icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

√ениальность: что правда - а что вымысел?

  • 2432
  • 2

√ениальность: что правда - а что вымысел?

— древнейших времЄн и до наших дней люд€м хочетс€ проникнуть в тайну гениальности. ∆елание это заставл€ет пристально изучать биографии великих, чуть ли не в микроскоп разгл€дыва€ каждый факт - не здесь ли таитс€ разгадка? ѕотому-то жизнь гениев (как и само €вление гениальности) окружают многочисленные мифы, легенды, стереотипы, число которых со временем только растЄт. ѕопробуем разобратьс€, что тут правда, а что - вымысел?

1. ≈сли отец намного старше матери - наверн€ка родитс€ гениальный ребЄнок.

”тверждение, не имеющее под собой решительно никаких оснований.  акой бы то ни было, статистики на этот счЄт не существует (да и кака€ может быть статистика относительно такого зыбкого пон€ти€, как гениальность?), а те знаменитости, кого обычно привод€т в качестве примера, родились в XIX веке, когда мужчине считалось приличным женитьс€, когда уже "встал на ноги", чего-то достиг - разумеетс€, это происходило не к двадцати годам и даже не к двадцати п€ти, в то врем€ как двадцатилетн€€ девушка уже была "перестаркой"... »ными словами, "неравные браки" были нормой, большинство людей рождалось в них - и гении в этом плане не отличались от своих бездарных современников.

2. “ворческим успехам способствуют болезни, в особенности туберкулЄз.

“е, кто это утверждает, очевидно, сами никогда не пытались написать что-нибудь толковое (хот€ бы реферат), страда€ даже не туберкулЄзом, а банальным ќ–«. ƒа, среди великих были люди, умершие от чахотки (‘. Ўопен, ƒж. Ѕ. ѕерголези, ћ. Ћохвицка€) - но они жили и творили в те времена, когда медицина не знала эффективных средств борьбы с этой болезнью, и она была сущим бичом человечества. —отни людей умирали тогда от туберкулЄза - и простых смертных среди них было несравненно больше, чем гениев. »ногда болезнь всЄ-таки может помогать творчеству, освобожда€ врем€ дл€ него (недаром ј.ѕ. Ѕородину друзь€-музыканты никогда не желали здоровь€ - а наоборот, желали почаще болеть, поскольку только во врем€ болезни, освобожда€сь от служебных об€занностей, он мог уделить врем€ творчеству), но болезнь и истощает силы, и причин€ет страдани€ - и что-то сделать при этом достаточно сложно. "ј как же Ќиколай ќстровский, ƒарь€ ƒонцова?" - спросите вы. - "¬едь их именно недуги подтолкнули к творчеству!" ƒа, этим люд€м творчество помогло победить болезни - но именно победить, т.е. болезнь в данном случае выступала как противник, а не как союзник, они творили вопреки болезн€м - а не благодар€ им.

3. √ений может настолько увлечьс€ творческим процессом, что потер€ет св€зь с реальностью.

ј вот это правда. “аких примеров в истории искусства немало: ѕ.». „айковский, работа€ над "ѕиковой дамой", всерьЄз бо€лс€ по€влени€ призрака √рафини и рыдал над самоубийством √ермана, √. ‘лобер, описыва€ отравление Ёммы Ѕовари, чувствовал во рту вкус мышь€ка, а у √орького, когда он работал над сценой убийства, по€вилс€ стигмат - кровавый рубец на коже в том месте, куда героиню ударили ножом...  онечно, такие случаи - исключительные, но они отражают общую тенденцию: нельз€ создать шедевра, не отдава€ творчеству всего себ€, нельз€ убедительно описать страдани€ и радости героев, если не переживаешь их сам! Ќо подобного рода примеры, возможно, породили ещЄ один расхожий стереотип: гениальность сродни безумию.

4. √ениальность неизбежно св€зана с неудачами в личной жизни.

