icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Культура и искусство

В чем феномен вальсов И. Штрауса?

  • 1338
  • 7

В чем феномен вальсов И. Штрауса?

А
А теперь – раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз...

Это – вальс. Вероятно, самый известный танец в мире. И, как многие считают, самый красивый. И для многих – их первый танец в жизни. Первый, а потому незабвенный.

Кажется, вальс был всегда. Но это не так. Известен этот танец приблизительно с 16-го века. Танец был простонародный, и танец был неприличный. Во-первых, партнеры кружились, взяв друг друга за руки и обнявшись. При этом лица танцоров находились так близко, что едва не касались друг друга. Это было грубо, это было неучтиво. В общем, фи! Во-вторых, кавалеры (а можно ли так называть деревенских мужланов?) страшно топали своими грубыми и грязными башмаками, радостно отбивая такт. Ну, можно ли подражать таким негалантным манерам? Грубую деревенщину не исправить! Таким образом, танец был отдален от высшего света. Никто тогда и представить себе не мог, что вальс будут танцевать при лучших дворах Европы.

Да и само слово «вальс» родилось позже. Название танца произошло от немецкого слова «waltzen» – «вращаться, кружиться». Так что изящный танец и быстро вращающиеся валы – лингвистические родственники.

Вальс возник на основе веселых деревенских танцев, которые плясали крестьяне в разных странах Европы. В Провансе такой танец называли «вольта» («быстрый поворот»), в Австрии – «лендлер» («деревенский») (не путать с «лендровером»!). Все эти танцы танцевали под нехитрое сопровождение деревенского музыканта в темпе ¾. Во всех танцах партнеры кружились друг вокруг друга и вместе, обнявшись. Что бы там не говорили богатые и знатные господа, но крестьянам и горожанам в Австрии,Чехии и Баварии вальс пришелся по вкусу. Он избавился от диковатых прыжков «вольты», танец стал плавным, широким, даже можно сказать, вальяжным. Такому и в светские салоны путь не заказан.

Ввел «деревенщину» во дворцы и прописал его там Иоганн Штраус-сын (1825 — 1899), известнейший австрийский композитор, скрипач и дирижер. Мало того, что Штраус «узаконил» вальс в роскошных дворцах. Он – заботливый папаша – взял да и обручил этого простака с имперской столицей. Во всем мире знают, если вальс, то всегда венский, если Вена – то обязательно вальс.

Иоганн Штраус с детства видел себя музыкантом, однако отец готовил его к завидной карьере банкира. Учась по настоянию отца в Коммерческом училище, Иоганн факультативно брал уроки музыки у профессиональных венских скрипачей. В 19 лет он уже чувствовал свои силы, собрал небольшой оркестр и играл в одном из венских казино, причем репертуар оркестра приблизительно наполовину состоял из сочинений Штрауса-младшего. Что ужасно злило Штрауса-старшего, указания которого к тому времени уже мало кого интересовали, потому что он развелся с прежней женой и лишил ее детей наследства. Так что «папачес» никакого влияния на сына оказать не мог, а преимущественно злобствовал и злословил. Впрочем, когда в 1849 году отец умер, Штраус-сын проводил его в лучший мир «Реквиемом» Моцарта, издал на свои деньги полное собрание его музыкальных сочинений и даже посвятил отцу свой вальс «Эолова арфа». Затем он возглавил отцовский оркестр, объединил его со своими музыкантами и отправился в европейские гастроли. Гастроли эти принесли Иоганну немало денег и сделали его известным в главных столицах континента.

В 1852 году Иоганн Штраус становится императорским капельмейстером, а в 1856 году гастролирует в России. Весь летний сезон он со своим оркестром играет в Павловске, под Петербургом, зарабатывает много денег и испытывает романтическую любовь к Ольге Смирнитской. Всем желающим узнать об этом больше, советую посмотреть старый советский фильм «Прощание с Петербургом», красивый и будто бы пронизанный музыкой Штрауса, его вальсами и польками.

Штраус, как уже было сказано, приобщил вальс к классической музыке. Вальс, в свою очередь, прославил Штрауса.

Взаимодействие композитора с его произведениями можно было бы уподобить счастливому браку. Легкий и веселый характер композитора как нельзя лучше соответствовал беззаботному кружению танца в оптимистическом ритме ¾. А душа Штрауса, казалось, только и могла петь в ритме вальса.

В одном из парков на кольцевой улице Вены, которая называется Ринг, жители столицы поставили Штраусу позолоченный памятник. Музыкант стоит со своей веселой скрипкой, будто бы в раме из белого мрамора. Глядя на его вдохновенную фигуру, словно слышишь веселую музыку, которая заставляла и заставляет людей пускаться в пляс: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 31 мазурку! А еще 43 марша и 16 оперетт. «Несерьезную», «прикладную», музыку сделать «серьезной» – для этого огромный талант надо иметь. И большую жизнерадостность.

top
Halida Rojkova

В "Мастере и Маргарите" Штраус - гость на балу у Воланда. Когда-то очень удивилась, узнав, что его подвергли гонениям за то, что первым из дирижеров посмел повернуться к публике спиной.

spe
Милана Гейко

Очень люблю вальс, естественно, очень люблю вальсы Штрауса... очень ждала эту статью! Марк не разочаровал. Спасибо. :)

spe
Юлия Дворникова

Марк, как всегда огромное спасибо! Чудесная, лёгкая статья, как кружение вальса: раз-два-три!!!

spe
Лариса Попруга

Первым все-таки ввел вальс в роскошные дворцы Штраус-отец, а Штраус-сын поднял его до симфонических высот, за что и получил любовь и всемирную славу

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+