icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Что это за праздник – Зелены святки?

  • 247
  • 2

Что это за праздник – Зелены святки?

Н
«Настали святки – то-то радость!» – с этими словами А. С. Пушкина из романа «Евгений Онегин» нельзя не согласиться. Всем известно, что святками называют время между двумя великими христианскими праздниками – Рождеством Христовым и Крещением Господним. Но менее известно, что существуют и другие святки – Зеленые… кстати, об обрядах, связанных с Зелеными святками, А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» тоже упоминает: «...на пучок зари они роняли слезки три». О том, как можно собрать зарю в пучок, и почему она вызывает такое умиление, что люди роняют слезы, да еще точно в количестве трех штук – мы поговорим несколько позднее.

Прежде всего, следует признать, что точную дату Зеленых святок указать невозможно – можно только сказать, что так именуется целый комплекс праздников дохристианского происхождения, которые называют Семиком. Поскольку в христианское время он хронологически совместился с Троицей, его называют Троицко-семикской неделей, а также Зелеными святками – ведь происходит это летом. Это была неделя, непосредственно следущая за праздником Святой Троицы.

Наряду с Пасхой, в это время красили яйца – но исключительно в зеленый цвет. Но в целом традиции, связанные с Зелеными святками, имеют происхождение дохристианское. Они знаменуют собой границу между весной, когда пахали и сеяли, и летом, когда плоды земли растут и набирают силу, поэтому в семикских обрядах присутствует множество элементов языческой магии плодородия. Это отражается и в песнях, которые исполнялись в это время. Например, в песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок» современный человек увидит разве что своеобразный древний «учебник» по обработке льна – возможно, такую функцию песня тоже выполняла (всем известно, как хорошо запоминается поэтический текст, а при отсутствии письменности это была актуально), но прежде всего это было именно магическое действо по известному принципу «подобное рождает подобное»: исполняя песню, изображали соответствующие действия – и это должно было обеспечить хороший урожай льна. Не случайно после каждого куплета в этой песне повторяется припев: «Ты удайся, удайся, ленок!»

Чтобы поля дали урожай, нужны дожди – и это тоже надо было «обеспечить» магическим образом. Именно для этого девушки и женщины «роняли слезы» на растения, в том числе и на зарю (современное научное название этого растения – любисток лекарственный) – вот что имел в виду А. С. Пушкин. Упоминает об этом обряде и С. Есенин: «Я пойду к обедне плакать на цветы».

Вообще, главную роль в семикских обрядах играли женщины – ведь именно они от природы носят в себе чудесную силу плодородия. Олицетворением такой силы в природе считалась береза – и это дерево тоже было главным действующим лицом Зеленых святок. Женщины с особыми песнями украшали ее лентами – это называлось «завивать березку». Существовал и особый обряд под названием «кумление»: женщины свивали венки из березовых ветвей и лент и целовали друг друга через такие венки, обещая «не ругатися, не бранитися» – после этого до следующей Троицы они считались сестрами («кумушками»). Девушки же в эти дни гадали, бросая в воду венки: куда поплывет – оттуда и жениха ждать.

Еще одна составляющая Зеленых святок – Русальные дни. Считалось, что в это время русалки качаются на деревьях, и встреча с ними весьма вероятно. Женщины развешивали на деревьях холстины – в качестве приношения русалкам. Церковь осуждала подобные обряды, называя их «призыванием дьявола», но народ был далек от того, чтобы видеть в русалках дьявольские силы. Скорее это было отголоском древнего почитания умерших предков. Отсюда происходит еще один обычай Зеленых святок – устраивать поминки по «заложным покойникам» – так называли людей, умерших неестественной смертью (например, утонувших или убитых).

Как и все народные праздники, Зеленые святки сопровождались многочисленными запретами: не ходить в лес одному, не водить в лес скотину, не полоскать белье, не шить. Это тоже наследие язычество – ведь каждый трудовой процесс в те времена посвящался какому-нибудь божеству.

spe
Надежда  Маслова

Много интересных обрядов было. Жаль только, что уже не вернёшь!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+