icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Культура и искусство

Всех художников при жизни ждут бедность и забвение? Карл Брюллов – исключение из правил.

  • 1221
  • 14

Всех художников при жизни ждут бедность и забвение? Карл Брюллов – исключение из правил.

П
Принято считать, что настоящий мастер живописи при жизни должен быть беден, наг, бос и голоден. Якобы только в таком состоянии художник может создавать шедевры, и тому в мировой истории есть немало подтверждений. А вот исключений, к сожалению, не так много. Одно из них – это блестящий живописец, признанный мастер классицизма Карл Брюллов.

Но судьба не всегда и не во всем благоволила к этому человеку. От рождения он был слаб, а потому много времени (первые пять лет!) лежал на кровати возле печи – быстро замерзал и легко простужался. К тому же у ребенка, наверное, была сильнейшая аллергия на какие-то продукты, а его, не зная об этом, продолжали ими кормить. Результат – все тело в болячках и расчесах, постоянный зуд, который порой становился нестерпимым, и ребенок постоянно плакал, вызывая раздражение родителей. Говорят, что отец никогда не брал его на руки – брезговал. А дитя отца боготворило и сначала очень нуждалось в его ласке, а позже - и в одобрении.

Павел Брюллов, академик и искусный резчик по дереву, пользовался большим авторитетом в Петербургской Академии художеств. К его советам прислушивались, его работами восхищались, его трудолюбию завидовали. У Брюллова была большая семья – пятеро детей, каждый из троих сыновей обучался живописи и резьбе по дереву, но ни один не пошел по стопам отца. Карл – второй сын – стал известным художником, а старший, Александр, – архитектором. В этом, как считал отец, была и его заслуга.

В общем-то он был прав: в число главных «умений» Карла входили трудолюбие и желание во что бы то ни стало довести начатую работу до совершенства. Этому с ранних лет учил его отец. Бывало даже жестоко наказывал за лень, непослушание и детские шалости, которые считал баловством и ненужной тратой времени. Художник страдал от глухоты: разрыв барабанной перепонки – это последствие от удара отца. Так что детства, беззаботного и полного радости, у Карла Брюллова не было. Зато было счастье от волшебства смешиваемых красок, от знакомства с законами живописи. Ей он отдал всю свою душу без остатка.

С первых работ, созданных еще в пору ученичества, стало ясно, что в России появился новый гений, пишущий свои картины, согласно всем канонам классицизма. Ровный уверенный мазок, выверенные пропорции, удивительная игра света – все это было в работах юноши, почти мальчика! На выпуске - золотая медаль, которая стала пропуском в Италию. А там… Настоящее царство живописи, работа и еще раз работа, над собой, над новыми картинами, над каждым мазком кисти.

Рождаются одна за другой такие картины, как «Итальянское утро», «Полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и множество портретов. Карл Брюллов – уже признанный художник, его работами восторгаются, его ставят в пример, на его картинах учатся. А когда появляется его масштабное полотно «Последний день Помпеи», то число восторженных почитателей пополняется императорской семьей и царским двором.

В 1822 году Карл Брюллов из любопытства посещает раскопки Помпеи. Богатое воображение художника включается моментально, выдавая и композицию будущей картины, и отдельные ее детали. Жуткие минуты, пережитые горожанами перед смертью, отпечатывались на их лицах, отчаяние ломало их фигуры. Одним словом, картина уже начала жить в и обретать форму. Но подготовка – дело серьезное (а иначе Брюллов работать был не приучен), а потому прошло шесть лет, прежде чем он приступил к работе над новой картиной. Азарт был так велик, что художник почти не выходил из мастерской Он забывал о еде, не спал по двое-трое суток, падал без сил, но работу не прекращал.

Искал недостатки, отмечая достоинства и пропуская их. Нашел главный – картина, по его мнению, казалась плоской: фигуры не выступали из нее, а просто были написаны на полотне. Мастерски – он это признавал, но рельефности, которой он добивался не было. Говорят, что две недели Брюллов просто сидел возле готовой картины и смотрел на нее. Решение пришло неожиданно: художник высветил мостовую, и картина обрела ту идеальную законченность, к которой так стремился мастер.

