icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒеньги

«ачем люд€м деньги?

  • 1344
  • 1

«ачем люд€м деньги?

ƒ
Ђƒеньги Ц злоЕ и правда, зайдешь в магазин Ц зла не хватает!ї ѕожалуй, в этой шутке можно усмотреть долю истины: и впр€мь, денег всегда на что-нибудь не хватает (наверн€ка даже у Ѕилла √ейтса есть что-то такое, что он не в состо€нии купить Ц например, парочку галактик), и действительно при определенных обсто€тельствах они станов€тс€ злом Ц когда ради денег идут на преступлени€, когда ради высокого заработка занимаютс€ не своим деломЕ Ќо могут ли люди совершенно обойтись без денег?

“еоретически, отдельный человек может Ц уехать на необитаемый остров или в глухой таежный угол и жить натуральным хоз€йством, целиком и полностью обеспечива€ себ€ своим трудом, ничего не покупа€. » все-таки даже такой человек не сможет обойтись без денег, ведь сначала он должен будет этот остров или участок земли в тайге купить, а в дальнейшем Ц платить за него налоги.

ћожет ли обойтись без денег общество в целом? ѕожалуй, может Ц тоже теоретически. ќдну из первых моделей такого рода представил сэр “омас ћор Ц английский мыслитель и политический де€тель Ц в своем знаменитом произведении Ђ«олота€ книжечка, столь же полезна€, сколь и забавна€ о наилучшем устройстве государства и о новом острове ”топи€ї, впрочем, чаще эту книгу называют просто Ц Ђ”топи€ї.

¬ идеальном с точки зрени€ сэра “омаса обществе все продукты и вещи своз€т в лавки, где каждый имеет возможность бесплатно вз€ть то, что ему нужно Ц правда, при этом автор замечает, что, во-первых, никому не придет в голову вз€ть больше, чем нужно, во-вторых, все работаютЕ и тут мне вспоминаютс€ откровени€ одного моего школьного учител€.  огда он был ребенком, в школе, где он училс€, висел типичный дл€ той эпохи лозунг: ЂЌовое поколение будет жить при коммунизме!ї (коммунизм же, как вы помните, несколько напоминал идеи “омаса ћора). “ак вот, по его признанию, перва€ мысль при виде этого лозунга была такой: если всего будет много и все бесплатно Ц зачем же тогда работать? Ќе исключено, что мальчик тогда продолжил мысль: а если тогда работать будет необ€зательно Ц зачем же сейчас учитьс€, но рассказать об этом ученице 40 лет спуст€, наверное, было бы непедагогичноЕ ѕока существуют люди, мысл€щие в таком русле (и не просто существуют, а составл€ют большинство), необходим Ђкнутї: не будешь работать Ц ничего не получишь.

» такой Ђкнутї возник естественным путем. Ќатуральное хоз€йство не могло существовать вечно: по мере своего развити€ отдельные виды труда требовали все больше времени и умени€. » вот уже оказываетс€, что один из жителей селени€ лучше управл€етс€ с пчелами, а другой Ц с металлом.   первому все идут за медом, а ко второму Ц за ножами, наконечниками дл€ стрел копий Ц и, разумеетс€, взамен предлагают плоды своего труда, ведь только тогда каждый из этих Ђузких специалистовї сможет зан€тьс€ только своим делом, обеспечива€ все селениеЕ это называетс€ натуральным обменом.

Ќо натуральный обмен не всегда удобен: может, тому же кузнецу именно сейчас не нужна лись€ шкура, которую € могу отдать за изготовление топора, а нужно что-то другое, чего у мен€ нет Ц и мне это что-то придетс€ вымен€ть на шкуру у кого-то другого, при условии, что € найду того, кто согласен отдать это в обмен именно на лисью шкуруЕ „тобы обмен не был такой сложной процедурой, должен был по€витьс€ всеобщий эквивалент, который можно мен€ть на что угодно. —начала это были предметы, которые нужны всем Ц исследователи называют их натуральными деньгами. ¬ качестве таковых могли выступать, напримерЕ коровы. ѕромежуточный вариант представл€ют собой издели€ из драгоценных металлов, которые еще можно использовать по пр€мому назначению, но они уже выступают в качестве всеобщего эквивалента по весу Ц золотые украшени€, чаши. ƒалее драгоценные металлы начинают считать слитками и, наконец, догадываютс€ делать из них особые предметы Ц деньги, имеющие определенную материальную ценность.

“аким образом, деньги потребовались люд€м дл€ того, чтобы облегчить обмен товарами, сделать его более удобным. » пока не изменитс€ кардинально человеческа€ психологи€, без денег мы не обойдемс€.


mas
ћарк Ѕлау

ясно и доходчиво (дл€ детей) зачем нужны деньги

¬ нашем доме, например, есть два механика, но ни одного портного. ¬ другом каком-нибудь доме живут только портные, и ни одного механика. ≈сли вам нужны, к примеру сказать, брюки, вы идете к портному, но портной не даст вам брюк даром, так как если начнет давать всем брюки даромЕ

Ч “о сам скоро без брюк останетс€! Ч засме€лась Ќиточка.

Ч ’уже! Ч махнул рукой Ќезнайка. Ч ќн останетс€ не только без брюк, но и без еды, потому что не может же он шить одежду и добывать еду в одно и то же врем€!

Ч Ёто, конечно, так, Ч согласилась Ќиточка.

Ч «начит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу, Ч продолжал Ќезнайка. Ч Ќо если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к стол€ру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол вымен€ть у портного на брюки. Ќо стол€р тоже может сказать, что ему не нужна груша, а нужен топор. ѕридетс€ вам к кузнецу тащитьс€. ћожет случитьс€ и так, что, когда вы придете к стол€ру с топором, он скажет, что топор ему уже не нужен, так как он достал его в другом месте. ¬от и останетесь вы тогда с топором вместо штанов!

Ќ.Ќосов. Ќезнайка в —олнечном городе

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+