icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

Ўарль Ѕодлер Ц основоположник декаданса.

  • 650
  • 7

Ўарль Ѕодлер Ц основоположник декаданса.

ƒ
ƒекаданс. Ётим красивым словом называют тот культурный регресс, который по€вилс€ в конце 19 века. ћесто рождени€ нового направлени€ в искусстве Ц ‘ранци€. ќтец-основатель Ц Ўарль Ѕодлер (1821-1867).

—трогие ценители классической поэзии морщились при упоминании этого имени. „то и говорить, поэт Ѕодлер был талантлив, но, по их мнению, его стихи воспевали «ло, а значит, растлевающе действовали на читателей. » добавл€ли, что ничего иного нельз€ было ожидать от психически больного человека, наркомана и сифилитика.

ѕоклонники Ѕодлера и ценители декадентских стихов, сме€сь над отсталыми взгл€дами ретроградов, зажигали свечи, брали в руки бокал с вином и чуть нараспев читали его Ђ÷веты злаї. ќни во всем ему подражали Ц алкоголь, падшие женщины, гашиш или опиум.

Ѕыла и треть€ сторона Ц Ђтрезвые головыї, то есть объективные критики. ќни высоко ценили статьи Ѕодлера, его переводы Ёдгара ѕо считали непревзойденными, признавали оригинальность его идей, но не могли не отметить, что нездорова€ психика поэта наложила отпечаток Ђсумасшедшинкиї на все его творчество. Ёто, по их мнению, делало его произведени€ прит€гательными дл€ читателей. Ќо, к сожалению, порой приводило к бездумному повторению его греховного жизненного пути.

ќни все по-своему правы. Ўарль Ѕодлер Ц гений, Ђангел, блуждающий во мраке жизниї. «аблудилс€ он еще в детстве. »менно там, как обычно, кроютс€ все загадки и разгадки любой личности. Ѕанально? ј что делать? “акова горька€ правда Ђсумасшедшей ведьмы по имени жизньї. ј теперь по пор€дку обо Ђвсех бедах, истерзавших плоть и душу черного поэтаї.

ѕервые шесть лет его жизни были безм€тежно-прекрасны. Ўарль обожал своего отца, а он его Ђ безмерно любил и баловалї. ’удожник и сенатор, он соедин€л в себе жесткость и цинизм политика и возвышенное отношение к жизни. ¬идеть мир по-своему Ц вот истинное счастье и наслаждение. ¬ыставки, рассказы о картинах лучших мастеров кисти, прогулки по набережной, долгие беседы в мастерской в кругу художников и артистов Ц таким было общение отца и сына. ¬се закончилось в то утро, когда заплаканна€ гувернантка, помога€ одетьс€ Ўарлю, сказала, что его обожаемый папочка умер. ќна объ€снила малышу, что теперь папа будет жить на небе, что забрал его туда √осподь. » добавила, что это естественно, потому что его отец был стар, немногие доживают до 68 лет. Ќо малыш не должен волноватьс€: его мамочке всего 34 года, она молода и хороша собой, а значит, сумеет устроить свою жизнь. Ќо это будет когда-нибудь, а пока он главный мужчина в их семье и ему придетс€ позаботитьс€ о мамочке.

¬ этот день он пон€л три вещи:

ѕерва€ - отец его предал, бросил, оставил одного и ушел в небеса; ему там хорошо, а ему, Ўарлю, здесь так плохо, что сжимаетс€ горло и нечем дышать.

¬тора€ - он, Ўарль Ѕодлер, никогда не станет старым, потому что старость отвратительна: у нее за плечами стоит —мерть. —миренно ждать эту даму он не собираетс€.

“реть€ Ц нужно оберегать маму, чтобы она не покинула его и не ушла вслед за отцом.

ћать недолго горевала. » горевала ли она вообще? ¬сего одиннадцать мес€цев, и молода€ вдова становитс€ генеральшей (в некоторых источниках Ц сначала муж был полковником и только через три мес€ца после свадьбы получил генеральский чин). Ўарль, еще не оправившийс€ от потери, получил новую душевную травму. ћать счастлива, она посто€нно смеетс€ и не сводит глаз с нового папы. ќн, ее новый муж, совсем не похож на умершего отца. ќтчим молод, хорош собой, богат и уважаем в обществе. Ќо Ўарль его не любит и дружить с ним, как требует мама, не станет.

—емь€ часто переезжала, мен€лись страны, города, дома. Ўарль по-детски неуклюже пыталс€ привлечь внимание матери, но у него ничего не получалось. ќн говорил, ей, как сильно он ее любит. ќна сме€лась и уходила в спальню к ненавистному ќпику. ќн плакал, устраивал скандалы, капризничал Ц старалс€ всеми доступными ему средствами привлечь к себе внимание. ≈го лишали сладкого и прогулок. Ўарль ел лед, мечта€ заболеть.  огда болел, у его постели сидела гувернантка. ј потом его предали еще раз: отчим отвез Ўарл€ в  оролевский колледж в Ћионе. ≈му было одиннадцать. ” него не было отца, и матери не нужна его любовь.

