icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ќльга  аширска€
 ультура и искусство

–усский авангард в лице Ќатальи √ончаровой.

  • 1160
  • 3

–усский авангард в лице Ќатальи √ончаровой.

»

»скусствоведы называют начало XX века Ђрасцветом русского авангардаї. „уть больше двадцати лет (с 1910 по 1932 г.) развивалось это направление, растека€сь несколькими течени€ми. ѕредмет гордости авангардистов - беспредметность полотен, каждое из которых есть и шарада, и ребус, и загадка, и тайнопись. Ёти картины невозможно пон€ть, быстро скользнув по ним взгл€дом. ќни требуют внимани€ и понимани€. ¬ них нужно вгл€дыватьс€, отходить и снова возвращатьс€. –адоватьс€ разгадке, понимать, что ошибс€, что разгадка кроетс€ еще глубже, и снова смотреть, не отвод€ глаз. “ака€ вот особенность у работ всех авангардистов вообще и Ќатальи √ончаровой (1881-1962) в частности.

—емь€ Ќатальи √ончаровой?

Ѕарышн€ родилась в двор€нской семье, имевшей пр€мое родство с той самой знаменитой красавицей Ќатали √ончаровой, которую так страстно любил ѕушкин. ќтец будущей художницы, —ергей ћихайлович, был архитектором. ќт него Ќаталь€ унаследовала точность линий, умение видеть перспективу, любовь к цвету и отвращение к полутонам. ≈е мать, ≈катерина »льинична, была дочерью профессора ћосковской духовной академии. — этой стороны девушка получила в дар любовь к истории, православию и русской природе.

≈Є детство, первые счастливые дес€ть лет, было безоблачным. “ропинки в поле, перелесок, ромашкова€ пол€нка, извилистый поворот речки, мосток через ручей Е ѕрироду “ульской губернии (именно там находились имени€ отца) Ќаталь€ изображала на первых своих рисунках.

ќбразование

¬ начале дев€ностых √ончаровы перебрались в ћоскву. ƒевочка была прилежна и хорошо училась в гимназии. —еребр€на€ медаль, полученна€ вместе с документом об окончании, Ц тому подтверждение. Ћюбовь к живописи не сразу стала профессией. —начала Ќаталь€ решила стать Ђмедичкойї. Ёта благородна€ професси€ изнутри оказалась вовсе не такой, как барышн€ себе представл€ла. „ерез три дн€ желание учитьс€ на медицинских курсах исчезло без следа. »сторией, как наукой, Ќаталь€ занималась всего полгода, обуча€сь в 1900 году на историческом факультете ¬ысших женских курсов.

» тут живопись одержала окончательную победу: √ончарова решилась и поступила в ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества. ќна решала стать скульптором и выбрала себе в наставники знаменитого импрессиониста ѕ. “рубецкого. „ерез год перешла в класс —. ¬олнухина.

¬стреча с ћихаилом Ћарионовым. Ћюбовь, но не на всю жизнь

ћолодой, очень оба€тельный и необыкновенно талантливый ћихаил Ћарионов покорил сердце Ќатальи и стал ее кумиром. ѕройдет всего два мес€ца, и они решат никогда не расставатьс€. —вадьбы не было, никакие церемонии не проводились. √ончарова и Ћарионов официально зарегистрировали свои отношени€ только в 1950 году. ¬ это врем€ они уже не жили вместе, остава€сь друзь€ми и единомышленниками. ќба считали, что брак, то есть документ о его заключении, нужен им только дл€ того, чтобы сохранить их творческое наследие.

