Почему же понятие о словах-антонимах так легко и быстро усваивается? Причина в том, что в основе лексической природы этих понятий лежит принцип ассоциации по контрасту. То есть, усвоив один из признаков предмета, явления или действия, ребенок легко дополняет уже знакомый ему признак воображением противоположного ему по смыслу. Легко усваивается и то, что среди антонимов нет имен собственных (попробуйте, например, найти имя, противоположное Ивану). Нельзя найти антоним и к числительному или местоимению.
Оказывается, с точки зрения лингвистики, знания о словах-антонимах, почерпнутые нами в школе, далеко не конечные (век живи – век учись!). Ученые разделяют антонимы на несколько больших групп.
Например, антонимы могут быть однокоренными (зайти-выйти) или разнокоренными (вверх-вниз), выражать разный тип понятий (имеющие полярные или переходные значения): например, белый-черный или белый-серый-черный.
Антонимами являются и слова (или выражения), выражающие противоположные действия или ситуацию с точки зрения разных участников событий: плавать-тонуть, купить-продать, муж-жена, ученик-учитель, угощать - обнести.
Существует и много других видов антонимов, которые помогают усваивать этот сложный мир. Среди ученых-лингвистов все они, конечно, имеют свои названия и определения, но насколько нужно их знать и разделять – это, по моему глубокому убеждению, вопрос очень спорный.
К сожалению, тактика многих школьных учителей такова, что многие из них стараются «впихнуть» в головы учеников максимум полезной информации по своему предмету, в надежде на то, что хотя бы часть из нее будет усвоена. А в результате, у учеников срабатывает инстинкт самосохранения. И вместо того, чтобы усвоить хотя бы часть информации, их еще слабая психика вообще отказывается воспринимать знания по предмету, а в голове остается либо пустота, либо, что еще хуже, некоторая мешанина, разобрать которую бывает под силу только опытному репетитору в частном обучении.
Разумеется, есть и более способные ученики, и более старательные, и увлеченные данным предметом. Но, в основной своей массе, речь-то идет именно о среднем (то есть, рассчитанным на среднего ученика со средними способностями) образовании! И, думается мне, научить школьника грамотно писать и излагать свои мысли – более важно, чем вложить в него массу бесполезных во взрослой жизни знаний. И еще более важно - научить ребенка учиться, то есть самому находить нужную информацию, а не бездумно заучивать огромный объем бесполезной. Все равно бОльшая ее часть скоро забудется, как ненужная, так как ее вытеснит другая, более интересная и полезная. Таково уж свойство нашей памяти!