—о временем пришло понимание Ц он, Ўарль Ѕодлер, мешает маме, он напоминает ей об отце, а она мечтает скорее о нем забыть. ћальчик рос. ¬месте с ним взрослели и его многочисленные комплексы.  роме Ёдипова комплекса, у Ўарл€ проблемы с оценкой внешности. ќн считал себ€ уродливым. —вое Ђпростенькое и грубо сработанное лицої он не любил. ќно было слишком похоже на отцовское и указывало на крепкие кресть€нские корни семейства Ѕодлер. —кулы, конечно, не переделать, но цвет лица следует заменить томной бледностью. √лаза должны лихорадочно блестеть, губы напоминать пересохший родник. “ак постепенно рождалс€ образ тот идеальный облик, который позже пример€т на себ€ все декаденты.

Ћюбовь к матери переросла сначала в ненависть, а потом и в презрение. ≈сли лучша€ из лучших женщин такова, то каковы остальные? ¬ четырнадцать он впервые попал в публичный дом и, несмотр€ на угрозы отчима и матери, по€вл€лс€ там посто€нно. «десь он чувствовал себ€ лучше, чем дома. ћатери-предательнице он мстил, ложась в постель с самыми гр€зными проститутками. ≈му п€тнадцать лет. ƒл€ него нет тайн в сексе. ќн болен сифилисом. ≈му дают деньги на учебу в колледже, на карманные расходы, а он тратит их на вино и женщин. ≈сли не хватает, то одалживает, а кредиторов отправл€ет к отчиму. ≈му читают нотации Ц он пристально смотрит в глаза, молча выслушивает, при этом цинична€ улыбка кривит его лицо. —порить, что-то доказывать Ђэтим двоимї Ўарль считал ниже своего достоинства. Ёто был подростковый бунт, разыгранный по самому гнусному сценарию.

ќт полного отча€ни€ и суицида спасала любовь к чтению. ћир поэзии завораживал, стихала душевна€ боль, Ђисплакавша€с€ душа расцветала стихамиї. Ўарль читал свои стихи брату, тот пожимал плечами Ц это богема, баловство, это не прокормит. ќтчим уговаривал стать юристом, мать просила быть реалистом и спуститьс€ с небес на землю. Ѕодлеру дали денег и отправили непутевого сына в сказочную страну »ндию. Ќовые впечатлени€, по их мнению, должны были отвратить Ўарл€ от сочинительства и вернуть его на праведную стезю. Ќе получилось: путешественник до  алькутты не доехал, деньги потратил и вернулс€ в ѕариж.

„ерез год он стал совершеннолетним и богатым Ц отец оставил дл€ него большую сумму. ѕравда, хватило ее ненадолго, мен€ть образ жизни Ўарль не собиралс€. ќн модно одевалс€, содержал балерину, говор€ ей о серьезности своих намерений. ѕугал гр€дущей свадьбой семью или влюблен на самом деле? —кандалы выматывали, взаимопонимани€ как не было, так и не предвиделось. –езультат - две попытки суицида. ћать считала, что это он делает назло ей.

∆анна ƒюваль, легкомысленна€ и жадна€, так и не стала его женой. ќдновременно с ней посто€нно встречалс€ с проституткой. — Ћушеттой, гр€знулей, не любившей мытьс€, он познакомилс€ в п€тнадцать, часто проводил с ней врем€, заботилс€ о ней, когда она заболела, оплачивал все ее расходы. ќбе его женщины не были красавицами, обе страдали от последствий плохо залеченного сифилиса. ¬прочем, как и он сам. Ѕыли и другие женщины. »х было много, так много, что он не запоминал их имена и лица. «агул заканчивалс€ возвращением к ∆анне и Ћушетте. » так продолжалось двадцать лет.

ћать рыдала, вид€, как ее сын медленно убивает себ€. ј он просто не умел любить. ≈го этому никто не учил. —ам же он научилс€ сочувствовать несчастью этих женщин, помогать им, но к страсти и к насто€щей любви готов не был. «накомые злословили, пересказыва€ историю его отношений с красавицей ƒюваль. ѕрилична€ девушка из достойной семьи влюбилась в Ѕодлера. ќн отвечал ей красивыми стихами, посылал ей духи и роскошные букеты. “ак продолжалось до первого свидани€: пылка€ страстность ƒюваль испугала Ўарл€. ќн сбежал к своим Ђбесчувственным и фригидным кукламї. ќни его вполне устраивали. Ћюбовь должна приносить страдание. —трасть об€зана терзать. –адости и наслаждению нет места в его жизни.

