icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

—естры —трелковы, кто они?

  • 2090
  • 16

—естры —трелковы, кто они?

»
»х обеих без вс€кой нат€жки можно назвать казанскими актрисами. Ўутка ли Ц отработать, или, как говорили тогда, отслужить на казанской сцене без малого дес€ть лет! ƒа и после того, как они перебрались в ћоскву Ц ћекку дл€ вс€кого артиста, Ц они еще не раз приезжали по приглашению казанских антрепренеров на гастроли в наш город, который считали своим. √ородской же театр и вовсе был родным местомЕ

1.“аланова, или —трелкова Ц 1-€.

’иони€ »вановна считала себ€ представительницей второго поколени€ актерской семьи —трелковых. ƒочь крепостного актера »вана —трелкова, Ђпремьераї крепостного театра кн€з€ Ќ.√. Ўаховского в Ќижнем Ќовгороде, она родилась в 1822 году.

ƒетство, проведенное за кулисами театра, конечно, и определило ее дальнейшее направление в жизни: с 1838 года она стала выступать на сцене Ќижегородского театра как драматическа€ актриса.

ѕриобрет€ широкую известность в ѕоволжье, ’иони€ вместе с сестрой была приглашена в 1851 году в  азань Ђновой дирекцией театраї. «десь она прижилась, была довольно попул€рна, и в бенефисы, охотно предоставл€емые ей тогдашним антрепренером и актером Ќиколаем  арловичем ћилославским, подарки от признательной публики текли рекой, а рукоплескани€м не было конца.

»гре ’ионии »вановны была свойственна кака€-то сочна€ характерность. ¬ дебюте на казанской сцене ее младшей сестры јлександры, в пьесе Ђћатеринское благословениеї ƒеннера (перевод Ќ.ј. Ќекрасова), —трелкова Ц 1-€, как ее называли по сцене, играла ћагдалину. »грала великолепно, но это, кажетс€, был последний спектакль, где ее игра затмевала игру јлександры, писавшейс€ в афишах, как —трелкова Ц 2-€.

”же в те годы тридцатилетн€€ ’иони€ »вановна играла роли женщин, старше ее по возрасту. ¬ Ђ√амлетеї, где корол€ играл известный провинциальный актер √ригорий ¬асильевич “аланов, ќфелию Ц јлександра, а принца датского сам ћилославский, она исполн€ла роль королевы. Ќо особенно удавались ей роли комичных и злых старух. ¬от тут ей не было равных.  огда позже, в 1861 году, она станет актрисой »мператорского ћосковского ћалого театра, эти роли будут ее коньком.

¬ 1853 году они с сестрой предприн€ли попытку перебратьс€ в —анкт-ѕетербург. ќбе удачно дебютировали на столичной сцене, однако их весьма скромные услови€ не прин€ла ƒирекци€ —анкт-ѕетербургских театров. Ќа услови€ самой ƒирекции, оскорбительные и издевательские, ни шедшие ни в какое сравнение даже с казанскими, сестры не пошли, и вернулись на казанскую сцену.

¬ 1854 году ’иони€ »вановна выходит замуж за “аланова и берет его фамилию. Ќо дл€ казанцев она так и остаетс€ —трелковой Ц 1-ой.

¬о второй половине 1860 года она получает приглашение из  ронштадского театра, где предусматриваетс€ ее приезд вместе с мужем и сестрой. ¬се трое дают согласие и покидают казанскую сцену. „ерез год сестры перебираютс€ уже в ћоскву, в ћалый театр, где в 1880 году и окончитс€ актерска€ карьера ’ионии »вановны “алановой. ќкончитс€ вместе с жизнью.

2. Ђѕервый талант-самородокї, или —трелкова Ц 2-€

≈сли ее старша€ сестра ’иони€ провела детство за кулисами, то јлександра выросла буквально на сцене. Ђ≈сли мы скажем, что эта актриса родилась на сцене нижегородского театра, то немного исказим истину, Ц писал журнал Ђѕантеонї в 1853 году в обзоре Ђ“еатр в  азаниї. Ц — самого малолетства она каждую масленицу, на €рмарке и в дни бенефисных спектаклей преусердно выпл€сывала (во врем€ дивертисментов Ц прим.) то казачка, то русскуюЕї

јлександра »вановна родилась в 1833 году, и была известна в Ќижнем Ќовгороде, как —трелкова Ц 4-€.  огда в 1851 году ее с сестрой, дабы не разлучать их, пригласили в  азань, положив ей содержание 150 рублей в год и предложив только второстепенные роли в водевил€х, она была без ума от счасть€.

