icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Смерть — это иллюзия?

  • 174
  • 1

Смерть — это иллюзия?

С
Смерть – это иллюзия… Такое утверждение способно привести в недоумение, если не сказать – шокировать: напротив, если есть в мире что-то истинно достоверное – это именно смерть, о любом из живущих людей – от бродяги до президента, от новорожденного до старика – можно с уверенностью сказать лишь одно: все эти люди когда-нибудь умрут… так кто же осмелился назвать смерть иллюзией?

Как на все парадоксы и противоречия, на это осмеливались философы. Так, называл смерть иллюзией Сократ, расшифровывая это утверждение следующим образом: пока мы живем – ее нет, а когда она приходит – нас уже нет… получается, что человек со смертью никогда и не встречается вовсе. Примерно о том же говорил другой античный философ – Эпикур, правда, он делал вывод не об иллюзорности смерти, а о том, что к нам отношения иметь не может (с этим может согласиться разве что тот, кто никогда не хоронил близких).

Определял смерть как иллюзию и другой философ, представляющий совсем иную эпоху – Артур Шопенгауэр. Этот немецкий мыслитель, живший в первой половине XIX века, создал теорию палигинезии. Одна из глав его фундаментального труда так и называется: «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа». Основная идея философа заключается в том, что мы не умираем в действительности, а продолжаем проявлять себя в новых людях… нет-нет, не надо вспоминать индусов с их реинкарнацией! Они говорят о переселении конкретной души со всем ее опытом (осознаваемым или не очень) в другое тело – но, в общем, сохраняющей при этом себя. Ничего подобного А.Шопенгауэр не говорил – реинкарнацию в таком смысле он отвергал. Философ утверждал, что вместе с телом – и мозгом, соответственно – разрушается индивидуальное «Я» человека, но сохраняется воля, которая затем воплощается в новом интеллекте – и потому новая личность оказывается отличной от старой. И в этом смысле смерть – как уничтожение личности – представляется иллюзией.

О своей приверженности подобным взглядам говорил немецкий ученый Шрёдингер – правда, понятие смерти он трактовал при этом расширительно… так, что можно вспомнить слова из оперы А.Рыбникова, написанной много позже: «Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?»: человек в каждый конкретный момент времени – это не тот человек, которым он был раньше или будет в будущем. Вот вы сейчас уже не тот терзаемый страстями юноша, которым вы были в шестнадцать лет – этого юноши нет, можно сказать, что он умер – но вы-то существуете, хотя именно вами этот юноша был, т.е. вы умерли и даже не заметили этого – так можно ли говорить о смерти?

Но, в конце концов, философия – она философия и есть, и далеко не каждому из нас удается применить ее построения к своей собственной жизни… Пожалуй, смерть можно считать иллюзией с точки зрения практически всех религий (исключая разве что «экзотику» типа свидетелей Иеговы или адвентистов седьмого дня) – в том смысле, что человеку она кажется концом всего его существования, хотя в действительности это не так: существование личности продолжается и за гранью смерти.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+