75 тыс€чи франков закончились быстро. «аимодавцы вереницей пот€нулись в матери. “ерпение семьи лопнуло в 1844 году. —уд. ќпека присуждена матери. Ќебольшой пенсион. ѕочти нищенска€ жизнь. ¬ернее, одна ее сторона. ¬тора€ выгл€дела так:

- журнал Ђ—алон 1845 годаї и он же за 1846 год напечатал его статьи по искусству. ¬ них Ц широкий обзор современных течений, анализ работ художников и объективна€ их оценка;

- с 1846 года Ѕодлер занимаетс€ переводами произведений Ёдгара ѕо и делает это почти до конца своей жизни;

- принимает участие во ‘ранцузской революции: он был замечен на баррикадах, стрел€л и довольно метко в правительственные войска;

- свое понимание событий публиковал в газете ЂLe Salut Publicї, которую сам же и редактировал. –еволюци€ и все, что с ней св€зано, быстро разочаровала Ѕодлера. √уманизма в ней было не больше, чем в монархии, а без этого мир Ђказалс€ черной безднойї. »з нее не выбратьс€, поэтому революционный путь Ѕодлер отверг раз и навсегда. –еволюционеров презирал и ненавидел, не раз резко о них отзывалс€.

¬ 1856 Ц 1857 годам Ўарль Ѕодлер Ц признанный гений и непререкаемый авторитет. —лава его становитс€ общеевропейской после выхода сборника с эпатажным названием ЂLes Fleurs malї. Ёти Ђ÷веты злаї поэт писал больше п€тнадцати лет, некоторые стихотворени€ были ранее напечатаны. ¬ единый сборник Ѕодлер собрал их в 1857 году. «десь всЄ проникнуто разлагающим духом декаданса и окутано покрывалом символизма. Ќа титульном листе - посв€щение “еофилю √отье, на отдельных стихотворени€х Ц прекрасной креолке ∆анне ƒюваль. Ќазвани€ метафоричны, они многое говор€т любител€м символизма. ѕервую часть Ѕодлер назвал Ђ—плин и идеалї, во второй дал Ђѕарижские картиныї. ƒалее познакомил читателей со своим отношением к Ђ¬инуї и Ђћ€тежуї, рассказал, что называет Ђ÷ветами злаї. «акончил сборник красноречивой подборкой, назвав ее Ђ—мертьї. ќ чем стихи? ќ в€зкой скуке жизни, об унынии и отча€нии, о грусти Ц посто€нной спутнице поэта.

ќх, как разозлил он своими стихами поборников морали!  ак они захлебывались ненавистью на страницах газет и журналов! Ѕыл инициирован судебный процесс. ѕриговор Ц внушительный штраф: триста франков платит автор, вдвое больше - издатель. „то ж, нарушил нормы морали Ц раскошеливайс€. ѕлатить, как всегда, пришлось матери. Ўтраф поэта не страшил, а вот пожизненный запрет на публикацию полного формата Ђ÷ветов злаї испугал всерьез.  стати, сн€ли его только в ’’ веке, в 1949 году после обращени€ в суд родственников Ѕодлера. ј пока из него удалили шесть стихотворений; по мнению судей, они были особенно безнравственны.

Ѕодлер исследует действие алкогол€ и наркотиков на человека, скрупулезно записывает все изменени€ картины мира, искаженного гор€чечным воображением. Ђ»скусственный райї - это три статьи о гашише и опиуме. „итатели провер€ли их воздействие на себе и вносили коррективы. Ѕодлер пишет эссе о художниках и композиторах, счита€, произведение вечным, если в нем есть соответствие и органичность. ќн очень попул€рен, его сборники Ц лучший и самый дорогой подарок. ≈го стихи читают наизусть в светских салонах. ≈му подражают. ќн кумир.

 онец его жизни страшен. —начала припадок, потом частичный паралич, затем полна€ потер€ речи и слабоумие. ≈го мозг умер раньше тела, которому пришлось страдать полтора года, которые он провел в палате психушки. ћать его не навещала. ≈му исполнилось 46 лет, и его не стало.

ƒорогое кладбище ћонпарнас выбрала мать. ћесто и надпись тоже подготовили по ее указке. –оскошна€ могильна€ плита на пам€тнике его отчима, генерала ќпика, возле нее Ц плита попроще. Ќадпись гласит, что здесь похоронен Ўарль Ѕодлер, который €вл€етс€ пасынком ќпика и сыном  аролины јршанбо. ќ том, что здесь похоронен основоположник декаданса, теоретик символизма, известный и тонкий критик, общепризнанный классик как французской, так и всей европейской литературы нет ни слова. Ёта сторона жизни оскорбл€ла семью при жизни Ўарл€, и после его смерти о ней предпочли не упоминать.


mas
ћарк Ѕлау

ƒекаданс - это по-французски "упадок". Ќо с точки зрени€ поэзии стихи Ѕодлера - это достижение и прогресс.

top
Halida Rojkova

¬ –оссии этот упадок по€вилс€ в конце 19 века и отлично себ€ чувствовал. Ќазвали его "—еребр€ным веком".

spe
¬ладислав „ерных

¬ ———– ругательство "декадент" считалось чуть ли не матерным. —уд€ по тому, что € узнал об основоположнике декаданса - правильно считалось...

spe
Ћариса ѕопруга

ƒа, сейчас без этого "регресса" поэзию невозможно себе и представить

top
Halida Rojkova

¬ладислав, Ћариса права: декаданс - это огромное количество красивых стихов и замечательных поэтов.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+