icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Noone Nobody
 ультура и искусство

ќЅЏя—Ќяя ‘»Ћ№ћ Ђћјћј!ї

  • 755
  • 0

ќЅЏя—Ќяя ‘»Ћ№ћ Ђћјћј!ї

ƒ

ƒругое мнение о шедевральной киноработе талантливейшего режиссЄра ƒаррена јронофски.

Ќаслажда€сь фильмами этого режиссЄра, невозможно обойти стороной, уж очень €вный библейский канон в фильме Ђћама!ї, который, лишь добавит эстетического наслаждени€ верующим и религиозным люд€м. Ќо дл€ мен€ и веро€тнее всего, дл€ людей с мышлением подобным моему, этот фильм скорее покажетс€ такой-себе трагикомедией, но все-таки комедией, черной, жесткой, предельно сатиричной, неверо€тно захватывающей, вызывающей €ркие и неподдельные эмоции.

≈сть еще и треть€ категори€ людей, те, кого не впечатлило, те, кто не пон€л, те, у кого возникло острое желание выйти из зала во врем€ просмотра, те, дл€ кого картинка на экране классифицировалась в полнейший бред, который отказываетс€ укладыватьс€ в сознании.

Ќе зависимо от того, к какой категории вы себ€ отнесете, если у ¬ас остались вопросы после просмотра этого картины, или просмотра того хронометража, который ¬ы смогли осилить, если у ¬ас остались мысли о фильме, мы можем переходить к удовлетворению пытливости ¬ашего ума.

—начала попробуем разобрать сюжет дл€ тех, кому фильм не пришелс€ по вкусу. Ќе стоит воспринимать все, что происходит на экране буквально. Ќе стоит конфликтовать с мозгом. ƒа, пожалуй, дл€ реальной жизни событи€ и поведение героев выгл€д€т слишком не нормально, не реалистично, глупо, по сумасшедшему, гипертрофированно. ¬оспринимайте событи€, лишь, как способ повествовани€ модели поведени€. —амопожертвование и терпение √рейс. Ёгоизм и терзани€ »ла€, кстати, именно так зовут главных героев.

¬оспринимайте историю, как сжатое повествование событий, происходивших на прот€жении долгих лет. “ак, словно, ¬ы попытались бы пересказать свою жизнь за 5 минут. »стори€ приобретЄт хоть и банальный, но вполне постижимый смысл. —амоотверженна€ любовь женщины к своему мужчине, стрем€щейс€ продолжить его род, воспроизвед€ потомство от любимого. ∆енщины, твор€щей, буквально с нол€. —оздающей своего мужчину, подобно тому, как она создает дом, в котором она живет.

Ѕезгранична€ поддержка дл€ любимого мужчины, терпение по отношению ко всем его выходкам, понимание и даже оправдание его нелогичных и странных, а порой глупых поступков. ¬се это, в итоге, приводит ее к физической неспособности, вопреки своему желанию, сбежать из дома, вырватьс€ из плена этого дома, покинуть этого мужчину, обсто€тельства оказываютс€ сильнее и она уже слишком слаба, чтобы сопротивл€тьс€. »знеможена, разбита, доведена до отча€ни€, к тому же, в этот нелегкий момент жизни на свет по€вл€етс€ ее ребенок и она дает последний шанс своему мужу прин€ть правильное решение Ч выбрав семью.

  великому разочарованию, »лай снова выбирает толпу фанатов, отдав им на растерзание своего новорожденного сына. ќтдав мужчине все, до последней капли, осознав, что единственное ее спасение Ч уничтожить то, чем она так дорожила, что так сильно любила, уничтожить дом, который символизирует отношени€ двух героев. ќтча€вшись, √рейс идет на такой поступок, но даже совершив его, она не получит долгожданного поко€. »лаю хочетс€ иметь более чем все. ќн не отпустит жену, ему нужна жертва, лишь получив свою порцию эмоций, вызванных смертью преданно любившей его женщины, он обретет силы жить и творить дальше.

» так, разобрав поверхностный смысл сюжета, приступаем к поиску глубинного и скрытого смысла. ѕодметив некоторые не€вные, но весьма говор€щие детали и нюансы в картине, € могу с уверенностью сказать, что в этом сюжете все не так просто, как кажетс€ с первого, а, возможно и не первого. ‘ильм Ђћама!ї один из тех, которые с каждым новым пересмотром станов€тс€ только интереснее и вовлекают без остатка во всю динамику происход€щего на экране.

