icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Культура и искусство

Знакомы с творчеством Николая Ге?

  • 1090
  • 15

Знакомы с творчеством Николая Ге?

Ч
Что есть жизнь? Взлеты и падения, отчаяние от совершенного, которое вовсе не похоже на задуманное; и восторг от возвышения духа, мучительные поиски себя, осмысление того пути, который предназначен свыше. Талант, несомненно, дар Божий, но он не облегчает терзания душевных мук, не указывает правильный путь, а, наоборот заставляет метаться, наказывать себя даже не за дела, а за греховность помыслов. Правда, дано это не каждому человеку, а только глубоким натурам, к каковым, несомненно, относится художник Николай Ге.

Родился он в небогатой дворянской семье, детство провел в Воронеже, где и получил неплохое домашнее образование, которое позволило ему успешно сдать экзамены в одну из киевских гимназий. Там Николай блистал на уроках истории, «отменно хорошо» отвечал на занятиях по литературе и с упоением рисовал. И выбор математического факультета Киевского университета очень удивил родных и знакомых. Но, как говорится, от судьбы сбежать никому не удается. Раз уж она выбрала для человека путь, то, что ни делай, как ни сворачивай в сторону, судьба всегда сумеет вернуть человека на нужную дорожку. В 1850 году Николай Ге поступил в Академию художеств и больше своему призванию не изменял. Отныне живопись – не увлечение, а смысл жизни.

Кумиры есть у каждого начинающего художника; обучась в Академии, Ге боготворил К. Брюллов. Подражания, слепого копирования, конечно, не было, но все же в первых картинах, особенно, в работе, выдвинутой на Большую Золотую медаль, видно это восхищение. Сюжет выбран классический – Саул у Аэндорской волшебницы. Композиция картины логична и, что называется, единственно верная. Сила мазка поразительная, она достойна кисти зрелого мастера, а не новичка в живописи. Игра света и тени, переливы пурпура завораживают. И вся работа в целом напоминает брюлловские картины, но не настолько, чтобы отказать Ге в самобытности. Принцип Брюллова – «всегда и во всем оставаться самим собой» - Николай Ге усвоил прочно и никогда ему не изменял.

Медаль, разумеется, была получена, а вместе с ней и деньги на обучение за границей. Германия и Швейцария, Франция и, наконец, Италия, надолго приютившая чету Ге. В духе времени и увлечение художника древнеримскими сюжетами. «Любовь весталки» и «Смерть Виргинии» - тому подтверждение. Античная трагедия в его картинах – это не иллюстрация, а драма, подсмотренная в реальной жизни. С увлечением работает художник, отыскивая в хрестоматийном глянце крупицы «живой плоти».

А потом начинается период увлечения творчеством А. Иванова и серьезная работа над евангельскими сюжетами. Нельзя сказать, что в ту пору Николай Ге, как и положено настоящему христианину, безоговорочно принимал Бога. Лучше выразиться так: он искал в Священных книгах и в вере ответы на вечные вопросы. Что есть добро в чистом его виде? А что такое зло? Почему человек становится предателем? Кто или что движет им, толкая на путь, ведущий в бездну? Для чего Господь посылает людям испытания? Как с честью пройти по тернистому жизненному пути? Нравственные проблемы терзали художника, не давая покоя. Их решения он в ту пору не видел, античный мир более не вдохновлял, потому что не давал ответов.

Николай Ге принимает решение больше не писать. Переезд во Флоренцию – это бегство от суеты, от академической живописи, от надоедливых советчиков. А в конечном итоге - от себя самого. Тяжелый период «ничегонеделания и ничегонеписания» заканчивается. Есть сюжеты. Будут и картины.

Нравственные искания подтолкнули к написанию «Тайной вечери». Сюжет не нов, картин на эту тему множество, но Николай Ге сумел по-своему прочувствовать эту страшную страницу христианской истории. Здесь все не так, как было принято. Непривычная композиция: стол есть, апостолы за ним тоже, но не по центру, ибо не они главные действующие лица. Они зрители, перед ними разворачивается величайшая драма – Учитель, знающий, что будет предан, смотрит на ученика, его предавшего. Христос спокоен, а вот Иуда – предатель, проклятый в веках – изображен черной тенью. Руки заломлены, тяжкий грех камнем лежит на его плечах.

