Очень просто: древние мифы продолжали существовать после Крещения Руси, в то время как их герои – славянские боги – «совмещались» с христианскими святыми – например, Перун с пророком Илией… но нельзя же, в самом деле, приписать библейскому пророку абсолютно небиблейские подвиги! Вот так и появляется былинный герой Илья Муромец – «замаскированный» бог Перун.
«Нет, – возражают христиане. – Илья Муромец – это вполне реальный человек, известный также как Илья Печерский – инок Киево-печерского монастыря, где и сегодня можно поклониться его святым мощам».
Попробуем же разобраться во всём этом.
Начнём с того, что упомянутый святой действительно существовал. В 1988 г. комиссия Минздрава исследовала его мощи, хранящиеся в Киево-Печерском монастыре. Выяснилось, что это был человек достаточно высокого для своей эпохи роста (177 см), умерший в возрасте от 40 до 50 лет; обнаружены следы многочисленных ран, свидетельствующие о воинском прошлом монаха, а также следы заболевания позвоночника – что заставляет вспомнить о 33-летней неподвижности былинного Ильи Муромца… Факты, полученные исследователями согласуются с тем, что известно о святом из других источников: был воином (происходя из простой крестьянской семьи), в одном из боёв с половцами получил тяжёлое ранение в грудь – видимо, поставившее крест на воинском служении – после чего ушёл в монастырь, где и скончался в возрасте 45 лет (по-видимому, в качестве монаха успел прожить недолго – в Киево-Печерском патерике даже нет его жития, что впрочем, не помешало канонизировать его в 1643 г., а в наше время – чтить как покровителя Погранслужбы России и Российских ракетных войск стратегического назначения…
Всё это, конечно, очень убедительно, но есть одно «но»: этот человек жил в XII веке – и уж никак не мог служить князю Владимиру Святославичу, как былинный Илья Муромец… Конечно, это не единственный пример «анахронизма» в фольклоре – изображают же английские баллады встречу Робин Гуда с Ричардом Львиное сердце, в то время как исторический прототип благородного разбойника жил при Эдуарде II – не столь великом и славном и потому менее любимом английским народом… Но такое «совмещение» произошло бы с большей вероятностью, если бы при дворе князя Владимира всё-таки был подходящий «прототип»…
Вполне возможно, что и был! И тут нам придётся вспомнить другого былинного богатыря – Добрыню Никитича. Исторический протитип этого героя известен – дядя князя, брат его матери – ключницы Малуши. Надо отдать должное князю Святославу: «сделав ребёнка» ключнице, он от отцовства не бегал и даже позаботился о родственниках девушки: её брата Добрыню, который – по свидетельству тех же былин – работал то конюхом, то ключником – взял к себе в дружину, где Добрыня быстро завоевал всеобщее уважение и сделал головокружительную карьеру, дослужившись до воеводы. Сказать, что он много сделал для своего племянника – значит, ничего не сказать: когда новгородцы просили Святослава дать им своего сына в князья, именно Добрыня убедил всех, что лучшей кандидатуры, чем Владимир, не найти; не без участия Добрыни Владимир пришёл к власти после смерти отца; именно Добрыне князь поручил такое сложное и ответственное дело, как крещение Новгорода…
Вот тут начинается самое интересное: после Крещения Новгорода в 989 г. ни одного упоминания в летописях о Добрыне больше нет! Куда вдруг делся этот человек, столь преданно служивший своему племяннику? Умер, погиб в бою? Но это нигде не сказано…
И вот историк А.Медынцева обратила внимание, что загадочное «исчезновение» Добрыния хронологически совпадает с Крещением Руси… может быть, он не исчез, а поменял имя – что естественно при принятии крещения? Какое имя он получил? Вполне возможно, что Илья…
Ещё академик Рыбаков отмечал, что два цикла русских былин – о Добрыне Никитиче и Илье Муромце – разделяются «хронологическим рубежом» Крещения Руси – Илья Муромец как будто «принимает эстафету» от Добрыни… Это становится понятным, если предположить, что Добрыня и Илья – один и тот же человек, поменявший имя, а также то, почему Илья «бездействовал» до 33 лет – а потом «вдруг» появился в расцвете сил…
Но вот странность: в некоторых былинах Илью Муромца называют «старым казаком»… почему казак?
Тут нам придётся вспомнить о том, что былины были записаны в позднейшие времена, а до этого существовали в устной традиции, постепенно изменяясь и впитывая нечто новое с течением времени – и каждая эпоха налагала на них свой отпечаток… в том числе и Смутное время. В ту эпоху существовал человек по имени Илья, происходивший из города Мурома, известный как Илейко Муромец. Вот он был казаком – бойцом казачьего отряда, воевавшего на стороне Лжедмитрия I, в последствии и сам «попробовал» себя в роли самозванца, утверждая, что он – сын царя Фёдора Иоанновича по имени Пётр (в действительности сыновей у упомянутого царя вообще не было)… фигура очень неоднозначная, одни считают его разбойником, другие – борцом за обездоленных… но так или иначе, воспоминания о нём тоже могли оказать влияние на образ былинного героя.
Итак, существовали по крайней мере три человека – воевода Добрыня, принявший монашество воин Илья Муромец Печерский и самозванец эпохи Смутного времени Илейко Муромец – чьи деяния были переплавлены в горниле эпической традиции, слившись в известный нам образ былинного богатыря Ильи Муромца.