Иосиф Аримафейский, судя по всему, был человеком весьма состоятельным. Он взял на себя все хлопоты по захоронению Христа. Он укутал тело плащаницей, он предоставил свою гробницу и установил на могиле надгробие. Опасаясь преследований, Иосиф бежал в дохристианскую Британию и в местечке Гластонбери закопал Священные реликвии - Грааль и Копьё на дне одного из высохших колодцев. Эта версия получила распространение среди католиков. Действительно путь из Иерусалима в Британию был хорошо известен купцу Иосифу, который скупал олово и отправлял металл в Европу. Подробное описание этого пути можно найти у греческого автора Диодора Сицилийского.
Не менее правдоподобна и другая легенда, связанная с именем Иосифа. Нет никаких подробностей из жизни Иисуса с 12 до 30 лет. Этот пробел заполнили англичане, которые уверены, что Иосиф на своем корабле привозил в Британию Марию с юным Иисусом. Это было местечко Придди (12 км севернее Гластонбери). До сих пор жива легенда о том, что молодой Христос устроился корабельным плотником на судне, которое вышло из Тира, но из-за сильного шторма так и не добрался до Британии. Писатель Гильдас (VI в.) утверждал, что идеи Христа были известны британцам уже в последний год царствования Тиберия (т.е. на 4 й год после смерти Христа).
На этом история Священной чаши обрывается. Одни богословы приводят свидетельства того, что позже Иосиф вернул святыни в Иерусалим. Другие (в книге Робера де Борона) утверждали, что Священный Грааль был передан Иосифом своему шурину Брону, также называемому «Богатым рыбаком». Здесь начинается другая история Грааля, которая связана с древними кельтскими мифами и легендами, с историей ордена тамплиеров, королем Артуром и рыцарями круглого стола.
Легенда о Граале получила новое звучание в романе Кретьена де Труа (1135 - 1183) «Персеваль, или Легенда о Граале», в котором приводятся новые сведения о чудодейственных свойствах Грааля. Рыцарь Персифаль при посещении Короля-Рыбака видел, как тот на глазах исцелился от болезней, испив из священной чаши. А праведный рыцарь Галахад, получив право прикоснуться к Граалю, вознесся на небо как святой.
С IX по XIII вв. вся Европа включилась в поиски святынь. Людовик построил в Париже Святую Капеллу, куда помещали Библейские реликвии. Из уст в уста пересказываются легенды о чудесных свойствах чаши. К ХIХ веку насчитывалось несколько крупных городов, в соборах которых находились чаши Грааля. Это, прежде всего Валенсия и Турин. Турин уже известен как место хранения плащаницы. А кафедральный собор в Валенсии получил признание Ватикана о подлинности священной чаши, которая у них хранилась. На Всемирной выставке в Чикаго была выставлена Чаша из Антиохийского клада, выдаваемая за Священный Грааль. Позже было установлено, что чаша изготовлена в VI веке.
В ХХ веке не было недостатка в конспирологическом толковании легенды о Священном Граале. Многие из них нашли отражение в книге Дена Брауна «Код да Винчи», написанной по изысканиям Р. Лея, М. Бейджента, Г. Линкольна. Еще в средние века складывается культ Марии Магдалины. По мнению конспирологов, Христос и Мария состояли в близкой телесной связи. Мария родила ребенка, который стал родоначальником династии хранителей Священного Грааля.
Подобные изыскания в первой четверти ХХ века производил писатель, археолог-любитель, исследователь Отто Ран (1904-1939), который своими книгами о Граале привлек внимание Г. Гимлера. Известна склонность шефа СС к оккультным наукам и мистике. Некоторое время О. Ран, вступив в ряды СС, принимал участие в организованных нацистами экспедициях по поиску Священной Чаши. Полная приключений и интриги история поиска фашистами Священного Грааля, нашедшая отражение в фильме Стивена Спилберга («Индиана Джонс и последний крестовый поход» 1989г.), требует отдельного изложения.
Таким образом, многочисленные, подчас, противоречивые и взаимоисключающие свидетельства о Священном Граале так и не дают любознательному современнику ответа на вопрос «А была ли Священная Чаша, дарующая её обладателю власть над миром и жизнь вечную».