icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

«накомы с творчеством Ќикола€ √е?

  • 771
  • 15

«накомы с творчеством Ќикола€ √е?

„то есть жизнь? ¬злеты и падени€, отча€ние от совершенного, которое вовсе не похоже на задуманное; и восторг от возвышени€ духа, мучительные поиски себ€, осмысление того пути, который предназначен свыше. “алант, несомненно, дар Ѕожий, но он не облегчает терзани€ душевных мук, не указывает правильный путь, а, наоборот заставл€ет метатьс€, наказывать себ€ даже не за дела, а за греховность помыслов. ѕравда, дано это не каждому человеку, а только глубоким натурам, к каковым, несомненно, относитс€ художник Ќиколай √е.

–одилс€ он в небогатой двор€нской семье, детство провел в ¬оронеже, где и получил неплохое домашнее образование, которое позволило ему успешно сдать экзамены в одну из киевских гимназий. “ам Ќиколай блистал на уроках истории, Ђотменно хорошої отвечал на зан€ти€х по литературе и с упоением рисовал. » выбор математического факультета  иевского университета очень удивил родных и знакомых. Ќо, как говоритс€, от судьбы сбежать никому не удаетс€. –аз уж она выбрала дл€ человека путь, то, что ни делай, как ни сворачивай в сторону, судьба всегда сумеет вернуть человека на нужную дорожку. ¬ 1850 году Ќиколай √е поступил в јкадемию художеств и больше своему призванию не измен€л. ќтныне живопись Ц не увлечение, а смысл жизни.

 умиры есть у каждого начинающего художника; обучась в јкадемии, √е боготворил  . Ѕрюллов. ѕодражани€, слепого копировани€, конечно, не было, но все же в первых картинах, особенно, в работе, выдвинутой на Ѕольшую «олотую медаль, видно это восхищение. —южет выбран классический Ц —аул у јэндорской волшебницы.  омпозици€ картины логична и, что называетс€, единственно верна€. —ила мазка поразительна€, она достойна кисти зрелого мастера, а не новичка в живописи. »гра света и тени, переливы пурпура завораживают. » вс€ работа в целом напоминает брюлловские картины, но не настолько, чтобы отказать √е в самобытности. ѕринцип Ѕрюллова Ц Ђвсегда и во всем оставатьс€ самим собойї - Ќиколай √е усвоил прочно и никогда ему не измен€л.

ћедаль, разумеетс€, была получена, а вместе с ней и деньги на обучение за границей. √ермани€ и Ўвейцари€, ‘ранци€ и, наконец, »тали€, надолго приютивша€ чету √е. ¬ духе времени и увлечение художника древнеримскими сюжетами. ЂЋюбовь весталкиї и Ђ—мерть ¬иргинииї - тому подтверждение. јнтична€ трагеди€ в его картинах Ц это не иллюстраци€, а драма, подсмотренна€ в реальной жизни. — увлечением работает художник, отыскива€ в хрестоматийном гл€нце крупицы Ђживой плотиї.

ј потом начинаетс€ период увлечени€ творчеством ј. »ванова и серьезна€ работа над евангельскими сюжетами. Ќельз€ сказать, что в ту пору Ќиколай √е, как и положено насто€щему христианину, безоговорочно принимал Ѕога. Ћучше выразитьс€ так: он искал в —в€щенных книгах и в вере ответы на вечные вопросы. „то есть добро в чистом его виде? ј что такое зло? ѕочему человек становитс€ предателем?  то или что движет им, толка€ на путь, ведущий в бездну? ƒл€ чего √осподь посылает люд€м испытани€?  ак с честью пройти по тернистому жизненному пути? Ќравственные проблемы терзали художника, не дава€ поко€. »х решени€ он в ту пору не видел, античный мир более не вдохновл€л, потому что не давал ответов.

Ќиколай √е принимает решение больше не писать. ѕереезд во ‘лоренцию Ц это бегство от суеты, от академической живописи, от надоедливых советчиков. ј в конечном итоге - от себ€ самого. “€желый период Ђничегонеделани€ и ничегонеписани€ї заканчиваетс€. ≈сть сюжеты. Ѕудут и картины.

Ќравственные искани€ подтолкнули к написанию Ђ“айной вечериї. —южет не нов, картин на эту тему множество, но Ќиколай √е сумел по-своему прочувствовать эту страшную страницу христианской истории. «десь все не так, как было прин€то. Ќепривычна€ композици€: стол есть, апостолы за ним тоже, но не по центру, ибо не они главные действующие лица. ќни зрители, перед ними разворачиваетс€ величайша€ драма Ц ”читель, знающий, что будет предан, смотрит на ученика, его предавшего. ’ристос спокоен, а вот »уда Ц предатель, прокл€тый в веках Ц изображен черной тенью. –уки заломлены, т€жкий грех камнем лежит на его плечах.

