icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќаталь€ «арубина
 ультура и искусство

—оната. „то такое соната?

  • 7398
  • 7

—оната. „то такое соната?

—оната, в переводе с италь€нского, означает звучание (sonare). ѕо€вилось это слово примерно в 16 веке, одновременно со словом кантата. ¬идимо в это врем€ возникла необходимость раздел€ть музыку на инструментальную и вокальную.  антата, музыка дл€ пени€, а соната Ц музыка дл€ инструментов. ¬ 17 веке можно было встретить такие выражени€: соната да кьеза Ц инструментальное произведение дл€ церкви, соната да камера Ц произведение дл€ комнаты (дворцовых апартаментов, небольших помещений, дл€ узкого круга людей). “рио-соната Ц произведение дл€ трЄх инструментов.

—оната нашего времени, это один из основных жанров инструментальной музыки. —остоит соната из трех, иногда из четырЄх частей. »х пишут дл€ одного инструмента, например, фортепианные сонаты, или дл€ небольшого, то есть камерного, состава инструментов, например, соната дл€ виолончели и фортепиано. ћузыку в этом жанре писали все композиторы, наиболее известны сонаты …. √айдна, ¬. ћоцарта, Ћ. Ѕетховена, Ќ. —кр€бина, —. –ахманинова.

ќдной из самых известных сонат в мире, €вл€етс€ —оната є 14 до - диез минор Ћюдвига ¬ан Ѕетховена. ЂЋуннойї она стала называтьс€ уже после смерти композитора. Ќемецкий музыкальный критик, поэт и друг Ѕетховена, Ћюдвиг –ельштаб сравнил первую часть сонаты с Ђлунным светом над ‘ирвальдштетским озеромї.

≈сть верси€, что на написание этой сонаты Ћюдвига Ѕетховена вдохновила поездка в ¬енгрию, на озеро Ѕалатон, но посв€щена она, как и всЄ прекрасное, безусловно, женщине.

1800 год, Ѕетховен, уже тер€ющий слух, дает уроки ƒжульетте √виччарди. 17-и летн€€ девушка обладала не только музыкальным талантом, но и красотой. ѕокорЄнный Ѕетховен не берЄт денег за зан€ти€ и ƒжульетта задаривает его рубашками, сшитыми ею самой.

Ќа зан€ти€х нетерпеливый, эмоциональный Ѕетховен, разбрасывал ноты, отворачивалс€ от девушки, а графин€ (графин€!) подбирала их с пола.

–аботать над произведением Ѕетховен начал, восторженным, надеющимс€ на женитьбу влюбленным. ј заканчивал разгневанным и оскорблЄнным мужчиной и музыкантом. ƒжульетта вышла замуж за графа –оберта фон √алленберга, увлекающегос€ музыкой и сочин€ющего посредственные произведени€.

—оната N 14 до-диез минор, оп. 27, є 2, названна€ Ѕетховеном Ђquasi una Fantasiaї, (в духе фантазии) опубликована в в марте 1802 года, в Ѕонне, с посв€щением ЂAlla Damigella Contessa Giullietta Guicciardriї (Ђѕосв€щаетс€ графине ƒжульетте √виччардиї).

” сонаты есть ещЄ одно название Ђ—оната Ц беседкаї или Ђ—оната садового домикаї. ѕо одной из версий Ѕетховен начал писал еЄ в беседке парка аристократов Ѕрунвиков, в  оромпе.

ћузыка сонаты, кажетс€ простой, лаконичной, €сной, естественной, при этом она полна чувственности и идет Ђот сердца к сердцуї (это слова самого Ѕетховена). Ћюбовь, предательство, надежда, страдание, всЄ отражено в ЂЋунной сонатеї. Ќо одна из главных идей - способность человека к преодолению трудностей, способность к возрождению, это главна€ тема всей музыки Ћюдвига ван Ѕетховена.


top
≈лена јсвойнова-“равина

 стати, мо€ мать сделала любопытное "открытие"в отношении бетховенской —онаты є 14: она обратила внимание, что вот такой темп, в каком еЄ обычно исполн€ют, соответствует счЄтной доли-четверти, а ведь размер-то там нет четыре четверти, а alla breve - т.е. за счЄтную долю надо принимать половинную... т.о. темп оказываетс€ в два аза быстрее! » тогда 1€ часть звучит совершенно иначе - и уж точно не похоже на "лунную ночь"... а именно на изли€ние разгневанного и оскорблЄнного человека.

deb
Ќаталь€ «арубина

ќго, очень интересно, надо попробовать. ¬ообще, эта соната сплошные загадки. я так пон€ла, что многое заимствовано у ћоцарта, и в плане исполнени€, не всЄ так просто. ¬от что нашла "ќказываетс€, что, с технической точки зрени€, большинство пианистов неправильно играют основной мотив Ц просто неверно сопоставлены триоли и восьмушка-с-точкой. »стинна€ полиритми€ только у пианистов Barenboim,  исина, ѕлетнЄва, јшкенази, Lupu и Rubinsteinа."

tra
–ита јлексеева

Ќичего не пон€ла из комментариев Ќатальи и ≈лены, но про сонату понравилось.+

deb
јлександр  уц

ј € иногда люблю слушать лунную сонату (правда не в одиночестве) +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+