icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

«ачем изображать наготу в искусстве?

  • 659
  • 0

«ачем изображать наготу в искусстве?

ќ
ќднажды профессор-искусствовед задал студентам вопрос: Ђ ак отличить подлинную греческую статую от римской копии?ї —туденты долго и упорно демонстрировали свои знани€, предлага€ различные теории, но профессор, выслушав, их сказал: Ђ¬се гораздо проще: греческие статуи обнажены полностью, а у римских причинное место прикрыто листочкомї. ƒа, –им уже стесн€лс€ наготы в искусстве Ц а вот дл€ Ёллады это характерно не было.

ƒревнегреческа€ цивилизаци€ отличалась чем угодно, только не стыдливостью, во вс€ком случае Ц в отношении человеческого тела. ќна упивалась его красотой Ц во вс€ком случае, если тело действительно было красиво, как у атлета, выступающего на ќлимпийских игра, потому атлеты и выступали обнаженными. », конечно, совершенное мужское тело достойно воплощени€ в искусствеЕ женщину древнегреческое искусство Ђобнажалої не так охотно Ц ведь женщина по определению считалась существом несовершенным, а значит, воспевать красоту ее тела было бы по меньшей мере странно (впрочем, статуи обнаженных женщин все же встречаютс€ Ц например јфродита  нидска€).

≈ще одна пикантна€ деталь: та часть тела, которой современные мужчины обожают Ђмер€тьс€ї, у древнегреческих статуй никогда не была большой. — огромным пенисом изображали только ѕриапа Ц бога плодороди€, олицетвор€вшего дикую, стихийную силу в человеке, а совершенное тело цивилизованного человека Ц представител€ культуры полиса Ц не терпело никаких преувеличений. Ёто тоже говорит о том, что в культуре Ёллады изображение наготы в искусстве менее всего ассоциировалось с необузданной сексуальностью.

ƒл€ европейского средневековь€ подобное любование было немыслимо, но нельз€ сказать, что обнаженное тело в средневековом искусстве отсутствовало вовсе. ќно допускалось там, где это соответствовало историческим обсто€тельствам Ц например, при изображении расп€того —пасител€. Ђƒозвол€лосьї быть нагими јдаму и ≈ве до грехопадени€. ј еще обнаженными в —редневековье изображали грешников в јду и людей, €вившихс€ на —трашный —уд (веро€тно, тем самым подчеркивались, что там все будут равны Ц ведь в средневековом обществе одежда позвол€ла отличить знатного сеньора от простолюдина).

ƒруга€ эпоха, котора€ Ђполюбилаї обнаженное человеческое тело Ц это, несомненно, –енессанс, да и не могла не полюбить, поскольку ориентировалась на идеалы античности, одним из которых было красивое человеческое тело, представшее в первозданной наготе. ќбъ€вив человека центром ¬селенной, философи€ ренессансного гуманизма вновь любуетс€ им. ќттенок фривольности по€вл€етс€ позже Ц в эпоху барокко, эпоху разочаровани€, пр€тавшую горечь под пышностью (в том числе и пышностью женских форм).

 лассицизм и последующие художественные эпохи пытаютс€ вернутьс€ к античным образам прекрасной наготы Ц но первозданное восхищение уже недостижимо. ¬прочем, нагота считаетс€ уместной при изображении античных сюжетов. ѕримечательно, что Ц в противоположность Ёлладе Ц более уместной считаетс€ женска€ нагота, а вот акварель английского художника Ё. ЅЄрн-ƒжонса Ђ‘иллида и ƒемофнотї в 1870 году сн€ли с выставки именно из-за наготы ƒемофонта Ц нагота ‘иллиды никого не смущала.

ѕрименительно к ’’ веку даже сложно говорить о наготе в живописи и скульптуре Ц за причудливыми образами авангарда нагое тело и не разгл€дишь толком. «ато пышным цветом расцвело изображение наготы в молодом искусстве Ц кинематографе. Ќо этой наготе тем более было далеко до невинного восхищени€ Ёллады Ц обнаженное женское тело нар€ду с пистолетом стало одним из Ђингредиентовї успешного фильма, не претендующего на статус высокого искусства.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+