icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
 ультура и искусство

¬сех ли передвижников мы знаем? ’удожник Ќиколай ƒубовскќй и его преданность к искусству.

  • 662
  • 6

¬сех ли передвижников мы знаем? ’удожник Ќиколай ƒубовскќй и его преданность к искусству.

’удожников-передвижников, гордость русского искусства, казалось бы, знает вс€кий. Ќо, оказываетс€, некоторых из них судьба одарила большей известностью, а некоторых Ц причем совершенно незаслуженно Ц меньшей. “аков Ќиколай Ќиканорович ƒубовской (1859 Ц 1918). Ёта фамили€ не на слуху, хот€, по крайней мере, одну его картину, Ђѕритихлої (1890), видели и запомнили многие.

“рудно не запомнить. — какого-то поднебесного ракурса изображены грозовые облака, еще подсвеченные солнцем. ќ том, что гроза будет, говорит не только название картины, но и вид затихшей природы, и лодочка, скольз€ща€ по водной глади, спешаща€ к берегу. ѕловец, видимо, надеетс€ вернутьс€ домой, пока не пошел дождь.

 артина помнитс€ многим, а авторЕ Ќу что же, расскажем об авторе.

Ќиколай Ќиканорович ƒубовской родилс€ в Ќовочеркасске. »ной раз место рождени€ много говорит о происхождении человека. Ќовочеркасск был столицей ¬ойска ƒонского. —ледовательно, почти наверн€ка можно сказать: ƒубовской Ц казацкого рода. » точно Ц его отец был потомственным казаком, войсковым старшиной, что соответствовало армейскому званию подполковника.

Ќиколай с детства любил рисовать. ѕоэтому предсто€ща€ воинска€ карьера, которую готовили ему родители, его не радовала. Ќо директор военного училища, где обучалс€ кадет Ќиколай ƒубовской, посоветовал родител€м обратить внимание на способности сына. ¬ результате, Ќиколай ƒубовской стал вольнослушателем јкадемии художеств в ѕетербурге. ¬ 1878 году он перевелс€ в мастерскую пейзажной живописи, где до 1881 года училс€ у профессора пейзажной живописи ћихаила  лодта. ¬ 1882 году Ќ.ƒубовской не закончил курса и стал вольным художником.

¬ 1884 году ƒубовской выставил свои картины на 12 ѕередвижной выставке. ёного художника высоко оценил критик ¬.¬. —тасов. ѕ.ћ. “реть€ков приобрел его картину Ђ«имаї дл€ своей галереи.

Ёто было хорошее начало. Ёто было начало вдохновл€ющее. ƒубовской с охотой погружаетс€ в жизнь живописца. ¬ 1887 году летом он живЄт на даче у ». ≈. –епина в окрестност€х ѕетербурга и работает на пленэре. ¬ следующем году художник лето провел в  исловодске вместе с живописцем Ќ.ј.ярошенко (картины которого Ђ¬сюду жизньї, Ђ очегарї, Ђ урсисткаї широко известны). ƒрузь€ вместе проехали верхом на лошад€х по ¬оенно-√рузинской дороге.

¬ 1890 году Ќ.ƒубовской написал самую известную свою картину Ђѕритихлої, о которой уже было сказано.  артина эта была написана по этюдам, которые художник сделал на Ѕелом море. “акой мастер пейзажной живописи, как »саак Ћевитан очень хвалил эту картину. ѕо его мнению ƒубовской смог передать самую суть стихии, что не вс€кому удаетс€.

 артина была признана на самом высоком уровне. »мператор јлександр III купил ее дл€ своей галереи русской живописи, которую он собирал в «имнем дворце. ¬последствии на основе этой галереи был создан –усский музей.

ѕ.ћ.“реть€ков, узнав об этом, огорчилс€, что отныне така€ замечательна€ картина будет недоступна широкому зрителю. ќн срочно заказал Ќ.ƒубовскому копию (а лучше сказать, повторение) этой картины. Ќ.ƒубовской написал повторение большего размера, и “реть€ков считал, что в результате Ђегої картина стала грандиознее. Ѕлагодар€ этому случаю первый вариант картины Ђѕритихлої оказалс€ в –усском музее, а второй вариант (повторение) Ц в “реть€ковской галерее.

¬ 1886 году ƒубовской стал членом Ђ“оварищества ѕередвижных художественных выставокї, то есть вошел в число передвижников.   тому времени этот своеобразный кооператив художников, существовавший параллельно с официальной јкадемией художеств и конфликтовавший с ней, существовал уже 16 лет. «а это врем€ на смену основател€м “оварищества пришло младшее поколение, преданное традици€м прежних передвижников, но осваивавшее новые темы и новые изобразительные способы. — 1889 года ƒубовской Ц посто€нный член —овета Ђ“овариществаї, а с 1899 года Ц один из руководителей движени€. ќт предыдущих руководителей “оварищества, ».Ќ. рамского (1837 - 1887) и Ќ.ј.ярошенко (1846 Ч 1898), Ќ.Ќ.ƒубовской отличалс€ тем, что был человеком деликатным и м€гким. Ёти черты характера позвол€ли ему быть примирителем конфликтов, которые возникали между разными поколени€ми передвижников. Ќа этом посту ƒубовской находилс€ до самой своей смерти.

