Прежде всего, следует признать, что точную дату Зеленых святок указать невозможно – можно только сказать, что так именуется целый комплекс праздников дохристианского происхождения, которые называют Семиком. Поскольку в христианское время он хронологически совместился с Троицей, его называют Троицко-семикской неделей, а также Зелеными святками – ведь происходит это летом. Это была неделя, непосредственно следущая за праздником Святой Троицы.
Наряду с Пасхой, в это время красили яйца – но исключительно в зеленый цвет. Но в целом традиции, связанные с Зелеными святками, имеют происхождение дохристианское. Они знаменуют собой границу между весной, когда пахали и сеяли, и летом, когда плоды земли растут и набирают силу, поэтому в семикских обрядах присутствует множество элементов языческой магии плодородия. Это отражается и в песнях, которые исполнялись в это время. Например, в песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок» современный человек увидит разве что своеобразный древний «учебник» по обработке льна – возможно, такую функцию песня тоже выполняла (всем известно, как хорошо запоминается поэтический текст, а при отсутствии письменности это была актуально), но прежде всего это было именно магическое действо по известному принципу «подобное рождает подобное»: исполняя песню, изображали соответствующие действия – и это должно было обеспечить хороший урожай льна. Не случайно после каждого куплета в этой песне повторяется припев: «Ты удайся, удайся, ленок!»
Чтобы поля дали урожай, нужны дожди – и это тоже надо было «обеспечить» магическим образом. Именно для этого девушки и женщины «роняли слезы» на растения, в том числе и на зарю (современное научное название этого растения – любисток лекарственный) – вот что имел в виду А. С. Пушкин. Упоминает об этом обряде и С. Есенин: «Я пойду к обедне плакать на цветы».
Вообще, главную роль в семикских обрядах играли женщины – ведь именно они от природы носят в себе чудесную силу плодородия. Олицетворением такой силы в природе считалась береза – и это дерево тоже было главным действующим лицом Зеленых святок. Женщины с особыми песнями украшали ее лентами – это называлось «завивать березку». Существовал и особый обряд под названием «кумление»: женщины свивали венки из березовых ветвей и лент и целовали друг друга через такие венки, обещая «не ругатися, не бранитися» – после этого до следующей Троицы они считались сестрами («кумушками»). Девушки же в эти дни гадали, бросая в воду венки: куда поплывет – оттуда и жениха ждать.
Еще одна составляющая Зеленых святок – Русальные дни. Считалось, что в это время русалки качаются на деревьях, и встреча с ними весьма вероятно. Женщины развешивали на деревьях холстины – в качестве приношения русалкам. Церковь осуждала подобные обряды, называя их «призыванием дьявола», но народ был далек от того, чтобы видеть в русалках дьявольские силы. Скорее это было отголоском древнего почитания умерших предков. Отсюда происходит еще один обычай Зеленых святок – устраивать поминки по «заложным покойникам» – так называли людей, умерших неестественной смертью (например, утонувших или убитых).
Как и все народные праздники, Зеленые святки сопровождались многочисленными запретами: не ходить в лес одному, не водить в лес скотину, не полоскать белье, не шить. Это тоже наследие язычество – ведь каждый трудовой процесс в те времена посвящался какому-нибудь божеству.