icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарина ”денцова
ћистика, непознанное

«агадка ¬ифлеемской звезды и кто такие волхвы?

  • 4437
  • 23

«агадка ¬ифлеемской звезды и кто такие волхвы?

¬
¬ начале первого тыс€челети€ на небосклоне Ѕлижнего ¬остока по€вилось знамение, возвестившее о наступлении новой эры в истории человечества. –ассказ о трех волхвах и ¬ифлеемской звезде сопровождает –ождественские праздники и известен каждому из нас. Ќо на прот€жении многих веков загадочное по€вление звезды и удивительный приход мудрецов интересовал не только богословов и верующих. јстрологи, ученые, философы пытались объ€снить природу неверо€тного астрономического €влени€, которое сообщило миру о рождении ћессии.

Ѕиблейска€ истори€

≈вангелие от ћатфе€ €вл€етс€ единственным источником в Ќовом «авете, который указывает на это событие, называ€ его Ђзвездаї. јпостол писал, что когда родилс€ »исус в »ерусалим прибыли волхвы с востока и за€вили, что они видели Ђзвездуї и хот€т поклонитьс€ новорожденному царю. »род, который был в то врем€ у власти, несомненно, испугалс€ вести о рождении человека, который станет новым правителем. ќн собрал всех книжников »удеи и к своему ужасу убедилс€, что предсказание ветхозаветного пророка ћихе€ о рождении цар€ существует. –асспросив волхвов о времени по€влени€ знамени€, »род послал их на поиски с лицемерной просьбой вернутьс€ и рассказать все о найденном ребенке, чтобы, €кобы, самому воздать ему почести. ¬олхвы после аудиенции в царском дворце направились в ¬ифлеем. ¬ дороге увидели звезду, и пошли за ней, пока она не остановилась над местом, где родилс€ »исус. ќни поклонились новорожденному, как царю, и преподнесли дары: золото, ладан и смирну. ќднако предупрежденные откровением во сне не стали возвращатьс€ к »роду и рассказывать ему о найденном Ђ÷аре »удейскомї, а отправились в свою страну другим путем.  огда »род пон€л, что маги его обманули, пришел в €рость и велел убить всех младенцев мужского пола в ¬ифлееме и его окрестност€х. “ем временем »осиф с ћарией и маленьким »исусом бежали в ≈гипет.

ѕерсидские маги и астрологи

 ем были эти восточные маги? Ќет оснований отрицать существование волхвов и считать их фольклорными персонажами. —огласно √еродоту волхвы (греч. mágoi) принадлежали к аристократической касте ƒревней ѕерсии. ќни были наследниками халдейских магов из ƒревнего ¬авилона, чьи знани€ о звездном небе были удивительно обширны. ќт —редиземноморь€ до долины »нда, волхвов, которые служили придворными астрологами у персидских царей, бо€лись и уважали.

Ќадо сказать, что ѕалестина в то врем€ (впрочем, как и сейчас) представл€ла собой котел кип€щих политических страстей. ¬ начале нашей эры »уде€ занимала важное стратегическое положение между ¬остоком и «ападом и посто€нно находилась под угрозой нападени€. ¬ 39 году до н.э. парф€не захватили »ерусалим и изгнали »рода. „ерез 3 года вернувшемус€ с помощью римской армии на престол »роду удалось восстановить дипломатические отношени€ с ѕарф€нским царством и сохран€ть хрупкий мир. ¬ контексте этой исторической ситуации рассказ о Ђтрех магах-мудрецахї изложенный ћатфеем приобретает большую убедительность. «ороастризм пользовалс€ уважением среди евреев, и волхвы могли рассчитывать на теплый прием в »ерусалиме. ќни дошли до самого сердца страны, публично объ€вл€€, что ищут нового Ђ÷ар€ »удейскогої.

ѕозже, примерно с VII века уже апокрифические произведени€ наделили волхвов титулами восточных царей, а бенедиктинский монах преподобный Ѕе́да дал им имена  аспар, Ѕалтазар и ћельхиор. ќстанки, которые считаютс€ мощами волхвов, были найдены в ѕерсии и доставлены в  онстантинополь византийской императрицей ≈леной, а затем переехали в ћилан. Ќаконец, в XII веке ‘ридрих Ѕарбаросса привез их в  ельн, где до сих пор в  ельнском соборе хранитс€ св€тын€ Ц ларь трех волхвов.