Ђ–уковод€ща€ работаї, впрочем, не мешала художнику работать много и успешно. –аботал он с самозабвением, едва ли не круглосуточно. ќтдавалс€ своему творчеству настолько самозабвенно, что, согласно анекдоту, увлекшись этюдом, который делал с натуры, едва не опоздал на собственное венчание в церковь!

ћер€тьс€ талантами в творчестве, конечно, дело и смешное, и бессмысленное. Ќо то, что в конце 19-го века Ќ.ƒубовский был по общему мнению вторым русским пейзажистом после ».».Ћевитана, дает немалое представление о масштабе его таланта. ќба художника занимали достойное и почти равное место в тогдашнем искусстве. –азве что ƒубовской был представителем петербургской пейзажной школы, а Ћевитан Ц московской. Ќо так уж получилось, что критики сравнивали двух выдающихс€ пейзажистов, более выдел€€ при этом Ћевитана. ј через некоторое врем€ критики следующего поколени€ перестали рассматривать творчество Ќ.ƒубовского само по себе, но только сравнива€ его пейзажи с пейзажами ».Ћевитана, причем в живописи ƒубовского они находили почему-то много недостатков. ћожно сказать, слишком много недостатков. ’от€ ведь воспри€тие Ц дело субъективное.  ак говоритс€, кому нравитс€ поп, а кому Ц попова дочка.

ћежду тем, творчество Ќ.ƒубовского ценили не только в стране, но и за рубежом. — 1894 года он принимал участие в выставках в ћюнхене, ƒюссельдорфе, –име и ѕариже. Ќадо сказать, что искусство –оссии было вполне в Ђструеї общего мирового изобразительного искусства. Ќа художников из –оссии не смотрели, как на диковинку, а видели в них коллег и собратьев по искусству.  артины русских художников приобретали знаменитые зарубежные музеи. Ќапример, сам Ќ.ƒубовской был членом художественного общества Ђ—ецессионї в ћюнхене. ƒобились передвижники и признани€ на родине, у вечных конкурентов. ѕ€теро из них, ј.≈.јрхипов, Ќ.Ќ.ƒубовской, Ќ.ј. асаткин, ».».Ћевитан и ¬.ј.—еров, в 1898 году были удостоены звани€ академиков живописи.

«а свою жизнь ƒубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов.   слову сказать, писал он и замечательные морские пейзажи.

¬ конце декабр€ 1913 года ƒубовской предложил собранную им коллекцию работ художников-передвижников, в том числе, 70 своих собственных картин в дар родному городу Ќовочеркасску. ¬ условии дарител€ было сказано, что картины следует разместить в специально построенном городском художественном музее. Ќо вскоре началась ѕерва€ мирова€ война, потом Ц революци€ и √ражданска€ война. –ешение о создании Ќовочеркасского музе€ живописи неоднократно принималось, но музей так и не был создан. ¬ насто€щее врем€ коллекци€ картин ƒубовского находитс€ на временном хранении в Ќовочеркасске, в ћузее истории донского казачества. ѕри этом выставлена только мала€ дол€ собрани€. Ѕольша€ часть картин находитс€ в запасниках.

“ворчество ƒубовского слабо известно нынешнему поколению.  роме названных причин этого есть еще одна. ≈го картины в советское врем€ были разбросаны по 75 провинциальным художественным музе€м: в —аратов, во ¬ладивосток, в јшхабад. ≈сть картины Ќ.ƒубовского и в картинной галерее в “вери (замечательной, к слову сказать, галерее, которую стоит посмотреть тем, кому посчастливитс€ побывать в этом городе), есть и в ќмске.

Ќо такое се€ние Ђразумного, доброго, вечногої идет во вред наследию ƒубовского. ќбъездить все музеи никому не под силу. ј больших выставок, полностью представл€ющих творчество этого выдающегос€ художника-передвижника, не проводилось.

¬прочем сейчас, в век компьютера и »нтернета, можно увидеть все картины мастера на экране монитора. ”видеть, и удивитьс€, и запомнить дл€ себ€ это им€, Ќиколай Ќиканорович ƒубовской.


pro
“амара ћеркулова

ѕисать о художнике и не дать хот€ бы нескольких его картин - невозможно!  артины Ќ.ƒубовского.

1. ѕритихло
2. —обор ¬асили€ Ѕлаженного
3. –адуга
4. —редиземное море
5. ѕервый снег
6. ¬ечер на ”краине
7. Ќа ¬олге

top
Halida Rojkova

’удожник знаком, но так подробно о его жизни и творчестве не знала. ќтлично написано +++++

spe
≈вгени€ –адченко

я весьма неплохо знакома с культурой, но про такого ни разу не слышала, и картины нигде не попадались. ’от€ может и встречались, но не произвели впечатлени€.

spe
¬ладислав „ерных

¬ода у него не очень - €вно не јйвазовский. ј вот "ѕервый снег" и "¬ечер на ”краине" мне понравились.

mas
ћарк Ѕлау

ќ вкусах, конечно, не спор€т. Ќо мне "—редиземное море" понравилось. ’от€ реально оно зеленоватое.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+