Первыми зрителями стали итальянцы. Рим и Милан рукоплескали Брюллову. Петербург встретил ласково, была предложена работа в Академии художеств, присвоено звание профессора и первого (а значит – лучшего!) художника России. Слава и почет, деньги и лучшие условия для труда, личная аудиенция императора и его просьба о написании картины об истории Руси – многие ли живописцы могли похвастать хотя бы половиной из этого списка?!

А еще в жизни Карла Павловича Брюллова была любовь. Графиня Юлия Самойлова была очень хороша собой, но красивых женщин много, а любимая – одна. Графиня была необыкновенной. Высшее общество считало ее странной. Сумасбродные (с точки зрения света, конечно) выходки, бесконечная череда романов, которые Самойлова даже не старалась скрывать. Зачем-то удочерила дочерей композитора Пачини и всюду таскала их за собой. О ней сплетничали, а она, богатая и независимая, жила так, как ей было удобно.

Вот и с Карлом Брюлловым (пусть и известным художником, но не светским человеком!) очередной роман завела. Позор, да и только! Но сплетни графиню не волновали. Любовь и удивительное родство душ – вот что она считала главным в их отношениях. Они встретились в трудный для Брюллова период, и Самойлова поддержала его, став его музой. Художник был счастлив и полон вдохновения, писал картины, портреты, думал о будущем, путешествовал с любимой женщиной. Два портрета Ю. Самойловой написал Брюллов. Один с Джованниной Пачини и арапчонком, второй – с Амалицией Пачини. Оба считаются вершиной мировой портретной живописи.

Быть вместе с графиней, стать ее мужем – мечта и, как оказалось, несбыточная. Последние три года Карл Брюллов провел в Италии, он был болен, слабел и понимал, что дни его сочтены. Мечтал быть похороненным в России, но, увы, не все мечты сбываются. Умер художник 23 июня 1852 года, похоронен в Марциане (Мандзиане).

Был ли Карл Брюллов счастлив? Как художник, создавший множество шедевров, да. Как творец, замыслы которого не были воплощены, нет. Как человек, любимый и любивший, безусловно, да. Как мужчина, любимая женщина которого не стала его женой, конечно, нет. Был ли он богат? В деньгах он не нуждался с тех пор, как продал свою первую картину. Но ему не хватало средств для покупки дома в Италии. «Но все это - просто житейские неурядицы. А в жизни я познал столько счастья, что иному человеку его хватило бы лет на двести», - вот слова, которыми Брюллов подвел итог своей жизни.

top
Halida Rojkova

Самые известные картины Карла Брюллова перед вами.

spe
Владислав Черных

Личная жизнь Брюллова вообще сложилась чертовски неудачно. Он женился на дочери рижского бургомистра, но вскоре после женитьбы оказалось, что та сожительствует... с родным отцом. Карл, естественно, ужаснулся и выгнал жену, но её родственники в отместку распустили о нём всякие гнусные сплетни, подхваченные бульварной прессой. Брюллов чуть не сошел с ума, сбежал из дома и нашел приют у Клодта. Многие бывшие друзья и поклонники отказали ему от дома, даже не здоровались с ним. Этот скандал сильно подорвал его здоровье.

top
Halida Rojkova

Вот именно в этот момент он познакомился с Самойловой, она его приютила в своем имении, всячески опекала и делала это демонстративно. Не рискнула вставить этот эпизод в статью, потому что где-то читала, что это сплетня. И, хотя развод случился через 2 месяца после свадьбы, вина якобы лежала на Брюллове. Пересказывать сплетни и делать предположения - дело неблагодарное, поэтому предпочла об этом не писать.

mas
Марк Блау

"Последний день Помпеи" - одна из первых картин, виденных мною в детстве. Конечно, и то, что было изображено, привлекало. Но более всего чаровало название.

top
Halida Rojkova

Масштабное полотно! Размеры поражают воображение, а мастерстве художника оживляет каждую фигуру на картине. Помню, я даже сочинила рассказ по этой картине, всем имена дала, каждому историю придумала. В 12 лет фантазия бьет ключом. Все время казалось, что Брюллов видел этот ужас своими глазами.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+