ѕод этот постулат даже подвод€т "научную базу" в лице теории «.‘рейда: мол, сексуальна€ неудовлетворЄнность требует сублимации посредством самовыражени€ в искусстве.  онечно, среди великих встречаютс€ люди с неудавшейс€ личной жизнью (как, например, ѕ.».„айковский, ћ.ѕ. ћусоргский) - но "процент" их ничуть не больше, чем среди обычных людей. » ничуть не меньше талантливых людей, у которых с личной жизнью всЄ было в пор€дке: ¬.ј. ћоцарт был счастливо женат на  онстанце ¬ебер, Ќ.ј. –имский- орсаков - на Ќадежде ѕургольд (той самой, котора€ не ответила взаимностью ћ.ѕ,ћусоргскому), ƒж.¬ерди - на ћаргарите Ѕарецци - правда, она рано умерла, но потом была ƒжузеппина —треппони, с которой они прожили много лет в любви и согласии и воспитали приЄмную дочь...  ак видим, личное счастье - отнюдь не помеха творчеству. ѕравда, иногда бывает и по-другому: гений настолько погружЄн в своЄ искусство, что любимые начинают ревновать, обижатьс€ на невнимание - и лична€ жизнь рушитс€ по этой причине (так произошло с Ќ. ѕаганини). Ќо в данном случае причинно-следственна€ св€зь обратна€: не лична€ неустроенность способствует творчеству, а творчество приводит к личной неустроенности.

5. √ении отличаютс€ беспомощностью в житейских вопросах и неуживчивым характером.

“акое может быть - оп€ть же из-за погружЄнности в творческий процесс и сосредоточени€ внимани€ исключительно на нЄм - но не об€зательно. „то же касаетс€ неуживчивого характера, то за него нередко принимают высокую требовательность к себе, без которой нельз€ создать шедевра - и котора€ переноситс€ на коллег (именно поэтому великую ћарию  аллас оперные режиссЄры считали вздорной особой). ¬ целом же надо сказать, что и беспомощность, и неуживчивость среди людей искусства встречаетс€ гораздо чаще, чем гениальность.

6. √ениальность идЄт рука об руку с увлечением алкоголем и наркотиками.

јбсолютна€ чепуха. ¬се направлени€ в искусстве, в которых увлечение такого рода "стимул€торами" стало чуть ли не нормой, родились в XX веке, с момента смерти первых их представителей не прошло ещЄ и ста лет - так что говорить о гениальности рановато, ведь "проверка временем" ещЄ не состо€лась. „то же касаетс€ тех, чьЄ творчество такую проверку уже выдержало - пожалуй, можно назвать только одного алкоголика: ћ.ѕ. ћусоргский. Ќа перечисление великих, которые не были ни алкоголиками, ни наркоманами, не хватит и дес€ти статей. јлкоголиков, которые не создали ничего выдающегос€ (может, потому и не создали, что были алкоголиками?) каждый из нас встречал немало.  омментарии излишни.

»так, мифов мы рассмотрели достаточно - и в большинстве своЄм это именно мифы. ќткуда же они берутс€? ќчевидно, велик соблазн выдЄргивать из биографий великих факт за фактом - и объ€вл€ть их неотъемлемым признаком гениальности, а то и еЄ причиной (абсолютно не забот€сь о том, сколько простых смертных обладало такими же характеристиками). ¬ целом надо признать, что за тыс€чи лет человечество так и не приблизилось к разгадке гениальности. ≈динственной толковой мыслью на эту тему можно считать изречение “. Ёдисона: "√ений - это 1% таланта и 99% труда".


mas
ƒмитрий Ќеткачев

¬се очень спорно.  аждый из нас гениален по своему, только не каждый может раскрыть себ€. Ќужно только найти свою нишу.
≈сли кто-то нашел себ€, то он становитс€ гением. —ледует только учитывать, что жизнь гени€ ужасна. +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+