“ворческие искани€ √ончаровой

Ќачинала она, как было уже сказано, со скульптурных работ. ѕотом стала писать акварели и пастели. ¬ этот период Ќаталь€ увлечена импрессионистами, и многие картины написаны в этой технике. —южеты Ц старинные особн€ки, простые избы и городские парки.  артины были интересны, манера письма нова, знатоки живописи сразу пон€ли, что в –оссии по€вилс€ новый и очень интересный художник. ѕочти все работы, привезенные √ончаровой из творческой поездки в  рым, были куплены ј. ћорозовым и Ќ. –€бушинским Ц известными меценатами и коллекционерами. ”спех был безоговорочный. –аботы √ончаровой экспонировались на выставках Ђћира искусстваї и ћ’“.

Ќаталь€ делает перерыв в учебе и возвращаетс€ в 1904 году, но теперь в класс живописи к  оровину. ѕостига€ Ђтаинства цвета и светаї, √ончарова не забывает свою Ђпервую любовьї - скульптуру и даже получает две серебр€ные медали (в 1904 и 1907 г.г.) за анималистические этюды. »з училища ей пришлось уйти в 1909 году. ѕричина проста Ц вдруг стало нечем платить за учебу.

Ќо к этому времени √ончарова Ц это уже известное им€ в мире авангардной живописи. ѕереломным моментом в ее творчестве стал 1906 год. »менно тогда Ќаталь€ увлеклась примитивизмом. —вой интерес к этому направлению она объ€сн€ла желанием проникнуть в сущность русского народного творчества, чтобы Ђизмерить всю его глубинуї.

√ончарова много работала над иллюстраци€ми к произведени€м кубофутуристов, оформл€€ книги ¬. ’лебникова и ј.  рученых. ѕосетители д€гилевского Ђќсеннего салонаї, проведенного в ѕариже в 1906 году, с восторгом отзывались о картинах молодого даровани€ и предрекали √ончаровой долгую и у спешную жизнь в искусстве.

» они не ошиблись

«а что бы ни принималась √ончарова, ее везде ждал успех. ќна стала одной из самых €рких фигур неопримитивизма, внес€ в это направление черты русского лубочного хулиганства и пр€молинейность €зыческих каменных идолов.

ќна увлеклась лучизмом. ѕринципы этого метода в живописи были разработаны ћ. Ћарионовым, но потом вновь вернулась к примитивизму. Ћубок стал ее Ђнасто€щей любовьюї, позволил ей показать всю прелесть Ђстихийного буйства €ркой народной палитрыї.

ƒ€гилев пригласил супругов в ѕариж. Ёто было в 1915 году. ќпыт работы театральным художником у Ћарионовой уже был Ц она оформл€ла балет –имского- орсакова Ђ«олотой петушокї и спектакль Ђ—вадьба «обеидыї на музыку √. гофманстал€. «десь, в ѕариже, Ќаталь€ с увлеченно оформл€ла Ђ–усские сказкиї (композитор ј. Ћ€дов), ЂЎарф  оломбиныї (на музыку √. √офманстал€) и Ђ∆ар-птицуї. ¬ течение всего эмигрантского периода √ончарова много раз сотрудничала с самыми разными европейскими театрами.

ќценка творчества Ќатальи √ончаровой

¬ ≈вропе ее называют самым гениальным творцом авангардного искусства начала XX века. ≈е картины сто€т миллионы, о ее творчестве пишут монографии и снимают документальные фильмы. ¬ –оссии ей при жизни испортили немало нервов, запреща€ выставки и картины, обвин€€ в распутстве (за картины с обнаженной натурой) и богохульстве (за полотна с религиозной тематикой). ѕосле революции о ней не вспоминали, ее творчество знали только искусствоведы. “ворчество Ќатальи √ончаровой вернулось в –оссию в 80-е годы XX века.

ќна тихо ушла из жизни в 1962 году. ≈е могила находитс€ на кладбище »ври-сюр-—ен.


pro
≈лена  оробова

 расива€ женщина, умна€, сильна€. Ќесломленна€. — прекрасным чувством вкуса. ќльга, спасибо за отличную статью!)

top
Halida Rojkova

ѕризнаюсь честно: неопримитивизм мне неблизок. ј стать€ читаетс€ с интересом. ¬ам мои +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+