Картина понравилась искушенной публике в Италии и произвела фурор в России. Интерес подогрел тот факт, что картину приобрел сам император. Александр III много рассуждал об отступничестве и предательстве, картиной восхитился, сумму заплатил приличную. Академия художеств выразила свой восторг, присвоив Николаю Ге звание академика исторической и портретной живописи. И сделала это, минуя профессорское звание! Но при этом был дан приказ запретить делать репродукции с этой картины. Отличная работа, но, увы, далека от канонической.

Зато к портретам никаких претензий не было. Они и в самом деле были превосходны. Ге позировали А. Герцен, И. Доманже, А. Бакунин, И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов. Не забывала критика похвалить и ранее написанные портреты отца и Я. Меркулова. Мнение было единодушным – великолепные образцы реализма, с присущей ему сдержанностью и отсутствием всего лишнего и отвлекающего от образа, написанного художником.

Не раз еще будет возвращаться Николай Ге к евангельским сюжетам. В полотнах «Христос и Никодим», «Христос и Пилат» или иначе - «Что есть истина?», незаконченная работа «Голгофа». Но все это будет много позже, в 80 – е годы.

В 1869 году, вернувшись из Италии, Николай Ге принимает активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Ему, как человеку ответственному и кристально честному, была поручена касса. А как художник он выставляет новую картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», которая вызывала неизменный интерес у публики, а критика назвала полотно новым словом в русской реалистической живописи.

Новый творческий кризис грянул в 1876 году и длился три года. Небольшой хутор в Черниговской губернии стал его приютом, кисти и краски пылились в мастерской, не тянуло сделать даже карандашный набросок. Жизнь казалась лишенной всякого смысла и содержания, писать было нечего и не о чем. Спас Лев Николаевич Толстой и знакомство с его учением, которое стало для Николая Ге основой его мировоззрения и нравственной опорой.

А потом новый всплеск творческой энергии, родивший гениальные по силе воздействия картины. Среди них знаменитое «Распятие» - мука и безусловная удача художника. Он переписывал картину 19 (!) раз, он писал ее 10 (!) лет, каждый квадратный сантиметр полотна – это его боль, его радение за человечество. Ге называл картину смятением своего духа, мечтал, чтобы каждый, взглянувший на муки Сына Божьего, понял, каким могучим духом обладал Иисус, и устыдился слабости своей, рыдая от отчаяния и душевной боли. Каждый обязан был понять, сказать себе: «Иисус умер за каждого человека на Земле! За меня!»

И Николай Ге добился своего: потрясение испытали все. Одни, проклиная художника, кричали о богохульстве, о том, что Иисус изображен полутрупом, что нет никакой не то что святости, а просто эстетики в этой ужасающей картине. Другие, не скрывая слез, благодарили. Картина участвовала в экспозиции только один день: по приказу императора ее сняли. Запретить показ полотна в частном доме не мог никто, и там творилось что-то невероятное. Приходили люди, плакали, часами стояли у картины, обнимали художника. Он, по воспоминаниям современников, говорил с каждым, стараясь донести главную идею картины.

«Распятие» -последнее полотно, написанное Николаем Николаевичем Ге. Даже если бы он не написал ничего, кроме этой картины, он выполнил бы свое предназначение на Земле. Искру Божью – свой талант – художник не потратил зря. Самые крутые повороты своей судьбы (а их было немало) он прошел, ни разу не свернув с выбранного пути. «Мне стыдиться нечего», - эти слова мало кто смог бы сказать перед кончиной. Противоречия века, бурные его перемены, поиски смысла жизни, отчаяние и душевные муки – все это воплощено в картинах мастера живописи Николая Ге.

top
Halida Rojkova

Самые известные картины Николая Ге.

spe
Лариса Попруга

Для меня самые узнаваемые его картины еще со школьных времен - это "Пушкин в Михайловском" и портрет Льва Толстого))

top
Halida Rojkova

"Пушкин в Михайловском" считается одной из неудач Ге. А я почему-то запомнила "Иван Грозный убивает своего сына".

spe
Евгения Радченко

"Иван Грозный" разве не Репин написал?
А у этого товарища мрачноваты картины, на мой взгляд.

spe
Юлия Дворникова

Да уж, душа моя! "Пушкина в Михайловском" забыть и вправду трудно - цепки воспоминания детства! А почему - неудача? Такая светло-поэтичная зарисовка!
А репиновский Иван Грозный как-то не вяжется у меня со светлыми детскими воспоминаниями...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+