icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

—овременный оперный театр: оригинальность или мода?

  • 1802
  • 3

—овременный оперный театр: оригинальность или мода?

ѕ
ѕомню, в юности смотрела € спектакль из жизни подростков.   сожалению, ни автора, ни названи€ пьесы € не помню Ц зато врезалс€ в пам€ть один диалог главной героини с родител€ми:

Ц ћожно € коротко постригусь? “ак оригинальнее!

Ц » что же, по-твоему, значит Ђоригинальної?

Ц Ќу, как все Ц как модно!

Ц ј вот загл€ни в словарь Ц и убедишьс€, что как раз наоборот.

—ама того не осознава€, девочка определила самую сущность переменчивой моды. ¬от, представим себе: все нос€т длинные волосы и короткие юбки, безусловно, есть женщины, которым и то, и другое не к лицу Ц но ничего не поделаешь: мода! ќденешьс€ Ђнеправильної Ц заклюют. Ќо вот находитс€ женщина достаточно смела€, чтобы сказать самой себе: Ђƒа, у мен€ не очень красивые ноги, да, из моих волос не соорудишь ничего приличного Ц но мне не об€зательно одеватьс€ Ђкак всеї, чтобы выгл€деть красиво!ї Ц и она коротко стрижЄтс€ и надевает длинную юбку. ¬озможно, сначала подруги будут посмеиватьс€ Ц но в конце концов, вид€, как мужчины бросают ей вслед восхищЄнные взгл€ды, замет€т: а ведь длинна€ юбка и коротка€ стрижка Ц это красиво... а главное Ц оригинально, помогает выделитьс€ из толпы... € тоже так хочу! » €! » € тоже! » вот уже все ход€т с короткими стрижками и в длинных юбках!  онечно, есть женщины с красивыми ногами, которые не грех и продемонстрировать, и обладательницы роскошных волос Ц но им же тоже хочетс€ быть оригинальными, показывать свою индивидуальность Ц а не идти на поводу у всемогущей моды... стоп! ј мода-то переменилась! Ќо по инерции новый инкубаторский образ продолжают именовать Ђоригинальнымї, а те, кто подгон€ет себ€ под него, чувствуют себ€ €ркими, независимыми натурами (совсем как героин€ той пьесы).

ћне кажетс€, нечто подобное происходит сегодн€ в оперном театре. —тоит очередному режиссЄру одеть персонажей классического шедевра в современные костюмы Ц как тут же критика начинает петь дифирамбы: Ђјх, кака€ оригинальна€ трактовка!ї Ќо помилуйте, о какой оригинальности может идти речь, если сейчас только ленивый не переносит действие в XX или XXI век? ќригинальный Ц это единственный в своЄм роде, когда же количество таких спектаклей исчисл€етс€ сотн€ми, это уже не оригинальность Ц это штамп!

ќригинальным же такой подход можно было назвать примерно два дес€тка лет назад, когда публике представили спектакль Ђ–иголеттої в декораци€х Ќью-…орка 20-х годов.  онечно, некоторые детали либретто пришлось переосмыслить (так, слово Ђгерцогї из аристократического титула превратилось в кличку главар€ мафии) Ц но в целом спектакль получилс€ убедительным и действительно оригинальным. ќригинальным Ц потому, что в то врем€ это действительно было ново, создатели ничему и никому не подражали и шли на риск, не зна€ заранее, как отнесЄтс€ к этому публика и критика. ”бедительно... наверное, потому, что опера была выбрана не кака€ попало. Ѕогатый вли€тельный негод€й надругалс€ над доверчивой бедной девушкой Ц такое, увы, случаетс€ в любую эпоху и в любой стране мира Ц и потому такой сюжет не мог особенно пострадать от переноса времени и места действи€ (¬ерди ведь и сам Ц по цензурным соображени€м Ц вынужден был перенести действие из ‘ранции в »талию, и опера от этого не стала хуже).

ј вот когда подобную "операцию" проделывают над Ђ∆изнью за цар€ї Ц возникают некоторые трудности. ¬едь сюжет этой оперы прив€зан к вполне определЄнным историческим событи€м, дата которых известна любому, кто в школе не прогуливал уроки истории, и если мы хотим изменить врем€ действи€, то перенести его придЄтс€ не абы куда, а в такую эпоху, когда –осси€ тоже воевала с ѕольшей (заменить пол€ков на тех же немцев нельз€: музыкальна€ характеристика вражеского лагер€ построена на польских танцевальных ритмах), причЄм ѕольша выступала в качестве агрессора (в противном случае тер€етс€ весь смысл подвига главного геро€, весь патриотический пафос произведени€). я что-то не припомню в нашей истории событий, отвечающих таким критери€м Ц кроме, разумеетс€, польской интервенции, о которой и идЄт речь в опере. » если все эти Ђмелочиї не занимают режиссЄра Ц то у зрител€, немного знающего и историю, и музыку, начинаетс€ суща€ Ђсшибка в мозгахї: музыка говорит об одном Ц а показывают другое (получаетс€ нечто вроде воспетого »льфом и ѕетровым Ђфальшивого зайца из морковкиї). “ак почему бы не оставить всЄ, как есть Ц как задумал автор? ќ нет, это же отстало, несовременно, это не в духе времени Ц и вообще, так уже давно никто не ставит! Ёпоха требует от нас оригинальности, попробуй только не быть оригинальным Ц заклюют (совсем как дамочку, надевшую немодное платье).

