Почему взлетает ракета, понятно и доступно написано в статье от 30.03.2013. А вот за счет чего выходит на деловую орбиту стартап? В первую очередь за счет инвесторов. Стартап-бизнес отличается от обычного бизнеса тем, что инвесторы вкладывают в него средства не тогда, когда он уже успешно работает, а с самого начала. Грубо говоря, инвестор верит в идею. Поэтому большинство стартапов связаны с Интернетом. Дело в том, что сам по себе бизнес в Интернете требует небольших затрат, а в случае успеха начинает захватывать рынок, фактически не имеющий границ. Инвесторы считают лучшими стартапами те, которые связаны с торговлей в Интернете, с социальными игровыми сетями, с разработкой мобильных приложений, с «зелеными» технологиями.
Итак, стартап можно определить как компанию с инновационной идеей, открывающуюся с нуля при поддержке инвесторов. Как говорил Остап Бендер, «бензин ваш, идеи наши»
Большинство компаний-стартапов – это небольшие компании. Они рассчитаны на скорейшее воплощение своей идеи.
Можно считать, что первая стартап-компания возникла в США в 1939 году в Калифорнии. Два студента Стэнфордского университета Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт, создали небольшой проект по производству тестеров и измерителей с начальным капиталом в 538 долларов и сами же назвали его стартапом. Первоначально все производство размещалось в гараже. Сейчас «Hewlett-Packard» – один из гигантов компьютерного бизнеса. Стартапами была первоначально и такая компания, как «Apple». О том, как начинала работу компания «Apple» можно прочесть в публикации от 12.03.2012.
Типичным стартапом была и компания «Hotmail», которая создала первую службу электронной почты с Web-интерфейсом.
Достоинство стартапов в их небольших размерах, что позволяет им очень быстро реагировать на потребности рынка. Если стартапы добиваются успеха, их покупают крупные корпорации. Вернее, не столько их, сколько их разработку.
С точки зрения инвесторов стартап – это всегда риск, но в случае успеха эти проекты всегда приносят огромные доходы. Статистика свидетельствует о том, что 70% стартапов «умирают» уже в течение первого года, а успехов добиваются только 5-10% стартап-компаний. Но за счет этих 5-10% убытки от неудачных вложений многократно перекрываются. Поэтому те, кто инвестируют в стартапы, никогда не ограничиваются одним проектом.
Стартапы – это всегда вложения в молодые головы и в молодые руки. Обычно возраст участников стартапа 20-25 лет. В этом возрасте человек честолюбив, может упорно работать и думает в основном о своем деле, а не о семье или о детях. Поэтому одна из составляющих успеха инвестора – формирование команды. Как правило, команда создается из группы студентов или же друзей. У такой слаженной, знающей, умелой и упорной команды много шансов на успех.
Те инвесторы, которые вкладывают свои средства в стартапы, называются венчурными инвесторами. Они не вмешиваются в технические подробности проекта, но, вкладывая деньги, организуют или реорганизуют сам процесс разработки, занимаются презентацией проекта и обкаткой его на узкой аудитории, а также ищут будущих крупных покупателей.
Другая группа людей, инвестирующих в стартапы, называется «Ангелы бизнеса». Обычно это состоятельные инвесторы, имеющие большой опыт. В бизнес-идеи новичков и в инновации они вкладывают свои собственные свободные деньги.
Третья, и немалая по численности группа инвесторов стартап-компаний – это (не надо улыбаться!) родственники и друзья участников проекта. Ведь как не порадеть родному человечку? Тем более, что при умелом руководстве вложения вернутся с прибылью.
Одним из главных теоретиков и практиков венчурных инвестиций является американский финансист Уоренн Баффет (Warren Edward Buffett). За умелое руководство вложениями венчурных капиталов он получил прозвище «Провидца» и «Волшебника из Омахи».
У сферы инвестирования в стартапы еще не выработалось каких-либо четких правил. Тем более, в России, где рынок стартапов мизерный. Поэтому тем, кто желает вкладывать (и возможно, с высокой прибылью) деньги в стартапы, лучше искать стартапы в других странах, например, в США или в Израиле, который часто называют «стартап-нацией».