Учитывая все обстоятельства, описанные выше, услуги репетитора всегда остаются востребованными, причем не только среди школьников и абитуриентов. Например, репетитора вполне может нанять для себя взрослый человек, которому для работы необходимо усовершенствовать знание иностранного языка или даже выучить его «с нуля», или его работа связана с публичными выступлениями – и нужно освоить приемы сценической речи. А оказывать услуги, пользующиеся спросом, выгодно всегда. В таких условиях можно назначать высокую цену – это знают все, кто когда-либо нанимал репетиторов для себя или своих детей.
Несомненное достоинство работы репетитора в том, что для нее не обязательно иметь специальное образование. Например, никто не примет вас на работу в школу учителем немецкого языка, если вы не предъявите диплом факультета иностранных языков, а быть репетитором по немецкому языку вполне может человек, несколько лет проживший в Германии и выучивший язык естественным путем. До Октябрьской революции, когда для поступления в гимназию дети должны были сдать экзамены, к этим экзаменам их нередко готовили гимназисты (для кого-то это было единственным способом оплатить собственную учебы), да и сейчас студенты и даже старшеклассники нередко оказывают репетиторские услуги – и клиентов не смущает их возраст и отсутствие диплома, если занятия приносят хорошие результаты.
Репетитором можно работать на дому, что, несомненно, удобно для пожилых людей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и для инвалидов.
Каждый, кому доводилось работать в школе, университете или ином учебном заведении, знаком с таким неприятным феноменом, как «дележ нагрузки». Количество «часов», выделяемых на тот или иной учебный предмет, ограничено, да еще вышестоящие инстанции взяли моду каждый год его сокращать – словно задавшись целью довести до нуля. Какими мотивами руководствуется власть при этом – понять сложно, но, так или иначе, у репетитора (в отличие от школьного учителя или вузовского преподавателя) такой проблемы нет: количество его «нагрузки» ограничено только физическими возможностями и способностью разрекламировать свои услуги (впрочем, если человек учит хорошо, то трудно только поначалу, а потом ученики или их родители сами начнут рекомендовать его услуги знакомым).
Репетитор может сам выбирать программы и методики – ему не диктует этого директор. И, конечно, репетитор – как любой «свободный художник» – не может потерять работу. Правда, это касается тех репетиторов, которые ведут индивидуальную деятельность. Существуют репетиторские центры, и там – как в любой организации – и начальству подчиняться нужно, и уволить могут.
Наконец, есть еще один момент. Если не все, то по крайней мере внушительный процент учеников репетитора приходит к нему, осознавая необходимость учебы и желая чему-то научиться, в то время как в школе (а то и в университете) многие ученики занимаются из-под палки, а значит – активно сопротивляются попыткам чему-то их научить. Для учителей это заканчивается неврозами, язвой желудка, гипертонией, инфарктами и инсультами. Учитывая, что у репетитора таких проблем на порядок меньше, на медицинские услуги и лекарства он будет тратить не так много денег, как школьный учитель или вузовский преподаватель – и это, несомненно, тоже выгодно, и не только в финансовом смысле.