ƒанна€ часть моего отзыва придЄтс€ по вкусу поклонникам Ѕиблии и теории Ѕожественного происхождени€. ≈сли оценивать фильм, лишь с этой точки зрени€, то он станет отличной сатирической комедией с глубоким полетом фантазий на тему хуманизации Ѕога. я бы даже Ђобозвалаї этот фильм другим названием, к примеру: Ђ∆ена творцаї или Ђ»ли жизнь жены Ѕогаї, или как-то так. ¬едь большую часть фильма мы любуемс€ мамой, порой следу€ за ней по странному дома, будто дыша в затылок, столь реалистично под час воспринимаетс€ картинка.

Ђћама!ї Ч фильм палиндром. — обоих концов Ч пожар, в центре Ч написание рукописи, а между этими трем€ точками Ч смерть сына, точнее сыновей. —тоит предполагать, что смерть сыновей это одно и тоже событие, трактованное по-разному, на такую идею наталкивает идентична€ посмертна€ речь, произнесенна€ в первом случае »лаем, а во втором Ч пастором. —опоставление слов героини ћишель ѕффайфер о потере сына и событий в жизни √рейс, так же лишь подтверждают идею зеркального отображени€ сюжета.

Ђќтдаешь себ€, вкладываешь и тер€ешь в один моментї Ч такую фразу произнесла Ђ≈ваї, жена странного гост€ наших главных героев. Ћично дл€, мен€ така€ зеркальность говорит лишь о том, что одна из частей этого фильма Ч веро€тнее всего €вл€етс€ повествованием реальных событий, а втора€ Ч отражение этих же событий в голове повествовател€. Ќо об этом позже, в третьей, скептической части моей рецензии.

»лай. ≈го им€, его професси€Е »лай Ч творец, он писатель, он же Ѕог, точка отсчета, он Ђтот, кто существуетї. ” него есть жена, возможно она Ч воплощение той стороны личности главного геро€, которую можно было бы представить в образе люб€щей и заботливой женщины, будущей матери его детей.

ѕриходим к идее, что фильм Ђћама!ї это интерпретаци€ основных сюжетов ¬етхого и Ќового «аветов на новый манер. ∆ил был Ѕог, в своей вселенной (по фильму в доме), заскучал, решил создать јдама и ≈ву, они не €вл€ютс€ его детьми, они не €вл€ютс€ частью его личности, они лишь его эксперимент, творени€, подробно персонажам его книги. ≈му интересно играть с ними, фантазировать, о том какими они могли бы быть, включа€ их негативные стороны и недостатки, какими могли бы стать их жизни.

ќкончательно воплотив своих героев, наделив их способностью самосто€тельно мыслить, создав независимый от него разум, он дает им способность развиватьс€ дальше, самосто€тельно. јдам и ≈ва выбирают грех, они ведут себ€ эгоистично и неуважительно, словно подростки, по отношению к родител€м, про€вл€€ все свое недостойное отношение, к люд€м, давшим им кров.  ак и в библейском мифе, јдам и ≈ва стрем€тс€ постичь суть своего создател€, властелина, в нашем случае Ч хоз€ина дома. ќни т€нутс€ к камню, словно к запретному плоду.

ќжидаемо, согласно истории библейского писани€, они ран€т своего Ѕога, разбив его любовь. Ќо к счастью, любовь еще тлеет ведь она все еще остаетс€ в другом воплощении “ворца, в √рейс. ќн зол, но все так же он любит своих персонажей. ќн закрывает от них часть своей души, в которой таитс€ его горе, но, он по-прежнему р€дом с јдамом и ≈вой. «атем, весьма внезапно, по€вл€ютс€  аин и јвель. »лай снова р€дом, он любит всех своих героев, буквально жив€ ими. «абыва€ о другой Ђчастиї своей личности, он отдает себ€ чужим. √рейс, »ла€ и их младенца, следует рассматривать, как одну целостную, но триединую личность. Ёто и есть Ѕог. ќтец, мать и сын. » это наталкивает на мысль, что —в€той дух и есть мать, не к такому ли выводу ¬ы пришли в эту секунду, дорогие читатели?

—оздав своим персонажам друзей и родных, Ѕог делает все, чтобы им не было скучно, он с ними, развлекает и поддерживает их. »лай любит и души не чает в том, что создает, нежась в обожании и восхвалени€х толпы своих фанатиков. ќднако, так не может быть вечно. €вл€€сь духом дома, ощуща€ и вид€ его боль √рейс удаетс€ изгнать всех нежданных посетителей и вернуть покой в свою жизнь, но и это не может длитьс€ вечно. ¬ доме тихо, пока мама вынашивает дит€, в то врем€, как в голове отца назревают новые планы.