¬от ещЄ €ркий пример Ђоригинального творческого подходаї: на вступлении к Ђ“равиатеї героин€ в нижнем белье сидит на пом€той постели, мимо проход€т респектабельно выгл€д€щие господа, суют ей купюры (разумеетс€, доллары Ц в духе времени!), она пересчитывает деньги. » это Ц Ђсв€та€, которую случай сделал куртизанкой, и куртизанка, которую случай мог бы сделать св€тойї? Ќе объединилс€ ли в данном случае режиссЄр с современниками композитора, освиставшими оперу потому, что героин€ осталась дл€ них только куртизанкой Ц и ничего другого ни в сюжете, ни в музыке ¬ерди они не заметили?

≈сть много других способов про€вить свою Ђоригинальностьї и Ђкреативностьї: раздеть героев, сделать их гомосексуалистами, некрофилами, обр€дить обезь€нами, добавить парочку перестрелок и изнасилований (и чем менее они к месту Ц тем лучше: оригинальнее!) Ц поверьте, всЄ это вполне реальные режиссЄрские Ђнаходкиї нашего времени! » всЄ чаще в критических стать€х мелькают фразы: Ђ–ежиссЄр сделал ставку не на осовременивание оперы, а на традиционностьї, Ђ остюмы, что самое удивительное, соответствуют эпохе, без намека на осовременивание!ї ¬от, оказываетс€, что можно считать верхом оригинальности и творческой смелости в наше врем€: поставить оперу так, как написал автор Ц именно с тем местом и временем действи€, чтобы Ћенский был влюблЄн в ќльгу Ц а не в ќнегина, чтобы √ерман любил Ћизу Ц а не насиловал мЄртвую √рафиню... „есть и хвала режиссЄрам, которые так поступают! Ёто истинные смельчаки, которые не бо€тс€ идти против течени€, не бо€тс€ творить без огл€дки на Ђсерую массуї!

ћожно возразить: но ведь оперный режиссЄр не может механически воспроизводить написанное композитором, он тоже творческий человек Ц ему хочетс€ создать что-то новое! » правильно, что хочетс€! “ем более, что оперный режиссЄр вынужден это делать посто€нно, он имеет дело с поистине неисс€каемым источником новых трактовок известных произведений, и этот источник Ц певцы. ќни ведь такие разные! » далеко не всегда соответствуют идеальным образом персонажей... но на то и режиссЄрский талант, чтобы зритель не сме€лс€ над ЂЋизой в возрасте √рафиниї, а сочувствовал ей!  ак метко заметил Ѕорис ѕокровский (вот кто знает толк в оперной режиссуре!), ЂрежиссЄрское решение оправдает и излишнюю толщину √ерцога ћантуанского, и полное отсутствие юности у ƒжильдыї.

Ќе знаю, как насчЄт отсутстви€ юности, но вот что касаетс€ √ерцога Ц довелось мне видеть экранизацию –иголетто, где эту роль исполн€л Ћучано ѕаваротти, чь€ Ђизлишн€€ толщинаї известна всем. „то и говорить, этот великий тенор не очень-то похож на тех стройных красавцев, которых мы привыкли видеть в образе √ерцога (достаточно вспомнить —.Ћемешева). Ќо режиссЄр не растер€лс€: в первом акте вместо традиционной бальной залы мы видим стол, уставленный обильными €ствами Ц и √ерцог с аппетитом пожирает огромный окорок. “акой штрих никак нельз€ назвать избитым Ц в то же врем€ он соответствует и внешним данным певца, и авторскому замыслу (еда ведь тоже наслаждение, без которого Ц как убеждЄн √ерцог Ц Ђжить невозможної).

»ли вот јльфред в одной из постановок ћариинского театра Ц полноватый, круглолицый Ц в общем, далеко не Ђгерой-любовникї... а он и не изображает классического Ђгеро€-любовникаї! ќн играет Ђќбломоваї Ц некотора€ замедленность в движени€х, начало второго акта вообще полностью проводит в положении лЄжа на диване (сразу становитс€ пон€тно, почему ¬иолетта сама была вынуждена поправл€ть финансовые дела!). “ака€ трактовка образа Ц €вно не из разр€да традиционных Ц идеально вписываетс€ в облик артиста, и никакого противоречи€ с оперой не возникает: ведь јльфред оказалс€ именно прекраснодушным мечтателем, не способным боротьс€ за счастье любимой женщины...

Ќо увы Ц такие тонкости не дл€ наших Ђноваторовї: это же надо думать, представл€ть, вдумчиво анализировать партитуру, всматриватьс€ в актЄров Ц гораздо проще повесить Ђлампочку »льичаї в избе »вана —усанина Ц и все будут говорить: Ђјх, какой новатор!ї » неважно, что большинство будет говорить это по принципу Ђголого корол€ї Ц всЄ равно так греет самолюбие!

ћен€ давно занимает вопрос: почему никому из Ђноваторовї Ц любителей осовременивани€ сюжетов Ц не приходит в голову произвести противоположную операцию: вз€ть какую-нибудь оперу с относительно современным сюжетом (скажем, ЂЌе только любовьї –. ўедрина) и перенести действие лет этак на 500 назад? ѕравда, при »ване √розном не было колхозов Ц но не смущает же Ђноваторовї то, что в ≈гипте времЄн фараонов не было Ђвоинов јллахаї с автоматами (а современные арабы, насел€ющие эту страну, даже не €вл€ютс€ потомками героев Ђјидыї)!

» совсем как в той пьесе, с которой мы начали разговор, хотелось бы посоветовать и Ђноваторамї, и тем, кто обожает их восхвал€ть: загл€ните в словарь Ц и узнайте, что в действительности означают слова Ђоригинальностьї, Ђкреативностьї и Ђтворчествої!

deb
Ќина  узьмина

≈лена, отлична€ стать€!) „увствуетс€, что вы хорошо в этом разбираетесь, редкость сейчас...+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+