icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

„то это за праздник Ц «елены св€тки?

  • 401
  • 2

„то это за праздник Ц «елены св€тки?

Ќ
ЂЌастали св€тки Ц то-то радость!ї Ц с этими словами ј. —. ѕушкина из романа Ђ≈вгений ќнегинї нельз€ не согласитьс€. ¬сем известно, что св€тками называют врем€ между двум€ великими христианскими праздниками Ц –ождеством ’ристовым и  рещением √осподним. Ќо менее известно, что существуют и другие св€тки Ц «еленыеЕ кстати, об обр€дах, св€занных с «елеными св€тками, ј. —. ѕушкин в Ђ≈вгении ќнегинеї тоже упоминает: Ђ...на пучок зари они рон€ли слезки триї. ќ том, как можно собрать зарю в пучок, и почему она вызывает такое умиление, что люди рон€ют слезы, да еще точно в количестве трех штук Ц мы поговорим несколько позднее.

ѕрежде всего, следует признать, что точную дату «еленых св€ток указать невозможно Ц можно только сказать, что так именуетс€ целый комплекс праздников дохристианского происхождени€, которые называют —емиком. ѕоскольку в христианское врем€ он хронологически совместилс€ с “роицей, его называют “роицко-семикской неделей, а также «елеными св€тками Ц ведь происходит это летом. Ёто была недел€, непосредственно следуща€ за праздником —в€той “роицы.

Ќар€ду с ѕасхой, в это врем€ красили €йца Ц но исключительно в зеленый цвет. Ќо в целом традиции, св€занные с «елеными св€тками, имеют происхождение дохристианское. ќни знаменуют собой границу между весной, когда пахали и се€ли, и летом, когда плоды земли растут и набирают силу, поэтому в семикских обр€дах присутствует множество элементов €зыческой магии плодороди€. Ёто отражаетс€ и в песн€х, которые исполн€лись в это врем€. Ќапример, в песне Ђ”ж мы се€ли, се€ли ленокї современный человек увидит разве что своеобразный древний Ђучебникї по обработке льна Ц возможно, такую функцию песн€ тоже выполн€ла (всем известно, как хорошо запоминаетс€ поэтический текст, а при отсутствии письменности это была актуально), но прежде всего это было именно магическое действо по известному принципу Ђподобное рождает подобноеї: исполн€€ песню, изображали соответствующие действи€ Ц и это должно было обеспечить хороший урожай льна. Ќе случайно после каждого куплета в этой песне повтор€етс€ припев: Ђ“ы удайс€, удайс€, ленок!ї

„тобы пол€ дали урожай, нужны дожди Ц и это тоже надо было Ђобеспечитьї магическим образом. »менно дл€ этого девушки и женщины Ђрон€ли слезыї на растени€, в том числе и на зарю (современное научное название этого растени€ Ц любисток лекарственный) Ц вот что имел в виду ј. —. ѕушкин. ”поминает об этом обр€де и —. ≈сенин: Ђя пойду к обедне плакать на цветыї.

¬ообще, главную роль в семикских обр€дах играли женщины Ц ведь именно они от природы нос€т в себе чудесную силу плодороди€. ќлицетворением такой силы в природе считалась береза Ц и это дерево тоже было главным действующим лицом «еленых св€ток. ∆енщины с особыми песн€ми украшали ее лентами Ц это называлось Ђзавивать березкуї. —уществовал и особый обр€д под названием Ђкумлениеї: женщины свивали венки из березовых ветвей и лент и целовали друг друга через такие венки, обеща€ Ђне ругатис€, не бранитис€ї Ц после этого до следующей “роицы они считались сестрами (Ђкумушкамиї). ƒевушки же в эти дни гадали, броса€ в воду венки: куда поплывет Ц оттуда и жениха ждать.

≈ще одна составл€юща€ «еленых св€ток Ц –усальные дни. —читалось, что в это врем€ русалки качаютс€ на деревь€х, и встреча с ними весьма веро€тно. ∆енщины развешивали на деревь€х холстины Ц в качестве приношени€ русалкам. ÷ерковь осуждала подобные обр€ды, называ€ их Ђпризыванием дь€волаї, но народ был далек от того, чтобы видеть в русалках дь€вольские силы. —корее это было отголоском древнего почитани€ умерших предков. ќтсюда происходит еще один обычай «еленых св€ток Ц устраивать поминки по Ђзаложным покойникамї Ц так называли людей, умерших неестественной смертью (например, утонувших или убитых).

 ак и все народные праздники, «еленые св€тки сопровождались многочисленными запретами: не ходить в лес одному, не водить в лес скотину, не полоскать белье, не шить. Ёто тоже наследие €зычество Ц ведь каждый трудовой процесс в те времена посв€щалс€ какому-нибудь божеству.


pro
Ќадежда  ћаслова

ћного интересных обр€дов было. ∆аль только, что уже не вернЄшь!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+