icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

—то€ние «ои: чудо или миф?

  • 4131
  • 5

—то€ние «ои: чудо или миф?

„еловеку всегда хочетс€ чуда. ѕричЄм недостаточно тех чудес, что происходили где-то и когда-то Ц желательно, чтобы здесь и сейчас или хот€ бы в обозримом прошлом. ѕотому-то и рождаютс€ т.н. Ђгородские легендыї, и одна из них Ц самарска€ легенда, известна€ как Ђсто€ние «оиї.

»стори€, которую многие считают чудом, произошла не в незапам€тные времена, а не так давно Ц в канун нового, 1956 года Ц в —амаре, именовавшейс€ тогда  уйбышевым, в доме є84 по улице „калова. ∆ила там вместе с матерью девушка по имени «о€  арнаухова. 31 декабр€ она пригласила друзей встречать Ќовый год Ц правда, верующа€ мать была против весель€ во врем€ –ождественского поста, но когда же молодежь слушаетс€ родителей! ћолодЄжь веселилась, начались танцы, а «ое танцевать было не с кем. ≈Є жених Ќиколай почему-то не пришЄл. “огда девушка сказала: Ђ–аз моего Ќикола€ нет Ц буду танцевать со св€тым Ќиколаемї, схватила икону и прин€лась вальсировать. —нова благочестива€ мать предостерегла еЄ от св€тотатства, но дочь только рассме€лась: Ђ≈сли Ѕог есть Ц пусть ќн мен€ накажет!ї “ут же раздалс€ страшный шум, сверкнула молни€, и «о€ застыла с иконой в руках, словно обратившись в камень. Ќи сдвинуть с места, ни оторвать от пола еЄ не удавалось. ƒаже инструменты ломались. ѕо некоторым рассказам, из половиц брызгала кровь. ¬рачи Ђ—корой помощиї констатировали, что девушка жива. ” неЄ бьЄтс€ сердце, но не смогли даже сделать ей укол: иголки ломались, как о камень, а вытащить иноку у неЄ из рук смог только св€щенник ƒмитрий “€почкин (будущий архимандрит —ерафим) после совершени€ молебна.

“ак она и просто€ла 4 мес€ца, до самой ѕасхи. ¬ ночь на ѕасху «о€ начала кричать: Ђћолитесь! —трашно, земл€ горит! ¬есь мир в грехах гибнет! ћолитесь!ї, потом она вернулась к нормальному состо€нию. Ќа вопрос, как она жила всЄ это врем€, девушка ответила, что еЄ кормили голуби. ќтносительно дальнейшей судьбы «ои версии расход€тс€: то ли она через несколько дней умерла, то ли ушла в монастырь, то ли окончила жизнь в психиатрической клинике.

—амарское чудо до сих пор продолжает будоражить умы: в город и по сей день приезжают желающие посетить тот самый дом, на той улице установлена скульптура св€того Ќикола€ „удотворца, а в 2009 году режиссЄр ј.ѕрошкин создал фильм Ђ„удої по мотивам этой легендыЕ но есть ли у неЄ реальное основание? ћогло ли что-то подобное быть в действительности?

ƒл€ начала зададимс€ вопросом: а что такое чудо вообще? ≈сли оставить в стороне эмоционально-поэтический подход, с точки зрени€ которого и восход луны над озером Ц чудо, то это нечто такое, что выходит за рамки законов природы. Ќо тут надо оговоритьс€: за рамки законов, известных человеку, так что пон€тие чуда в определЄнной степени субъективно. —кажем, дл€ нас воскрешение Ћазар€, умершего 4 дн€ назад Ц чудо, а дл€ людей —редневековь€ чудом было бы возвращение к жизни через 4 минуты после остановки сердца, в то врем€ как дл€ нас это повседневна€ практика врачей-реаниматологов. Ќаверное, можно представить себе и такой уровень медицины, который позволит реанимировать человека и через несколько дней после смерти Ц и тогда воскрешение Ћазар€ не будет казатьс€ нам нарушением законов природы Ц разумеетс€, всемогущему Ѕогу дл€ действи€ в рамках установленных »м законов не нужна была сложна€ аппаратура. „то же касаетс€ чудес, нарушающих законы природы, то —паситель достаточно €сно выразил своЄ отношение к ним, когда ƒиавол предложил ≈му броситьс€ в пропасть и удержатьс€ в воздухе. ќн назвал это Ђискушением √осподаї.

