icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

¬сех художников при жизни ждут бедность и забвение?  арл Ѕрюллов Ц исключение из правил.

  • 938
  • 14

¬сех художников при жизни ждут бедность и забвение?  арл Ѕрюллов Ц исключение из правил.

ѕ
ѕрин€то считать, что насто€щий мастер живописи при жизни должен быть беден, наг, бос и голоден. якобы только в таком состо€нии художник может создавать шедевры, и тому в мировой истории есть немало подтверждений. ј вот исключений, к сожалению, не так много. ќдно из них Ц это блест€щий живописец, признанный мастер классицизма  арл Ѕрюллов.

Ќо судьба не всегда и не во всем благоволила к этому человеку. ќт рождени€ он был слаб, а потому много времени (первые п€ть лет!) лежал на кровати возле печи Ц быстро замерзал и легко простужалс€.   тому же у ребенка, наверное, была сильнейша€ аллерги€ на какие-то продукты, а его, не зна€ об этом, продолжали ими кормить. –езультат Ц все тело в бол€чках и расчесах, посто€нный зуд, который порой становилс€ нестерпимым, и ребенок посто€нно плакал, вызыва€ раздражение родителей. √овор€т, что отец никогда не брал его на руки Ц брезговал. ј дит€ отца боготворило и сначала очень нуждалось в его ласке, а позже - и в одобрении.

ѕавел Ѕрюллов, академик и искусный резчик по дереву, пользовалс€ большим авторитетом в ѕетербургской јкадемии художеств.   его советам прислушивались, его работами восхищались, его трудолюбию завидовали. ” Ѕрюллова была больша€ семь€ Ц п€теро детей, каждый из троих сыновей обучалс€ живописи и резьбе по дереву, но ни один не пошел по стопам отца.  арл Ц второй сын Ц стал известным художником, а старший, јлександр, Ц архитектором. ¬ этом, как считал отец, была и его заслуга.

¬ общем-то он был прав: в число главных Ђуменийї  арла входили трудолюбие и желание во что бы то ни стало довести начатую работу до совершенства. Ётому с ранних лет учил его отец. Ѕывало даже жестоко наказывал за лень, непослушание и детские шалости, которые считал баловством и ненужной тратой времени. ’удожник страдал от глухоты: разрыв барабанной перепонки Ц это последствие от удара отца. “ак что детства, беззаботного и полного радости, у  арла Ѕрюллова не было. «ато было счастье от волшебства смешиваемых красок, от знакомства с законами живописи. ≈й он отдал всю свою душу без остатка.

— первых работ, созданных еще в пору ученичества, стало €сно, что в –оссии по€вилс€ новый гений, пишущий свои картины, согласно всем канонам классицизма. –овный уверенный мазок, выверенные пропорции, удивительна€ игра света Ц все это было в работах юноши, почти мальчика! Ќа выпуске - золота€ медаль, котора€ стала пропуском в »талию. ј тамЕ Ќасто€щее царство живописи, работа и еще раз работа, над собой, над новыми картинами, над каждым мазком кисти.

–ождаютс€ одна за другой такие картины, как Ђ»таль€нское утрої, Ђѕолденьї, Ђƒевушка, собирающа€ виноград в окрестност€х Ќеапол€ї и множество портретов.  арл Ѕрюллов Ц уже признанный художник, его работами восторгаютс€, его став€т в пример, на его картинах учатс€. ј когда по€вл€етс€ его масштабное полотно Ђѕоследний день ѕомпеиї, то число восторженных почитателей пополн€етс€ императорской семьей и царским двором.

¬ 1822 году  арл Ѕрюллов из любопытства посещает раскопки ѕомпеи. Ѕогатое воображение художника включаетс€ моментально, выдава€ и композицию будущей картины, и отдельные ее детали. ∆уткие минуты, пережитые горожанами перед смертью, отпечатывались на их лицах, отча€ние ломало их фигуры. ќдним словом, картина уже начала жить в и обретать форму. Ќо подготовка Ц дело серьезное (а иначе Ѕрюллов работать был не приучен), а потому прошло шесть лет, прежде чем он приступил к работе над новой картиной. јзарт был так велик, что художник почти не выходил из мастерской ќн забывал о еде, не спал по двое-трое суток, падал без сил, но работу не прекращал.

»скал недостатки, отмеча€ достоинства и пропуска€ их. Ќашел главный Ц картина, по его мнению, казалась плоской: фигуры не выступали из нее, а просто были написаны на полотне. ћастерски Ц он это признавал, но рельефности, которой он добивалс€ не было. √овор€т, что две недели Ѕрюллов просто сидел возле готовой картины и смотрел на нее. –ешение пришло неожиданно: художник высветил мостовую, и картина обрела ту идеальную законченность, к которой так стремилс€ мастер.

