Но судьба не всегда и не во всем благоволила к этому человеку. От рождения он был слаб, а потому много времени (первые пять лет!) лежал на кровати возле печи – быстро замерзал и легко простужался. К тому же у ребенка, наверное, была сильнейшая аллергия на какие-то продукты, а его, не зная об этом, продолжали ими кормить. Результат – все тело в болячках и расчесах, постоянный зуд, который порой становился нестерпимым, и ребенок постоянно плакал, вызывая раздражение родителей. Говорят, что отец никогда не брал его на руки – брезговал. А дитя отца боготворило и сначала очень нуждалось в его ласке, а позже - и в одобрении.
Павел Брюллов, академик и искусный резчик по дереву, пользовался большим авторитетом в Петербургской Академии художеств. К его советам прислушивались, его работами восхищались, его трудолюбию завидовали. У Брюллова была большая семья – пятеро детей, каждый из троих сыновей обучался живописи и резьбе по дереву, но ни один не пошел по стопам отца. Карл – второй сын – стал известным художником, а старший, Александр, – архитектором. В этом, как считал отец, была и его заслуга.
В общем-то он был прав: в число главных «умений» Карла входили трудолюбие и желание во что бы то ни стало довести начатую работу до совершенства. Этому с ранних лет учил его отец. Бывало даже жестоко наказывал за лень, непослушание и детские шалости, которые считал баловством и ненужной тратой времени. Художник страдал от глухоты: разрыв барабанной перепонки – это последствие от удара отца. Так что детства, беззаботного и полного радости, у Карла Брюллова не было. Зато было счастье от волшебства смешиваемых красок, от знакомства с законами живописи. Ей он отдал всю свою душу без остатка.
С первых работ, созданных еще в пору ученичества, стало ясно, что в России появился новый гений, пишущий свои картины, согласно всем канонам классицизма. Ровный уверенный мазок, выверенные пропорции, удивительная игра света – все это было в работах юноши, почти мальчика! На выпуске - золотая медаль, которая стала пропуском в Италию. А там… Настоящее царство живописи, работа и еще раз работа, над собой, над новыми картинами, над каждым мазком кисти.
Рождаются одна за другой такие картины, как «Итальянское утро», «Полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и множество портретов. Карл Брюллов – уже признанный художник, его работами восторгаются, его ставят в пример, на его картинах учатся. А когда появляется его масштабное полотно «Последний день Помпеи», то число восторженных почитателей пополняется императорской семьей и царским двором.
В 1822 году Карл Брюллов из любопытства посещает раскопки Помпеи. Богатое воображение художника включается моментально, выдавая и композицию будущей картины, и отдельные ее детали. Жуткие минуты, пережитые горожанами перед смертью, отпечатывались на их лицах, отчаяние ломало их фигуры. Одним словом, картина уже начала жить в и обретать форму. Но подготовка – дело серьезное (а иначе Брюллов работать был не приучен), а потому прошло шесть лет, прежде чем он приступил к работе над новой картиной. Азарт был так велик, что художник почти не выходил из мастерской Он забывал о еде, не спал по двое-трое суток, падал без сил, но работу не прекращал.
Искал недостатки, отмечая достоинства и пропуская их. Нашел главный – картина, по его мнению, казалась плоской: фигуры не выступали из нее, а просто были написаны на полотне. Мастерски – он это признавал, но рельефности, которой он добивался не было. Говорят, что две недели Брюллов просто сидел возле готовой картины и смотрел на нее. Решение пришло неожиданно: художник высветил мостовую, и картина обрела ту идеальную законченность, к которой так стремился мастер.
Первыми зрителями стали итальянцы. Рим и Милан рукоплескали Брюллову. Петербург встретил ласково, была предложена работа в Академии художеств, присвоено звание профессора и первого (а значит – лучшего!) художника России. Слава и почет, деньги и лучшие условия для труда, личная аудиенция императора и его просьба о написании картины об истории Руси – многие ли живописцы могли похвастать хотя бы половиной из этого списка?!
А еще в жизни Карла Павловича Брюллова была любовь. Графиня Юлия Самойлова была очень хороша собой, но красивых женщин много, а любимая – одна. Графиня была необыкновенной. Высшее общество считало ее странной. Сумасбродные (с точки зрения света, конечно) выходки, бесконечная череда романов, которые Самойлова даже не старалась скрывать. Зачем-то удочерила дочерей композитора Пачини и всюду таскала их за собой. О ней сплетничали, а она, богатая и независимая, жила так, как ей было удобно.
Вот и с Карлом Брюлловым (пусть и известным художником, но не светским человеком!) очередной роман завела. Позор, да и только! Но сплетни графиню не волновали. Любовь и удивительное родство душ – вот что она считала главным в их отношениях. Они встретились в трудный для Брюллова период, и Самойлова поддержала его, став его музой. Художник был счастлив и полон вдохновения, писал картины, портреты, думал о будущем, путешествовал с любимой женщиной. Два портрета Ю. Самойловой написал Брюллов. Один с Джованниной Пачини и арапчонком, второй – с Амалицией Пачини. Оба считаются вершиной мировой портретной живописи.
Быть вместе с графиней, стать ее мужем – мечта и, как оказалось, несбыточная. Последние три года Карл Брюллов провел в Италии, он был болен, слабел и понимал, что дни его сочтены. Мечтал быть похороненным в России, но, увы, не все мечты сбываются. Умер художник 23 июня 1852 года, похоронен в Марциане (Мандзиане).
Был ли Карл Брюллов счастлив? Как художник, создавший множество шедевров, да. Как творец, замыслы которого не были воплощены, нет. Как человек, любимый и любивший, безусловно, да. Как мужчина, любимая женщина которого не стала его женой, конечно, нет. Был ли он богат? В деньгах он не нуждался с тех пор, как продал свою первую картину. Но ему не хватало средств для покупки дома в Италии. «Но все это - просто житейские неурядицы. А в жизни я познал столько счастья, что иному человеку его хватило бы лет на двести», - вот слова, которыми Брюллов подвел итог своей жизни.