—овременному физику така€ формулировка пон€тна: гравитаци€ Ц не игрушка, стоит еЄ уменьшить Ц и весь материальный мир распадЄтс€ на элементарные частицыЕ и даже если говорить о воскрешении мЄртвых: кого воскрешал —паситель? ƒочь »аира Ц совсем ещЄ девочка, сын вдовы Ц молодой парень, Ћазарь тоже был далеко не стар Ц суд€ по тому, что прожил потом 30 лет, и ни разу ≈вангелие не сообщает о воскрешении человека, умершего в силу естественных причин в глубокой старостиЕ »ными словами, мы видим, что Ѕог, твор€ чудеса, не нарушает установленных »м законов природы (может или нет Ц иной вопрос, но не делает этого, потому что это могло бы разрушить мир).

ћожет ли, в соответствии с естественными законами, тело окаменеть? ƒа, может Ц изучают же палеонтологи окаменевших трилобитов и других древних животных! Ќо, во-первых, на это нужны миллионы лет. ¬о-вторых, тело должно быть погребено под илом, глиной или песком. ¬-третьих, это уже будет не тело, а камень, прин€вший его форму, все органические вещества разрушатс€ и будут заменены минеральными, и никакой жизнеде€тельности уже не будет, тем более Ц нельз€ снова превратить окаменелость в живое существо. “ак что представить нечто такое применительно к «ое было бы совсем уж нереально. ѕоэтому ѕ.√росс, автор множества книг по эзотерике, предлагает другое объ€снение.

√росс предлагает вспомнить, как снижаетс€ подвижность суставов при отложении солей: если такое же Ђотложениеї произойдЄт в клетках кожи и мышц, человек окаменеет. ” человека, хоть немного знакомого с медициной, такое объ€снение вызовет лишь улыбку: то, что в народе называют Ђотложением солейї, в действительности €вл€етс€ остеофитами Ц патологическими наростами на костной ткани, которые, конечно, не могут по€витьс€ в коже или мышцах. Ќаконец, были попытки объ€снить этот случай некой формой столбн€ка. Ёто вообще не выдерживает никакой критики: при столбн€ке мышцы в судорогах не твердеют настолько, чтобы о них сломались иглы, и конечно, такой больной не может прожить 4 мес€ца без воды и пищи.

¬прочем, с точки зрени€ христианина главный вопрос в этой истории даже не Ђкаким образом?ї, а Ђпочему?ї. ¬ советское врем€ кощунственных поступков было предостаточно: разрушение храмов, использование их под склады, изъ€тие и уничтожение икон и т.п., и всЄ это делалось по распор€жению власть имущих, с которых спрос всегда повышенный Ц на этом фоне полупь€на€ выходка не обременЄнной интеллектом девчонки €вно не выгл€дит поступком, который надо так сурово и показательно каратьЕ

Ѕольшинство публикаций о Ђсто€нии «оиї поражают своей очаровательной логикой. »м€ «ои  арнауховой по€вилось в прессе лишь спуст€ 4 мес€ца после предполагаемых событий? «начит, раньше его скрывали! ¬ архивных документах вообще не значитс€ никакой «ои  арнауховой, проживавшей по этому адресу? «начит,  √Ѕ заметал следы! ќтец —ерафим (“€почкин) отказывалс€ говорить на эту тему? «начит, он точно что-то знал! ѕри этом как-то сбрасываетс€ со счетов даже то, что о.—ерафим (в то врем€ Ц о.ƒмитрий) с 1955 по 1960 служил св€щенником в селе, расположенном в «апорожской области, и вр€д ли мог находитьс€ в  уйбышеве в 1956 году.

¬прочем, занимались этой историей и более адекватные люди, которые предпочитали показани€ незаинтересованных свидетелей Ц так поступили, в частности, корреспонденты газеты Ђћосковский комсомолецї. „еловек, проживающий ныне в 84-м доме по улице „калова в —амаре, переехал туда уже в 90-е годы и ничего определЄнного сказать не смог, лишь посетовал на досаждающих ему Ђпаломниковї, жаждущих поцеловать Ђте самыеї половицы. ј вот беседа журналиста с соседкой, помнившей те событи€, оказалась более продуктивной. —ама она была в то врем€ ребЄнком, но знала о тех событи€х со слов матери, не верить которой оснований не имела. ¬ изложении соседки истори€ выгл€дела следующим образом.

