босоноги и простоволосы. ¬ послании игумена ѕсковского к кн€зю ƒмитрию –остовскому за 1505 год, читаем: Ђ∆Єны-чаровницы в св€тую ночь »ванову, по пол€м, по лугам и дубравам собирают травы и корни, шепча заговоры бесовские и приговоры сатанинские, на пагубу человекам и скотам.ї

ј поверье, что в купальскую ночь Ц единственную ночь в году! Ц цветЄт папоротник?! —орвавший этот цветок, получает способность понимать €зык всех растений и животных, а самое главное Ц отыскивать клады! ¬от и думай теперь, то ли —ерый ¬олк Ц оборотень, то ли »ван-царевич нашЄл цветок папоротника, прид€ в »ванову ночь в лес, очертив вокруг себ€ круг от нечистой силы, и, не убо€вшись нечисти, ушЄл из лесу не огл€дыва€сь, сорвав распустившийс€ в полночь цветок. ¬сЄ может быть, сказка, как известно, - ложь, да в ней, что тоже известно, - намЄк, чем не урок добрым молодцам и девицам? ¬прочем, верили, что цветок папоротника может попасть к человеку случайно, если, допустим, корова его съела, а человек Ц нет, не корову, а просто молочка попил!

Ќа »вана  упалу обр€д праздновани€ соблюдали тщательно, согласно обычаем той или иной слав€нской ветви, совершали ритуалы, направленные против нечистой силы; главные костры возжигали только при помощи Ђживогої огн€ (трением или от особо хранимого Ђмолни€чного огн€ї); первый, главный костЄр сооружали вокруг чучела  упайлы, которого в некоторых местах называли Ѕабой ягой или ¬едьмачкой.

¬округ первого и второго главных костров раскладывали костры поменьше Ц домовые шарни (жарни). ѕрыгать через шарни надо было об€зательно! „ем выше огонь Ц тем выше прыжок Ц тем выше уродитс€ лЄн и хлеб.

¬торой костЄр сооружали вокруг шеста, на верхушке которого было закреплено тележное колесо Ц символ солнца.  ак только колесо загоралось и падало с шеста, его с гиканьем и улюлюканьем скатывали в воду, и начиналс€ самый разнузданный, нарушающий все нормы поведени€, заключительный акт пьесы, под названием ЂЌочь на »вана  упалаї.

ѕосле Ђкупани€ї колеса девки и бабы скидывали одежды, распускали волосы и с радостными криками кидались вслед за Ђсолнцемї. Ёта часть празднества называлась Ђиграть в водуї. ” тех, кто одежду не снимал, разрывали вороты рубах, сдЄргивали по€са, с целью выкупа за определЄнные совместные действи€, валили в воду или обливали водой. ¬се при этом свистели, пели и пл€сали, раду€сь Ђвыкупанному солнцуї.

ѕарень, старающийс€ привлечь к себе внимание определЄнной девушки, дарил ей цветок, чаще всего это был вод€ной цветок кувшинки или купавки.

ќй, купалс€ »ван,

“ай и в воду упал,

Ѕелых квиток нарвал,

» всем девкам раздал.

√о, »ване, го, го!!!

ƒа, допускались в эту ночь вс€кие вольности в отношени€х между мужчинами и женщинами! ¬от продолжение ЂотчЄтаї вышеупом€нутого игумена ѕсковского: ЂЕво св€ту ту ночь мало не весь град взм€тЄтс€ и взбеситс€! —тучат бубны, гуд€т сопели, жЄнам же и девкам плескание и пл€сование, и хребтами их вихл€ни€, и ногами их скакани€ и топтани€! “ут и есть мужам и отрокам великое прельщение и падение на женское блудное воззарение, жЄнам замужним беззаконное осквернение и девам непорочным растление!ї

Ќо, даже гораздо позже, уже в XX веке, Ђкупальские бесчинстваї не были большой редкостью. ѕарни гул€ли по селу всю ночь, забрасыва€ на крыши домов возы и лодки, затыкали печные трубы, зат€гивали на крыши брЄвна и даже скотЕ

ЂЅесчинствовалиї, как могли, но чаще всего во дворах понравившейс€ девушки. “ака€ вот своеобразна€ форма ухаживани€. ÷веты всЄ-таки как-то лучше, на мой взгл€д.