Ќе стану делать акцент на рукописи, которую он пишет все это врем€, поскольку это лишь метафора, лишь способ показать его увлеченность и подготовку дл€ встречи новых фанатов. Ѕог набиралс€ сил, чтобы снова раздать себ€. ѕроцессы заканчиваетс€, мы осознаем это в тот момент, когда у √рейс, в чреве зашевелилс€ ребенок, в тот же момент »лай закончил рукопись. ƒом оп€ть наполнилс€ персонажами, которые так Ђлюб€тї своего “ворца.

—облазнившись этой Ђлюбовьюї, он отдает толпе собственного сына, даже не пыта€сь защитить его от растерзани€. «десь, без труда, можно разгл€деть историю расп€ти€ ’риста. » вновь »лай требует от √рейс простить этих людей, потому лишь, что они каютс€ в соде€нном. ¬еро€тно, у главного геро€ и у самого были терзани€ на этот счет. ѕростить или нетЕ ћета€сь, сход€ с ума от боли, Ѕог все же находит силы начать все с начала, ведь любовь еще есть. ќн спр€тал ее в свою половинку, котора€ способна сохранить и защитить чувства от остальных.

√лавный посыл фильма в том, что самое важное, что дает силы Ч это любовь, котора€ представлена нам в виде камн€, столь ценного дл€ »ла€.

» наконец, мы добрались к моему личному, иное мнению и видению фильма Ђћама!ї.  ак человек, который не приходит в восторг от пересказа библейских мотивов и человек практик-теоретик-скептик, € не рассматриваю сюжет как мистику и откровенный пересказ библейской мифологии. ѕригл€девшись к мелочам и детал€м, пыта€сь уловить нюансы, которые, отлично дают пон€ть, что же мы видим в фильме, на мой взгл€д, € сделала своей вывод.

–абота, буквально с первой секунды, создает впечатление, того что мы находимс€ в чьем-то сознании. Ёто сон, или помешательство одного из героев. ќсталось отгадать, в чьей же мы голове, √рейс или »ла€?  то из них насто€щий, действительно существующие во вселенной фильма? ¬ чьей голове мерещатс€ все эти образы и происходит весь этот совершенно не реалистичный сумбур?

я буду Ђотрезатьї, Ђвысекатьї реальные событи€ повествовани€ от вымышленных, анализиру€, выход€т ли они за рамки насто€щих законов физики нашего мира или нет. ѕроще говор€, когда в начале фильма, √рейс выбирает цвет дл€ стен, она подсыпает в раствор порошок желтого цвета. »з этой же банки, этот же порошок позднее, она не раз принимает в качестве, веро€тно, успокоительного. ∆енщина, €вно не может использовать один и тот же порошок дл€ пигмента в качестве лекарства. ћожно предположить, что однажды, в жизни √рейс действительно был момент, когда она выбирала цвет дл€ стен и он прочно запечатлелс€ в ее пам€ти.

Ќесколько раз по€вл€ютс€ сцены, в которых √рейс погружаетс€ в глубокие воспоминани€, будто наход€сь в обливионе, лишь изредка, нечто вырываетс€ из пам€ти, веро€тнее всего она помнит лишь ощущени€ и эмоции. јвтор описывает и передает ее боль образом некой живой субстанции, котора€ пульсирует и постепенно умирает. ¬еро€тнее всего, это символизирует ощущение боли утраты чего-то ценного и дорогого. —квозь весь поток бредовых мыслей в ее голове, она все еще помнит и чувствует, что произошло нечто страшное. ѕомнит огонь, пожар, хоть это, уже лишь отголоски воспоминаний, она ощущает нечто не объ€снимое дл€ себ€. √де-то, в глубинах сознани€ она помнит, что есть реальный мир, в котором произошло то, от чего она пытаетс€ спр€татьс€ в мире своих иллюзий. —мею предположить, что весь фильм Ч это все, что происходит в затуманенном сознании лишенной рассудка женщины. ¬озможно, она потер€ла своего ребенка и мужа, в пожаре.

¬ какой-то момент, € полагала, что реально существующий, по меркам вселенной фильма персонаж - »лай. —чита€, что мы видим образы и самокопани€ в его сознании. ¬ начале фильма, он рассказывает, как в молодости пережил пожар, утратив все, веро€тно, потер€в в нем жену и ребенка. Ётим можно объ€снить значительную разницу в возрасте между супругами. ¬еро€тно, что, когда он потер€л семью был м еще молод, будучи, приблизительно ровесником √рейс. ќн помнит ее молодой.