 артина понравилась искушенной публике в »талии и произвела фурор в –оссии. »нтерес подогрел тот факт, что картину приобрел сам император. јлександр III много рассуждал об отступничестве и предательстве, картиной восхитилс€, сумму заплатил приличную. јкадеми€ художеств выразила свой восторг, присвоив Ќиколаю √е звание академика исторической и портретной живописи. » сделала это, мину€ профессорское звание! Ќо при этом был дан приказ запретить делать репродукции с этой картины. ќтлична€ работа, но, увы, далека от канонической.

«ато к портретам никаких претензий не было. ќни и в самом деле были превосходны. √е позировали ј. √ерцен, ». ƒоманже, ј. Ѕакунин, ». “ургенев, ћ. —алтыков-ўедрин, Ќ. Ќекрасов. Ќе забывала критика похвалить и ранее написанные портреты отца и я. ћеркулова. ћнение было единодушным Ц великолепные образцы реализма, с присущей ему сдержанностью и отсутствием всего лишнего и отвлекающего от образа, написанного художником.

Ќе раз еще будет возвращатьс€ Ќиколай √е к евангельским сюжетам. ¬ полотнах Ђ’ристос и Ќикодимї, Ђ’ристос и ѕилатї или иначе - Ђ„то есть истина?ї, незаконченна€ работа Ђ√олгофаї. Ќо все это будет много позже, в 80 Ц е годы.

¬ 1869 году, вернувшись из »талии, Ќиколай √е принимает активное участие в организации “оварищества передвижных художественных выставок. ≈му, как человеку ответственному и кристально честному, была поручена касса. ј как художник он выставл€ет новую картину Ђѕетр I допрашивает царевича јлексе€ ѕетровича в ѕетергофеї, котора€ вызывала неизменный интерес у публики, а критика назвала полотно новым словом в русской реалистической живописи.

Ќовый творческий кризис гр€нул в 1876 году и длилс€ три года. Ќебольшой хутор в „ерниговской губернии стал его приютом, кисти и краски пылились в мастерской, не т€нуло сделать даже карандашный набросок. ∆изнь казалась лишенной вс€кого смысла и содержани€, писать было нечего и не о чем. —пас Ћев Ќиколаевич “олстой и знакомство с его учением, которое стало дл€ Ќикола€ √е основой его мировоззрени€ и нравственной опорой.

ј потом новый всплеск творческой энергии, родивший гениальные по силе воздействи€ картины. —реди них знаменитое Ђ–асп€тиеї - мука и безусловна€ удача художника. ќн переписывал картину 19 (!) раз, он писал ее 10 (!) лет, каждый квадратный сантиметр полотна Ц это его боль, его радение за человечество. √е называл картину см€тением своего духа, мечтал, чтобы каждый, взгл€нувший на муки —ына Ѕожьего, пон€л, каким могучим духом обладал »исус, и устыдилс€ слабости своей, рыда€ от отча€ни€ и душевной боли.  аждый об€зан был пон€ть, сказать себе: Ђ»исус умер за каждого человека на «емле! «а мен€!ї

» Ќиколай √е добилс€ своего: потр€сение испытали все. ќдни, проклина€ художника, кричали о богохульстве, о том, что »исус изображен полутрупом, что нет никакой не то что св€тости, а просто эстетики в этой ужасающей картине. ƒругие, не скрыва€ слез, благодарили.  артина участвовала в экспозиции только один день: по приказу императора ее сн€ли. «апретить показ полотна в частном доме не мог никто, и там творилось что-то неверо€тное. ѕриходили люди, плакали, часами сто€ли у картины, обнимали художника. ќн, по воспоминани€м современников, говорил с каждым, стара€сь донести главную идею картины.

Ђ–асп€тиеї -последнее полотно, написанное Ќиколаем Ќиколаевичем √е. ƒаже если бы он не написал ничего, кроме этой картины, он выполнил бы свое предназначение на «емле. »скру Ѕожью Ц свой талант Ц художник не потратил зр€. —амые крутые повороты своей судьбы (а их было немало) он прошел, ни разу не свернув с выбранного пути. Ђћне стыдитьс€ нечегої, - эти слова мало кто смог бы сказать перед кончиной. ѕротиворечи€ века, бурные его перемены, поиски смысла жизни, отча€ние и душевные муки Ц все это воплощено в картинах мастера живописи Ќикола€ √е.


top
Halida Rojkova

—амые известные картины Ќикола€ √е.

spe
Ћариса ѕопруга

ƒл€ мен€ самые узнаваемые его картины еще со школьных времен - это "ѕушкин в ћихайловском" и портрет Ћьва “олстого))

top
Halida Rojkova

"ѕушкин в ћихайловском" считаетс€ одной из неудач √е. ј € почему-то запомнила "»ван √розный убивает своего сына".

spe
≈вгени€ –адченко

"»ван √розный" разве не –епин написал?
ј у этого товарища мрачноваты картины, на мой взгл€д.

spe
ёли€ ƒворникова

ƒа уж, душа мо€! "ѕушкина в ћихайловском" забыть и вправду трудно - цепки воспоминани€ детства! ј почему - неудача? “ака€ светло-поэтична€ зарисовка!
ј репиновский »ван √розный как-то не в€жетс€ у мен€ со светлыми детскими воспоминани€ми...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+