ѕодтверждение расчетов

»з анализа текста ≈вангели€ можно извлечь некоторые минимальные факты о ¬ифлеемской звезде. ѕон€тно, что звезда была видна в странах расположенных к востоку от ѕалестины, и что она увеличивалась. ≈е не заметили или не видели в »ерусалиме, в противном случае мы не можем пон€ть, почему »род, а с ним и весь город, были удивлены, когда волхвы рассказали о ней. ¬озможно, что в »ерусалиме, и увидели звезду, но не св€зали ее с рождением ћессии, иначе »род не стал бы расспрашивать волхвов о точном времени ее по€влени€. ћы имеем дело с €влением достаточно €сным, чтобы оправдать путешествие магов в »удею, но в то же врем€ оно было очевидным только дл€ "профессионально" смотр€щих в небо астрологов. ¬ ≈вангелие ничего не сказано о том, что звезда "показывала путь" из страны волхвов, и лишь к финальной части, когда они следовали из »ерусалима в ¬ифлеем, Ђони шли за звездойї.

¬ообще, волхвы отправились в дорогу не ради сообщени€ евре€м новости о рождении цар€, а преследовали совершенно иную цель. ћатфей писал, что волхвы были вне себ€ от радости, когда увидели звездочку еще раз. –искнем предположить, что их восторг св€зан с тем, что ее по€вление на небосклоне ѕалестины было подтверждением - ¬ифлеем действительно то место, которое они вычислили. —ложные астрологические выкладки и предсказание о рождении Ђ÷ар€ »удейскогої совпали. Ёмоции волхвов похожи на те, которые испытывают ученые, когда доказывают экспериментом научные предположени€ или теоретические расчеты.  роме того, они не стали объ€вл€ть народу »удеи о том, что нашли цар€, а после поклонени€ просто ушли.

јстрономические гипотезы

”бедившись, что волхвы могли быть вполне реальными историческими персонажами, вернемс€ к ¬ифлеемской звезде. „то за звезда привела мудрецов в ¬ифлеем? ѕредположени€ охватывают широкий круг небесных €влений.

Ќаиболее распространено мнение, что ¬ифлеемска€ звезда была кометой с параболической траекторией, котора€ свободно путешествовала по —олнечной системе. ќна пересекла ее один раз и, выполнив свою миссию (объ€вила о рождении »исуса) ушла во ¬селенную. ќтцы церкви »оанн ƒамаскин и ќриген придерживались этой гипотезы, а художники —редневековь€ изображали звезду в виде кометы. “ак, в капелле —кровеньи в ѕадуе на фреске видна звезда с хвостом. ¬озможно, ƒжотто, рису€ ¬ифлеемскую звезду, представл€л комету √алле€, котора€ в 1301 году прошла вблизи «емли.

—ледующа€ гипотеза основана на расчетах астрономов о расположении планет в течение последних нескольких тыс€ч лет. »оганн  еплер еще в XVII веке предположил, что ¬ифлеемска€ звезда была ничем иным как сближением планет —атурна и ёпитера в созвездии –ыб, либо ёпитера с ¬енерой в созвездии Ћьва, которые произошли приблизительно в то врем€, когда родилс€ »исус. ¬ыравнивание планет-гигантов могло быть видно в течение нескольких мес€цев и попасть в поле зрени€ волхвов.

»таль€нский астроном и математик »ероним  ардан в 1977 году выдвинул гипотезу, что ¬ифлеемска€ звезда - Ќова€ или —верхнова€. яркие Ќовые звезды по€вл€ютс€ на небе и после нескольких недель или лет своего си€ни€ исчезают полностью или станов€тс€ маленькими звездочками.  итайские астрономы династии ’ань упоминали о подобном €влении, произошедшем в восточном небе около 5 г. до н.э. —овременные ученые пришли к выводу, что ¬ифлеемской звездой вполне могла быть одна из Ќовых звезд из созвезди€ ќрла, вспыхнувша€ как раз во врем€ описываемых событий. –асчеты показали, что из »ерусалима этот €ркий и блест€щий объект был заметен над ¬ифлеемом. ¬месте со всем звездным небом Ќова€ звезда двигалась с ¬остока на «апад, т.е. из »ерусалима в ¬ифлеем, что совпадает с текстом ≈вангели€.  роме перечисленных, существуют теории о метеоритном, лунном, атмосферном происхождении звезды и даже выдвигались фантастические версии о пришельцах и космическом корабле. Ќо научные и околонаучные гипотезы остаютс€ лишь гипотезами и четких доказательств, объ€сн€ющих по€вление библейской звезды у ученых нет.

Ћучшие умы уже третье тыс€челетие ищут ответ на вопрос о природе ¬ифлеемской звездыЕи не наход€т его. ¬озможно, ее по€вление было особым, мистическим знаком, который наука никогда не сможет объ€снить. –ождение, жизнь, смерть и воскресение »исуса ’риста €вл€етс€ предметом веры, а не науки. ј многие верующие христиане считают, что не надо искать астрономических объ€снений знамению, а воспринимать ¬ифлеемскую звезду как символ –ождества ’ристова - одного из самых светлых праздников в истории человечества.


deb
Ќиколай ћартынов

“ема раскрыта и закрыта! ¬ам плюс, ћарина. я этой темой много интересовалс€. Ќо и у ¬ас € узнал немало нового.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+