ѕервыми зрител€ми стали италь€нцы. –им и ћилан рукоплескали Ѕрюллову. ѕетербург встретил ласково, была предложена работа в јкадемии художеств, присвоено звание профессора и первого (а значит Ц лучшего!) художника –оссии. —лава и почет, деньги и лучшие услови€ дл€ труда, лична€ аудиенци€ императора и его просьба о написании картины об истории –уси Ц многие ли живописцы могли похвастать хот€ бы половиной из этого списка?!

ј еще в жизни  арла ѕавловича Ѕрюллова была любовь. √рафин€ ёли€ —амойлова была очень хороша собой, но красивых женщин много, а любима€ Ц одна. √рафин€ была необыкновенной. ¬ысшее общество считало ее странной. —умасбродные (с точки зрени€ света, конечно) выходки, бесконечна€ череда романов, которые —амойлова даже не старалась скрывать. «ачем-то удочерила дочерей композитора ѕачини и всюду таскала их за собой. ќ ней сплетничали, а она, богата€ и независима€, жила так, как ей было удобно.

¬от и с  арлом Ѕрюлловым (пусть и известным художником, но не светским человеком!) очередной роман завела. ѕозор, да и только! Ќо сплетни графиню не волновали. Ћюбовь и удивительное родство душ Ц вот что она считала главным в их отношени€х. ќни встретились в трудный дл€ Ѕрюллова период, и —амойлова поддержала его, став его музой. ’удожник был счастлив и полон вдохновени€, писал картины, портреты, думал о будущем, путешествовал с любимой женщиной. ƒва портрета ё. —амойловой написал Ѕрюллов. ќдин с ƒжованниной ѕачини и арапчонком, второй Ц с јмалицией ѕачини. ќба считаютс€ вершиной мировой портретной живописи.

Ѕыть вместе с графиней, стать ее мужем Ц мечта и, как оказалось, несбыточна€. ѕоследние три года  арл Ѕрюллов провел в »талии, он был болен, слабел и понимал, что дни его сочтены. ћечтал быть похороненным в –оссии, но, увы, не все мечты сбываютс€. ”мер художник 23 июн€ 1852 года, похоронен в ћарциане (ћандзиане).

Ѕыл ли  арл Ѕрюллов счастлив?  ак художник, создавший множество шедевров, да.  ак творец, замыслы которого не были воплощены, нет.  ак человек, любимый и любивший, безусловно, да.  ак мужчина, любима€ женщина которого не стала его женой, конечно, нет. Ѕыл ли он богат? ¬ деньгах он не нуждалс€ с тех пор, как продал свою первую картину. Ќо ему не хватало средств дл€ покупки дома в »талии. ЂЌо все это - просто житейские неур€дицы. ј в жизни € познал столько счасть€, что иному человеку его хватило бы лет на двестиї, - вот слова, которыми Ѕрюллов подвел итог своей жизни.


top
Halida Rojkova

—амые известные картины  арла Ѕрюллова перед вами.

spe
¬ладислав „ерных

Ћична€ жизнь Ѕрюллова вообще сложилась чертовски неудачно. ќн женилс€ на дочери рижского бургомистра, но вскоре после женитьбы оказалось, что та сожительствует... с родным отцом.  арл, естественно, ужаснулс€ и выгнал жену, но еЄ родственники в отместку распустили о нЄм вс€кие гнусные сплетни, подхваченные бульварной прессой. Ѕрюллов чуть не сошел с ума, сбежал из дома и нашел приют у  лодта. ћногие бывшие друзь€ и поклонники отказали ему от дома, даже не здоровались с ним. Ётот скандал сильно подорвал его здоровье.

top
Halida Rojkova

¬от именно в этот момент он познакомилс€ с —амойловой, она его приютила в своем имении, вс€чески опекала и делала это демонстративно. Ќе рискнула вставить этот эпизод в статью, потому что где-то читала, что это сплетн€. », хот€ развод случилс€ через 2 мес€ца после свадьбы, вина €кобы лежала на Ѕрюллове. ѕересказывать сплетни и делать предположени€ - дело неблагодарное, поэтому предпочла об этом не писать.

mas
ћарк Ѕлау

"ѕоследний день ѕомпеи" - одна из первых картин, виденных мною в детстве.  онечно, и то, что было изображено, привлекало. Ќо более всего чаровало название.

top
Halida Rojkova

ћасштабное полотно! –азмеры поражают воображение, а мастерстве художника оживл€ет каждую фигуру на картине. ѕомню, € даже сочинила рассказ по этой картине, всем имена дала, каждому историю придумала. ¬ 12 лет фантази€ бьет ключом. ¬се врем€ казалось, что Ѕрюллов видел этот ужас своими глазами.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+