icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

«а что сожгли ƒжордано Ѕруно?

  • 3734
  • 6

«а что сожгли ƒжордано Ѕруно?

 
 то такой ƒжордано Ѕруно Ц всем нам известно со школьной скамьи: италь€нский астроном, пламенный борец за гелиоцентрическую систему, отправленный на костЄр мракобесами-церковниками.

ѕризнаюсь, в отроческие годы € была Ђвлюбленаї в эту личность (не меньше, чем мои одноклассницы в комиссара  атани) Ц да и как было романтичной девочке-подростку не увлечьс€: в каких книгах о нЄм писали! ќдни названи€ чего сто€т: Ђ¬ поисках правдыї, Ђ—транствующий рыцарь истиныїЕ а уж Ђ—китани€ї ј.¬олкова Ц пр€мо-таки приключенческий роман! ¬сЄ там есть: и любовь, и динамичный сюжет, и удачливый главный герой, неизменно выход€щий сухим из воды, и его злобный и коварный враг, вечно остающийс€ в дуракахЕ

«а всем этим великолепием как-то ускользал от внимани€ тот факт, что книга Ќ. оперника Ђќ вращении небесных сферї, где (впервые после √ерона јлександрийского) описана гелиоцентрическа€ система, внесена инквизицией в список запрещЄнных книг (т.н. »ндекс)Е в 1616 году Ц через 16 лет после казни ƒж.Ѕруно! ¬от √.√алиле€ действительно судили за приверженность этой идее, и в XX веке, когда все противоречи€ между католической церковью и наукой в этом вопросе сошли на нет, папа римский его реабилитировал. ј вот вопрос о реабилитации Ѕруно даже не ставитс€ Ц и дело тут не только в том, что его иде€ о множестве миров до сих пор не получила научного подтверждени€. ƒа и не первый он еЄ высказывал Ц за долго до него об этом говорили √ригорий Ѕогослов и ‘ома јквинский, чтимые как св€тыеЕ  стати, √.√алилей в своих трудах никогда не ссылалс€ на ƒж.Ѕруно и вообще не считал его учЄным Ц очевидно, на то были основани€?

„то же касаетс€ гелиоцентрической системы, то она занимает в творческом наследии ƒж.Ѕруно далеко не центральное место Ц точнее, ей посв€щена одна из его книг, Ђ¬ечер€ в первый день ¬еликого постаї (1584), где система  оперника излагаетс€ с немалыми искажени€ми и ошибками в геометрических построени€х Ц так что скорее это можно назвать компрометацией теории  оперника, чем еЄ пропагандой.

»з гелиоцентрической системы Ѕруно делает вывод о бесконечности ¬селенной Ц в отличие от  оперника, который (как сказано в упоминавшейс€ уже книге ј.¬олкова) Ђробко остановилс€ перед сферой звЄздї.  оперник остановилс€ не в силу робости Ц он, как подобает учЄному, строил свою теорию на фактах Ц и у него не было фактов, позвол€вших предполагать бесконечность ¬селенной. Ќо не было их у Ѕруно! —вои выводы он основывал не на математических расчетах, а на мысленном размещении поэтических образов в структуре  осмоса Ц на основе попул€рного тогда Ђлуллиева искусстваї (теперь пон€тно, почему √алилей не считал его учЄным!).

“аким образом, гелиоцентрическа€ система интересовала ƒж.Ѕруно не сама по себе Ц она была дл€ него неким символомЕ символом чего?

¬ школьных учебниках и романтических книгах не писали о том, что основной сферой интересов Ќоланца была... маги€. “очнее, герметизм Ц оккультное учение, названное так по имени мифического основател€ Ц египетского мага-жреца “ота √ермеса “рисмегиста (известный де€тель герметизма позднейших времЄн Ц ‘.…ейтс Ц даже написала книгу Ђƒжордано Ѕруно и герметическа€ традици€ї). ”чение это предполагает, в частности, отождествление Ѕога, мира и человека (Ђ„еловек есть смертный Ѕог и что Ѕог небесный есть бессмертный человек.. √осподин вечности есть первый Ѕог, мир -- второй, человек -- третий.ї), а также представление о звЄздах и планетах как живых существах, наделЄнных душой, и о ћировой душе. ¬от это уже была сама€ насто€ща€ ересь, за которую в XVI веке, в эпоху религиозных войн, вполне можно было попасть на костЄр!

„то же касаетс€ гелиоцентрической системы, то Ђпереворотї в астрономии, осуществлЄнный  оперником, был дл€ Ѕруно символом гр€дущего Ђпереворотаї в мировоззрении Ц возрождени€ Ђдревней истиныї (герметической философии).

»так, кто же такой ƒжордано Ѕруно? ‘илософ Ц да. ∆ертва бессмысленной жестокости Ц да. јстроном и тем более Ц мученик науки Ц нет.

» в заключении Ц несколько слов о мученичестве во им€ науки. ќдному нобелевскому лауреату журналист задал вопрос: Ђј ¬ы могли бы пожертвовать жизнью за свои научные убеждени€?ї »сследователь ответил: ЂЌет, ведь они могут быть ошибочнымиї. ¬от это Ц позици€ насто€щего учЄного, который помнит, что в науке нужно подвергать всЄ сомнению (а свои гипотезы Ц в первую очередь), и что научные теории обосновываютс€ не самопожертвованием, а фактами и результатами экспериментов.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

Ќе знаю, почему на эту статью до сих пор не по€вились отзывы. ќна написана интересно, привод€тс€ факты, которые не освещены нигде. Ќесомненно ѕЋё—.+++

spe
√алина „еревык

¬от и за магизм он и пострадал, за ересь. Ќам об этом тоже говорили на зан€ти€х по религиоведению.
ѕлюс вам+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+