icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
«доровье и красота

“ест –оршаха. ƒл€ чего он проводитс€?

  • 1837
  • 3

“ест –оршаха. ƒл€ чего он проводитс€?

ќ
ќдно из свойств человеческого воспри€ти€ Ц категориальность: вид€ какой-то предмет, мы непременно должны его классифицировать, отнести к какой-то категории Ц словом, ответить на вопрос Ђчто это?ї, и если даже ответить на этот вопрос нельз€ в принципе Ц мозг всЄ равно ответ найдЄт, даже там, где его нетЕ вот почему мы видим но сказочный дворец в облаках, то человеческое лицо в п€тнах плесени на стене, вот почему гадаем на кофейной гуще Ц даже там умудр€€сь что-то рассмотретьЕ

Ќо Ц Ђчто ты увидишь, зависит от того, откуда будешь смотреть и какой ты человекї. — этими словами английского богослова  .—.Ћьюиса трудно не согласитьс€: то, как по-разному мы видим мир, известно давноЕ так, однажды нескольким люд€м предложили посмотреть в телескоп на Ћуну Ц в то врем€ телескопы ещЄ не отличались совершенством, и рассмотреть что-то определЄнное было трудно Ц и вот, св€щенник увидел там собор, военный Ц крепостьЕ Ќо не только о профессионально принадлежности может рассказать воспри€тие Ц оно говорит и о множестве свойств личности, и о психологическом состо€нииЕ надо только дать человеку нечто, практически не поддающеес€ классификации Ц чтобы ни на что не было похоже, чтобы никака€ конкретность не сковывала про€вление личности (ведь если бы тот же телескоп €сно показал лунные кратеры Ц ни св€той отец не Ђувиделї бы собора, ни солдат крепости Ц и невозможно было бы по ответам определить, кто из них есть кто)Е

»менно это сделал в 1918 г. швейцарский психолог √ерман –оршах, создав тест, известный ныне как Ђп€тна –оршахаї или Ђтест –оршахаї. »спытуемому предъ€вл€ют дес€ть карточек с бесформенными п€тнами Ц есть и чЄрные, и одноцветные, и многоцветные Ц и задают вопрос: Ђ„то это и на что похоже?ї.

»столкование результатов этого теста Ц процедура очень сложна€ (да и чем меньше вы знаете о ней Ц тем достовернее будет результат, если когда-нибудь вам доведЄтс€ этот тест проходить), так что расскажем лишь о некоторых детал€х.

—пособность видеть целостные изображени€, а также нечто Ђдвижущеес€ї (Ђдва индейца танцуют ритуальный танецї, Ђдве женщины стирают в одном тазикеї) Ц показатель интеллекта. ј вот Ђдвижущиес€ї неодушевлЄнные предметы говор€т о страхах и внутренних конфликтах.

≈сли испытуемый обращает внимание прежде всего не на форму, а на цвет (Ђкровавые п€тнаї, Ђмореї) Ц значит, эмоциональность вли€ет на его поведение в большей степени, чем интеллект.

ќб уровне интеллекта говорит и оригинальность ответов, но если абсолютно все ответы оригинальные Ц это говорит отнюдь не о гениальности, а скорее о вычурности мышлени€ (это уже ближе к патологии).

ќ тревоге, беспокойстве говор€т Ђанатомическиеї образы, огонь иЕ архитектурные сооружени€ (причины этого не€сны Ц но факт остаЄтс€ фактом).

≈сли испытуемый Ђстроитї образы в основном на белых промежутках, а не на п€тнах как таковых Ц это показатель негативизмаЕ

ќ тесте –оршаха можно без преувеличени€ сказать, что он прошЄл проверку временем: он до сих пор считаетс€ одной из лучших психодиагностических методик. ¬озможно, помогает и сложность интерпретации его результатов: она предохран€ет тест от Ђосвоени€ї людьми, далЄкими от психологической науки и Ц как следствие Ц потери эффективности.


deb
јлександр  уц

ѕроще говор€, как мы смотрим на жизнь, таковой она дл€ нас и €вл€етс€. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+