icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

“а сама€ ѕлатунова?

  • 2344
  • 15

“а сама€ ѕлатунова?

ј
јлександра √еоргиевна ѕлатунова родилась 29 марта 1896 года в селе ћари-“урек ¬€тской губернии, что ныне входит в земли республики ћарий Ёл. ќтец ее был художником-иконописцем, его професси€ и дала первоначальный импульс по€влению интереса к зан€ти€м рисунком и живописью. ≈ще одним толчком к этому послужил пример двух старших братьев, ставших художниками.   п€тнадцати годам Ўура ѕлатунова уже определилась, чем она хочет заниматьс€ в жизни, и ее выбор не стал ни дл€ кого неожиданностью: в 1908 году она поступила учитьс€ в  азанскую ’удожественную Ўколу.

 ак многие, или почти все, ѕлатунова боготворила Ќ.». ‘ешина, с 1908 года преподававшего в ’удожественной Ўколе.  ак вспоминал впоследствии один из учеников Ўколы Ќ.ћ. Ќиконов, Ђвс€ казанска€ школа в этот период была в сущности Ђфешинскойї, все ученики подражали емуї.

ѕодражала ‘ешину и ѕлатунова. ќдна из ее первых работ Ђ—умеркиї, написанна€ в 1911 году, €вно Ђфешинска€ї: рисунок, техника письма, приверженность реализму Ц все суть школа Ќикола€ »вановича и ничего от ее самой, Ўуры ѕлатуновой. ѕоэтому, очевидно, точкой отсчета своего творческого пути сама јлександра √еоргиевна считала не 1911 год, но 1914-й, с по€влени€ работы Ђќсеньї и участи€ в  азанских периодических выставках, когда стали про€вл€тьс€ индивидуальность, сво€, особа€ техника и предпочтение сказочного действительному.

ќтход от реализма, ирреальное истолкование действительности, богатейша€ фантази€, приверженность футуристическим ве€ни€м в совокупности с €ркой самобытностью привели к по€влению среди казанских художников очень €ркой и оригинальной творческой личности. ѕрофессор  .». —отонин, сравнива€ ее работы с вещами Ђэлегическогої живописца ¬.Ё. Ѕорисова-ћусатова и символиста и фантаста ћ.  „юрлениса, находил фантастические произведени€ ѕлатуновой Ђсвежееї.

Ђ÷енность произведений ѕлатуновой в том, Ц писал  .». —отонин в очерке, посв€щенном творчеству јлександры √еоргиевны, Ц что они едва ли не единственные подлинные живописные сказки, сказки новые, еще не рассказанные, с своей особой причудливой нереальной реальностью, мир, полный невиданных живых существ, мир, дл€ которого не существует Ђне может бытьї, подлинное царство Ђчего нетї.

¬ Ђказанскийї период ее жизни было создано много работ.  омпозиции Ђ—онї, Ђ–усалкаї, Ђѕортрет  . . „еботареваї (который стал ее мужем и с которым она прожила долгую счастливую жизнь), Ђјвтопортретї, Ђ÷икл моих сновї, (Ђ—казкаї, Ђ олдунь€ї, ЂЌегрит€нкаї, Ђ уклаї, ЂЋунные п€тнаїЕ)

ƒиапазон ее работ был очень широк: станкова€ живопись, графика, аппликаци€, резьба по дереву, миниатюра. Ђћиниатюрам ѕлатуновой трудно найти соперникаї, Ц писал профессор —отонин в 1922 году. » все ее работы Ц тонка€ изумительна€ техника, наполненна€ романтизмом и острым чувством современности, расцвеченной причудливыми красками богатого воображени€. ¬ообще, вс€ живопись ѕлатуновой м€гка, из€щна, благородна и элегантна, несмотр€ на сознательное пренебрежение всеми принципами реалистической живописи, перспективой и даже анатомической правильностью.

ќна всегда была немного €зычницей. Ќапрасно утверждала автор биографического справочника Ђ’удожники —оветской “атарииї —.ћ. „ервонна€ в 1975 году, что Ђформалистические тенденции, развившиес€ под флагом Ђлевого авангардизмаї, свойственные ј.√. ѕлатуновой в ее Ђказанскийї период, Ђвпоследствии были преодолены и изжитыї. Ќичего подобного. ”же после того, как в 1926 году јлександра √еоргиевна вместе с  онстантином „еботаревым покинут  азань и переедут в ћоскву, в 1932-1933 годах по€витс€ ее цикл миниатюр Ђ‘антази€ї; в 1934-1935 годах Ц Ђсюита иллюстрацийї к поэме ¬.¬.  аменского Ђ—тепан –азинї и цикл Ђ–ыбкиї 1962-1963 с изображением рыб с головами, похожими на человечьи и руками или лапами вместо плавников.

— 1914 года она была и оставалась сказочницей до самой смерти, последовавшей в 1966 году. Ќесмотр€ на многочисленные иллюстрации и обложки к книгам (оп€ть таки, сказкам) и даже серию работ на тему ¬еликой ќтечественной войны. »менно как художница-фантастка и сказочница јлександра √еоргиевна ѕлатунова и вошла в историю русского искусства.  ак оригинальный, самобытный ни с кем не сравнимый мастер.

” нее есть одна миниатюра Ц акварель Ђјла€ радостьї. ќдна из лучших. Ќа фоне синей с серебр€ными узорами стены развиваетс€ красный с зелеными узорами платок. Ќа фоне платка, держа его за спиной, изображена обнаженна€ по по€с девушка. ќна танцует. » ее ничто не может остановить, пока она сама этого не пожелает. ” нее горда€ осанка и тонкое лицо. » она чем-то очень похожа на художницу јлександру √еоргиевну ѕлатунову.


deb
Ќадежда Ћимонникова

—пасибо за ликбез! „то-то € даже не слышала о такой художнице.

¬от как она выгл€дела: јвтопортрет 1910 года.

» картина "Ѕеспризорники" 1926 год.

ѕочему-то в интернете очень мало картин этой художницы. ј жаль.

pro
Ћеонид ƒев€тых

“ы же просила, чтоб с иллюстраци€ми. —делано именно дл€ теб€...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+