Ќикакой «ои  арнауховой в упом€нутом доме не было. ∆ила там нека€  лавди€ Ѕолонкина, котора€, несмотр€ на наличие в доме икон, отличалась не столько благочестием, сколько пристрастием к выпивке. ƒочери у неЄ не было, зато был сын-вор. »менно он зате€л шумную вечеринку по случаю своего возвращени€ из мест не столь отдалЄнных. Ѕыли среди гостей и девушки, и одна из них действительно прин€лась танцевать с иконой. ќкна занавешены не были, происход€щее в доме было отлично видно с улицы, и проходивша€ мимо женщина воскликнула: Ђ«а такой грех обернЄшьс€ ты сол€ным столбом!ї

Ѕолонкина восприн€ла прокл€тие как удачную Ђбизнес-идеюї: прин€лась распускать слухи о случившемс€ у неЄ в доме Ђчудеї и предлагала всем желающим взгл€нуть на окаменевшую девушку Ц за умеренную плату, разумеетс€, всего за 10 рублей (напомним, в те времена за 2 рубл€ можно было получить обед в столовой). —коро у еЄ дома уже сто€ла толпа. Ћюди, выходившие из дома, увер€ли, что никакое Ђкаменной девушкиї там нет, но им никто не верил, полага€, что они бо€тс€ говорить правду.

ћежду тем, слухи о Ђкаменной девкеї расползались по городу, толпа на улице „калова становилась всЄ больше. —оседи уже стали опасатьс€ за безопасность своих домов, поскольку по€вились желающие Ђсжечь дь€вольское местої. ѕришлось вмешатьс€ милиции, что ещЄ больше убедило многих в реальности Ђчудаї: раз не пускают Ц значит, есть, что скрывать! » такой ажиотаж продолжалс€ ещЄ несколько дней. ƒабы успокоить взбудораженное население города, в конце €нвар€ в местной газете Ђ¬олжска€ коммунаї был опубликован фельетон на эту тему под названием Ђƒикий случайї Ц и это ещЄ больше разрекламировало чудо.

”далось журналистам вы€снить и то, откуда вз€лись им€ и фамили€ Ђкаменной девкиї. «о€  арнаухова действительно существовала. “ак звали женщину, котора€ была настолько потр€сена слухами о чуде, что это пагубно повли€ло на еЄ психику (а может, она изначально была не совсем здорова), и она идентифицировала себ€ с героиней истории. «накомые посмеивались над ней и прозвали Ђкаменной «оейї, а впоследствии сначала устна€ традици€, а затем и пресса отождествила «ою с окаменевшей девушкой.

¬от такое простое и далеко не романтичное объ€снение. —пособно ли оно разочаровать христианина? Ќет, неспособно, поскольку христиане гораздо лучшего мнени€ о Ѕоге, чем представл€етс€ многим. ƒешЄвые демонстрации силы нужны люд€м, страдающим комплексом неполноценности, а не всемогущему Ѕогу, сотворившему ¬селенную! » остаЄтс€ только устыдитьс€ за единоверцев, до сих пор повтор€ющих эту нелепую выдумку.

mas
ћарк Ѕлау

≈сть похабна€ лагерна€ зэковска€ песенка, в которой рифмуетс€ "«о€" и "сто€". —овпадение?

pro
Ќадежда  ћаслова

¬ религиозной литературе описываетс€ такое чудо. я когда то давно читала, но подробностей не помню .+++

spe
≈лена  «атуранова

¬первые об этом слышу, но ведь на пустом месте легенды не рождаютс€? ѕочему-то все же хочетс€ верить в подобные вещи. ѕрости √осподи, но сейчас многих нужно было бы "закоменеть" таким образом и скольких ужасов и непри€тностей можно было бы избежать. ≈лена, в очередной раз восхищаюсь ¬ашей манерой письма. » религи€, и наука, и оптимистично-реалистична€ трактовка событий. +++

deb
Ќаталь€ –еутова

€ такой истории не знала, интересно было прочитать, если это выдумка - надо же такое сочинить... +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+