ѕрожив многие годы без родных, сойд€ с ума от не угомонившейс€ боли, наход€сь в поисках утешени€, »лай пришел к Ѕожьему слову, веро€тно найд€ в нем отдушину. ќтождествлени€ себ€ с Ѕогом на фоне помешательства, возможно вер€, что таким образом, он сможет вернуть любимых людей. ѕопытки успокоить себ€ тем, что не ему лишь одному суждено испытать боль утрат, привод€т к приземлению образа ≈вы и јдама, так же потер€вших обоих сыновей. »лай начинает видеть их такими же простыми и современными людьми, как и он сам, общатьс€ с ними, разговаривать и все дальше уходить в пучину своего помешательства.

Ѕог, как и »лай отдал люд€м своего единственного сына, что еще больше наводит главного геро€ на мысль, что речь идет о нем и мужчина уже практически верит в свое божественно происхождение. ¬еро€тно, все это настолько крепко смешалась в голове »ла€, вместе с болью, породив полет абсурда, в котором кроютс€ его самоист€зани€ и не способность смиритьс€ с болью. «ацикленность событий Ч это замкнутый круг в голове геро€, раз за разом, проживающим утрату, словно просматрива€ фильм. ƒанна€ теори€, конечно, имеет место быть и, если, ¬ам она пришлась по вкусу, €, с радостью подискутирую на эту тему.

Ќо все же, после долгих раздумий и выводов, € склонна думать, что в пожаре уцелела √рейс, а не ее муж и ребенок. ќна лишилась пам€ти и чистого разума, она ищет свое утешение в Ѕоге, изуча€ Ѕиблию и пыта€сь найти ответы на свои вопросы. ≈е сознание расщепилось, в нем »лаю, как это не странно, отведено роль протагониста. √рейс мыслит лица всех персонажей, которых видит вокруг себ€, пыта€сь пон€ть, кто же виноват, почему это все произошло с ней.

—корее всего, ее сумасшествие началось с похорон ее мужа, обратите внимание на эту фотографию »ла€, которую приносит с собой врач-незнакомец. Ёто же надгробное керамическое фото, а таинственные гости, веро€тнее всего и есть родители »ла€, но √рейс будет отрицает это. ƒл€ нее »лай все еще жив. ¬ его родител€х она видит незнакомых ей людей. Ќе исключено, что она потер€ла ребенка, в следствии большего стресса, к примеру, из-за смерти мужа. ћог произойти выкидыш, как раз, в той комнате, где она видит по€вл€ющеес€ п€тно крови на полу. ¬едь это печальное событие отразилось в ее мозгу, окончательно разрушив ее разум, но отпечатавшись таким глубоким следом, что даже будучи невмен€емой, √рей продолжает переживать эмоции гл€д€ на пол в этой комнате.

ћать готовилась к рождению ребенка, но этого не произошло. Ђќни растерзали его" - так думает √рейс, интерпретиру€ дл€ себ€ аборт по медицинским показани€м, который делаетс€ в случае, если плод погибает в чреве матери. Ёто, вполне, могли вызвать сильные эмоциональные потр€сени€, в следствие пожара и гибели любимого мужа. ѕоэтому, √рес злитс€ и винит »ла€ за все, ведь если бы, он не погиб и не оставил ее, она бы не потер€ла сына.

Ќе име€ больше сил смиритьс€ горем, √рейс, доходит до того, что начинает видеть нечто божественно в своей боли. —еб€ и мужа, и сына она представл€ет св€той “роицей, сопоставл€ть себ€ с ≈вой, потер€вшей сына и олицетвор€ть ≈ву в лице своей свекрови, верить в то, что она познала боль ≈вы, познала боль “ворца, видевшего, как расп€ли его сына »исуса. √рейс верит, что через свои муки она приблизилась к Ѕогу, стала частью Ѕога. Ќо, самое важное место она отдает тому, кого так сильно любила Ч »лаю, отвед€ ему самую главную роль в бесконечном мире своего сознани€, которое дл€ зрителей органически вписываетс€ в рамки жилого дома.

—пособна€ пожертвовать собой, лишь бы вновь вдохнуть жизнь в »ла€ и ребенка, но так не нашедша€ утешени€ ни в чем, √рейс пытаетс€ сбежать от самой себ€, выдумыва€ новые, надева€ маску, вер€ уже в то, что это все было не с ней. ”мира€ в одной из таких ипостасей и возрожда€сь в новой, заново пережива€ событи€, разрушившие ее жизнь, из-за неспособности отпустить свою боль.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+