icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ѕраздники

„ем “ерендез в јрмении похож на русскую масленицу?

  • 476
  • 7

„ем “ерендез в јрмении похож на русскую масленицу?

” многих народов есть праздники, в которых самым непостижимым образом сочетаютс€ €зыческие и церковные обр€ды. »сторики давно обратили на это внимание и объ€сн€ют этот феномен так: ЂЌа заре христианства св€щеннослужители решили: если уж запретить не получаетс€, то лучше адаптировать праздник и придать ему благопристойное объ€снение из —в€щенной книгиї.

“ака€ судьба у древнейшего арм€нского праздника “ерендез. ” него есть предыстори€ и истори€.

ѕредыстори€ вернет нас к €зыческим временам и отправит в какой-нибудь век до нашей эры. ¬ ту пору арм€не поклон€лись многим богам, в числе которых был и “ир-арму. ќн был скромным богом, не требовал дл€ себ€ кровавых жертв, редко наказывал людей, никогда не грозил люд€м страшными бедстви€ми. ƒостаточно было принести ему в дар кусок хлеба, пару плодов и развести в его честь небольшой костер. ќн был нужен богу, чтобы €снее видеть душу человека. ¬ благодарность за дары “ир-арму оказывал покровительство мудрецам. √овор€т, что он умел разрешать самые конфликтные ситуации. » делал это не при помощи оружи€, а мудрым советом. Ћюбил “ир-арму музыку, песни, танцы, учил людей рисовать и резать фигуры из камн€, вышивать, в€зать, плести корзины, делать посуду. —ловом, превращал обычное ремесло в искусство.   “ир-арму шли за благословением те, кто хотел вступить в брак.

ј еще в арм€нском пантеоне богов был грозный бог ћирг. ¬ его ведении был огонь, который мог испепелить или наделить теплом и светом. ћирг требовал к себе уважительного отношени€, в честь него прин€то было разводить огромные костры. ќчень веселилс€ бог, вид€, как люди бо€тс€ прикосновений огн€. Ќасме€вшись, он гладил рукой огонь, и тот больше не вспыхивал бешеными всполохами, горел ровно и невысоко. ј люди, осмелев, прыгали через костер. —читалось, что вс€ нечисть, все горести, заботы и неудачи, сгорев в огне, покинут человека, как минимум, на год. ј если влюбленные, против свадьбы которых выступают родственники, крепко держась за руки, прыгнут через костер, то они непременно получат родительское благословение. Ѕыть свадьбе! Ќо при условии, если влюбленные не разожмут руки в прыжке.

Ќа этом предыстори€ заканчиваетс€ и начинаетс€ истори€. ’ристианские св€щенники, конечно, были против €зыческих обр€дов. ќни требовали, чтобы €зыческие боги были забыты навсегда. Ќо каждый год 13 феврал€ люди упорно разжигали костры, приносили дары богам и прыгали через костер. ¬ыход нашли быстро. ќказалось, что €зыческий праздник по времени совпадает со —ретеньем, то есть с тем св€тым днем, когда праведный —имеон встретил »исуса. ƒали новое им€ празднику. ѕо-арм€нски Ђти€рн ынд дзерсї, а по-старослав€нски Ђнавстречу √осподуї. » огню, то есть кострам, нашли свое объ€снение. —огласно новой трактовке, люди шли к храму, жела€ узнать, что происходит, и несли в руках свечи, лампы, факелы, чтобы осветить себе дорогу.

ѕраздник получилс€ веселым и в меру торжественным. Ќачинаетс€ он в храме. “ам молодожены и обрученные пары получают благословение. Ќа службу приход€т и влюбленные, и одинокие люди. ќни, порадовавшись за других, попрос€т благословени€ себе. ƒа еще и дату назначат Ц следующий “ерендез. “еперь можно приступать к праздничному угощению. —толы арм€нские хоз€йки накрывают отменные. јроматный хаш, пахнущий дымком хоравац, нежнейша€ долма, лаваш, в который прин€то заворачивать кусочек брынзы и зелень, к чаю подадут к€ту или назукЕЌепременно приготов€т насто€щий шашлык. », конечно, не забудут поставить среди изысканных €ств хецах. Ёто зерна пшеницы, которые сначала обжаривают, а потом поливают медом. — древних времен это кушанье символизирует достаток и обещает долгую счастливую жизнь.

”гостились на славу, а теперь идем во двор. “ам начинаетс€ самое интересное. √лавное действующее Ђлицої - костер. ¬округ него вод€т хороводы, танцуют. ¬сюду музыка, песни и смех. ¬есел€тс€ от души.  огда костер немного прогорит и плам€ станет меньше, можно будет прыгнуть через огонь. ѕервыми, крепко вз€вшись за руки, это делают молодожены. ¬ одних районах јрмении прин€то прыгать три раза, в других требуетс€ довести число прыжков до св€щенной цифры семь. √лавное правило Ц не разжать руки. ”далось? «начит, семь€ будет крепкой, и никакие житейские бури ей не страшны. Ќе удалось? –уки разжались? Ќе расстраивайтесь! Ќемного отдохните, успокойтесь и попробуйте еще разок, только выберите дл€ второй попытки другой костер. Ётот €вно был неправильным.

ј теперь очередь влюбленных пар. ѕосмотреть в глаза, крепко сжать руки и прыгнуть. Ѕудет свадьба, непременно будет, даже не сомневайтесь! ¬любленные не расход€тс€, потому что теперь прыгать будут бездетные женщины. »х громко подбадривают и желают родить здоровое дит€. ѕрисутствующие искренне вер€т, что на следующий праздник “ерендез мать придет с ребенком на руках. ѕотом можно прыгать всем Ц и старым, и малым. ¬ огне сгор€т болезни и без следа сгинут неудачи. ѕрыжок Ц и ты здоров, полон сил и счастлив.

“акой вот веселый праздник “ерендез отмечают 13 феврал€ все арм€не. ѕразднуют в любой стране мира, куда бы судьба их не закинула. ј чем этот замечательный древний праздник похож на русскую масленицу? ћне кажетс€, искренним весельем, обильным угощением и очищающим пламенем костра.


mas
ћарк Ѕлау

ќгненный праздник. Ќаверное, очень красиво.

top
Halida Rojkova

 расиво, весело, уважительно, очень музыкально!

pro
—емен ÷ыгановский

ѕраздник во многом похож на обычаи огнепоклонников. „то не удивл€ет. Ћюди жили р€дом, одни огни видели.

spe
¬ладислав „ерных

»нтересный бог “ир. ”ченые пытаютс€ его прив€зать то к зороастрийскому јхурамазде, то ассоциируют с јполлоном, √ермесом или “отом, а мне он почему-то по описанию напоминает ¬иракочу или  ецалькоатл€ - богов-просветителей доколумбовой јмерики.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+