¬се эти ритуальные действи€ должны были побудить солнце светить €рче, гореть жарче и быть чище. ѕочему Ђчищеї? ѕотому, что Ѕог ярило в эту ночь Ђкупалс€ї, Ђигралї, Ђкрасовалс€ї и Ђрадовалс€ї в светлых водах рек, озЄр и ручьЄв, перед тем, как взойти к своей супруге ∆иве (Ћето, ƒодола, ѕапаруда), чтобы зачать с нею новую жизнь. “ак что, все действи€ Ц это помощь своим €зыческим Ѕогам в их нелЄгком деле плодороди€, так сказать, и искренн€€ радость за их соитие.

≈сли вы когда-нибудь захотите увидеть изображение »вана  упалы ( упайло,  упало), вы его не найдЄте: это не само божество, а действие, помогающее исполнить Ѕогу ярило (ƒажьбог, ’орс и пр.) своЄ предназначение в продолжении рода. „ем Ђсочнееї праздник, - тем больше сил и натиска у Ѕога ƒающего, тем ласковей и плодородней будет ћать-«емл€.

¬ообще, само слово Ђкупалої имеет очень и очень древнее происхождение, восходит оно к индоевропейскому глаголу, имеющему значение Ђкипетьї, Ђвскипатьї, Ђстрастно желать чего-либої. –имский бог любви  упидон имеет в своЄм имени тот же корень. ¬ русском €зыке корень этот сохранилс€ в слове Ђкипетьї - волноватьс€, бурлить, пенитьс€, бродить (о вине), подниматьс€ (о тесте). “аким образом, очевидно, что праздник »вана  упала Ц это св€зь с плодородными и производительными силами природы, с гор€чим солнцем и принимающей землЄй, со всеми источниками жизни.

ѕон€тное дело, дл€ слав€н было дико слышать проповедь патриарха  онстантинопольского, в которой он пыталс€ внушить им, что Ђземл€ бо бездушна€ тварь есть, и не слышит, и не умеет отвечать!ї

—лав€не верили и вер€т до сих пор, что земл€, вода, воздух, растени€, камни, солнце, огонь и вообще весь мир вокруг наполнены даже не сверхъестественными силами, а просто могут слышать, видеть, чувствовать.

Ёта вера, заставл€юща€ человека относитьс€ ко всему в природе, как к живым существам, породила особые представлени€ о душе, весьма отличные от общеприн€тых церковно-христианских канонов. ¬ Ђпост€зыческом пространствеї по всей этой необъ€тной территории душа Ц не только отдельна€ от физической оболочки невидима€ сущность, присуща€ исключительно людскому роду, а то, что обеспечивает жизнь всему живому на земле.

ƒа и себ€ человек с подобным менталитетом ощущает скорее элементом этой природы, не отдел€€ себ€ от неЄ. ј уж каким элементом природы он себ€ видит, покорителем или продолжателем, разрушителем или восстановителем, - это уже каждый должен решить дл€ себ€ сам, независимо от своего вероисповедани€.


top
Halida Rojkova

Ќасто€щий гимн «емле-матери и —олнцу ѕресветлому! «дорово!++++++++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

–ада, что "пришлось по вкусу"! ¬олновалась, не надоели ли мои €зыческие сказки?

top
Halida Rojkova

Ќикогда не смогут надоесть, даже не сомневайтесь!

mas
ћарк Ѕлау

Ќаверное делать надо, не столько в »ванов день, сколько в »ванову ночь. ј детишки от этой ночи по€вл€лись где-то в апреле. ќчень удобно. ∆енщина готова к сельхозработам.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+