icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Праздники

Чем Терендез в Армении похож на русскую масленицу?

  • 186
  • 7

Чем Терендез в Армении похож на русскую масленицу?

У
У многих народов есть праздники, в которых самым непостижимым образом сочетаются языческие и церковные обряды. Историки давно обратили на это внимание и объясняют этот феномен так: «На заре христианства священнослужители решили: если уж запретить не получается, то лучше адаптировать праздник и придать ему благопристойное объяснение из Священной книги».

Такая судьба у древнейшего армянского праздника Терендез. У него есть предыстория и история.

Предыстория вернет нас к языческим временам и отправит в какой-нибудь век до нашей эры. В ту пору армяне поклонялись многим богам, в числе которых был и Тир-арму. Он был скромным богом, не требовал для себя кровавых жертв, редко наказывал людей, никогда не грозил людям страшными бедствиями. Достаточно было принести ему в дар кусок хлеба, пару плодов и развести в его честь небольшой костер. Он был нужен богу, чтобы яснее видеть душу человека. В благодарность за дары Тир-арму оказывал покровительство мудрецам. Говорят, что он умел разрешать самые конфликтные ситуации. И делал это не при помощи оружия, а мудрым советом. Любил Тир-арму музыку, песни, танцы, учил людей рисовать и резать фигуры из камня, вышивать, вязать, плести корзины, делать посуду. Словом, превращал обычное ремесло в искусство. К Тир-арму шли за благословением те, кто хотел вступить в брак.

А еще в армянском пантеоне богов был грозный бог Мирг. В его ведении был огонь, который мог испепелить или наделить теплом и светом. Мирг требовал к себе уважительного отношения, в честь него принято было разводить огромные костры. Очень веселился бог, видя, как люди боятся прикосновений огня. Насмеявшись, он гладил рукой огонь, и тот больше не вспыхивал бешеными всполохами, горел ровно и невысоко. А люди, осмелев, прыгали через костер. Считалось, что вся нечисть, все горести, заботы и неудачи, сгорев в огне, покинут человека, как минимум, на год. А если влюбленные, против свадьбы которых выступают родственники, крепко держась за руки, прыгнут через костер, то они непременно получат родительское благословение. Быть свадьбе! Но при условии, если влюбленные не разожмут руки в прыжке.

На этом предыстория заканчивается и начинается история. Христианские священники, конечно, были против языческих обрядов. Они требовали, чтобы языческие боги были забыты навсегда. Но каждый год 13 февраля люди упорно разжигали костры, приносили дары богам и прыгали через костер. Выход нашли быстро. Оказалось, что языческий праздник по времени совпадает со Сретеньем, то есть с тем святым днем, когда праведный Симеон встретил Иисуса. Дали новое имя празднику. По-армянски «тиярн ынд дзерс», а по-старославянски «навстречу Господу». И огню, то есть кострам, нашли свое объяснение. Согласно новой трактовке, люди шли к храму, желая узнать, что происходит, и несли в руках свечи, лампы, факелы, чтобы осветить себе дорогу.

Праздник получился веселым и в меру торжественным. Начинается он в храме. Там молодожены и обрученные пары получают благословение. На службу приходят и влюбленные, и одинокие люди. Они, порадовавшись за других, попросят благословения себе. Да еще и дату назначат – следующий Терендез. Теперь можно приступать к праздничному угощению. Столы армянские хозяйки накрывают отменные. Ароматный хаш, пахнущий дымком хоравац, нежнейшая долма, лаваш, в который принято заворачивать кусочек брынзы и зелень, к чаю подадут кяту или назук…Непременно приготовят настоящий шашлык. И, конечно, не забудут поставить среди изысканных яств хецах. Это зерна пшеницы, которые сначала обжаривают, а потом поливают медом. С древних времен это кушанье символизирует достаток и обещает долгую счастливую жизнь.

Угостились на славу, а теперь идем во двор. Там начинается самое интересное. Главное действующее «лицо» - костер. Вокруг него водят хороводы, танцуют. Всюду музыка, песни и смех. Веселятся от души. Когда костер немного прогорит и пламя станет меньше, можно будет прыгнуть через огонь. Первыми, крепко взявшись за руки, это делают молодожены. В одних районах Армении принято прыгать три раза, в других требуется довести число прыжков до священной цифры семь. Главное правило – не разжать руки. Удалось? Значит, семья будет крепкой, и никакие житейские бури ей не страшны. Не удалось? Руки разжались? Не расстраивайтесь! Немного отдохните, успокойтесь и попробуйте еще разок, только выберите для второй попытки другой костер. Этот явно был неправильным.

А теперь очередь влюбленных пар. Посмотреть в глаза, крепко сжать руки и прыгнуть. Будет свадьба, непременно будет, даже не сомневайтесь! Влюбленные не расходятся, потому что теперь прыгать будут бездетные женщины. Их громко подбадривают и желают родить здоровое дитя. Присутствующие искренне верят, что на следующий праздник Терендез мать придет с ребенком на руках. Потом можно прыгать всем – и старым, и малым. В огне сгорят болезни и без следа сгинут неудачи. Прыжок – и ты здоров, полон сил и счастлив.

Такой вот веселый праздник Терендез отмечают 13 февраля все армяне. Празднуют в любой стране мира, куда бы судьба их не закинула. А чем этот замечательный древний праздник похож на русскую масленицу? Мне кажется, искренним весельем, обильным угощением и очищающим пламенем костра.

mas
Марк Блау

Огненный праздник. Наверное, очень красиво.

top
Halida Rojkova

Красиво, весело, уважительно, очень музыкально!

pro
Семен Цыгановский

Праздник во многом похож на обычаи огнепоклонников. Что не удивляет. Люди жили рядом, одни огни видели.

spe
Владислав Черных

Интересный бог Тир. Ученые пытаются его привязать то к зороастрийскому Ахурамазде, то ассоциируют с Аполлоном, Гермесом или Тотом, а мне он почему-то по описанию напоминает Виракочу или Кецалькоатля - богов-просветителей доколумбовой Америки.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+