Родиной Каббалы является Испания, а если быть точным – Кастилия, где в XIII веке жил и творил философ-еврей по имени Моше де Леон. Главный его труд известен под названием «Книга Сияния». Мыслитель не подписал его своим именем, а представил как сочинение гораздо более древнее, написанное мудрецом Симоном бен Йохаи, который жил во II веке… что ж, во все времена людей приводил в трепет авторитет древности, и умные люди знали, как этим воспользоваться!
Следующая важная веха в развитии Каббалы – труды раввина Ицхака Лурия Ашкенази (он же – Ари). Этот человек жил в XVI веке, а чуть позже – в начале века XVII – мы встречаемся с другим знамениты каббалистом, Авраамом Азулаем. Жил этот мыслитель в Марокко, а основная его заслуга заключается в провозглашении отмены ограничений на изучение Каббалы. Благодаря этому мы с вами можем приоткрыть завесу тайны над смыслом этого учения, когда-то предназначавшегося лишь для избранных.
Важную роль в кабаблистическом учении играет Тора, но смотрят на нее по-особому. В ней видят мистический код, расшифровка которого позволит постичь законы природы и выстроить жизнь в соответствии с ними, и тогда не будет никаких бед – ни у человечества в целом, ни у отдельных людей.
Одно из главных понятий Каббалы – Эн-Соф, «божественная неопределенность». Эн-Соф проявляет себя в различных предметах и являениях в рамках десяти эманаций – Сефирот. Их совокупность составляет Дерево Сефирот, или мистическое тело совершенного существа, сосредотачивающего в себе вселенский потенциал – Адама Кадмана. Эти эманации нужны для того, чтобы скрыть совершенство Творца от человека.
Сефирот подразделяются на высшие и низшие. К низшим – «Сефирот чувства» – принадлежат Малхут (царство) – это соответствует миру материальному, Йесод (основа), Ход (слава), Нецах (вечность), Тиферет (великолепие), Гвура (доблесть) и Хесед (милосердие). Высшие Сефирот – «Сефирот разума» – Бина (понимание), Хохма (мудрость) и Кетер (венец). Десятая эманация – Даат («ключи знания» – тактуется как «незримый Сефирот».
Подняться выше сферы Бина сможет только та душа, которая достигла особого состояния – Гмар Тикун. Это значит, что душа осознала и выполнила свое предназначение, а пока этого не произошло, душа обречена раз за разом воплощаться.
Наряду с делением на низшие и высшие, существует деление на мужские Сефирот (Хохма, Хесед, Нецах) и женские (Бина, Гвура и Ход). Мужские связаны с отдаванием, женские – с получением, прочие же Сеирот относятся к линии Исраэль – срединной линии, обозначающей равновесие между этими началами.
Немалое внимание уделяется в учении Каббалы и буквам еврейского алфавита – ведь их произнесение, согласно каббалистическим воззрением, было орудием сотворения мира.
Некоторые идеи Каббалы можно найти в трудах Агриппы Неттесгеймского, Парацельса и иных философов Ренессанса. Интересовался этим учением и автрийский писатель Г.Майринк, живший на рубеже XIX-XX веков. Правда, знатоки иудейской мистики утверждают, что знакомство писателя с этой традицией осталось поверхностным и не нашло глубокого воплощения в его произведениях.