¬ то врем€ —трелкова Ц 2-€, как стали называть ее в  азани, была сильно увлечена актрисой Ќадеждой ¬асильевной —амойловой. ќна подражала ей во всем: голосе, манерах, привычках, приемах игры на сцене. ќна сме€лась, как она, даже клан€лась зрител€м, как —амойлова, хот€ видела ее лишь несколько раз, когда Ќадежда ¬асильевна дала несколько спектаклей в 1851 году в Ќижнем, будучи проездом из  азани в —анкт-ѕетербург. ѕоэтому свой дебют в  азани в 1852 году, как драматической актрисы (она играла ћарию в Ђћатеринском благословенииї ƒеннера), —трелкова Ц 2-€ целиком построила на подражании —амойловой. »Е превзошла ее. ¬скоре роль ћарии в этой пьесе стала коронной ролью в репертуаре јлександры »вановны, хот€ ее ќфели€ в Ђ√амлетеї, ћурзавецка€ в пьесе Ђ¬олки и овцыї,  атерина в Ђ√розеї, Ћизавета в Ђ√орькой судьбинеї, ѕростакова в ЂЌедорослеї и леди ћакбет были, после того, как она нашла свою манеру игры, несомненно, великолепны.

≈е рост, как актрисы, был быстр и неудержим, что отметил уже в 1853 году журнал Ђѕантеонї. ќчень скоро публика стала требовать ее бенефисов. “огдашний антрепренер казанского театра Ќ. . ћилославский пошел на это охотно, выбрав дл€ первого бенефиса —трелковой Ц 2-й роль Ќасти в Ђ¬одевиле с переодеваниемї. –езультат превзошел все ожидани€: в театре был полный аншлаг, публика приветствовала неистовыми аплодисментами каждый выход бенефициантки, а в конце представлени€ вызывала не менее, чем дес€ть раз.  азанска€ пресса откликнулась на это выступление —трелковой Ц 2-й следующими строками:

ЂЅенефициантка в роли дурочки Ќасти была удивительно хороша в песн€х на русский лад, во всей игре ее, живой и быстрой, в этих простых, но полных смысла и насмешливости над умным барином жестах дурочки было столько движени€, жизни и оригинальной грации, что торжество ее было самое полное, самое совершенноеї.

„естно говор€, —трелкова Ц 2-€ была довольно страшненькой. Ђѕрирода, Ц писал автор статьи Ђ“еатр в  азаниї, Ц не одарила ее ни привлекательной наружностью, ни выразительными чертами лица, ни ростомЕ Ёто девушка без манеры, с длинным торсом, с толстыми руками (и толстыми ногами, которые нижегородские гимназисты прозвали Ђбревнамиї Ц прим.), но зато глаза ее полны жизни и чувстваЕї

Ётими серыми глазами она и брала. ј еще талантом и живостью характера, на фоне которых, зритель просто переставал замечать природные недостатки актрисы.

Ц ј какова она собою? Ц спрашивали про —трелкову Ц 2-ю особо нетерпеливые гости  азани, впервые попавшие в √ородской театр.

Ц Ќа сцене она очень даже прехорошенька€, Ц отвечали им завз€тые театралы, нисколько не крив€ душой.

≈й завидовала сама ѕолина јнтипьевна —трепетова, звезда которой также взошла в  азани. Ёто видно по воспоминани€м самой —трепетой. Ѕезапелл€ционно высказалась о —трелковой Ц 2-й в своих воспоминани€х одна из лучших учениц великого ўепкина, актриса ј.». Ўуберт, более 55 лет отдавша€ театру и в начале 60-х годов XIX столети€ служивша€ вместе с јлександрой »вановной. Ђ” —трелковой из современного репертуара, Ц писала Ўуберт, Ц было всего две пьесы: Ђ√розаї и Ђ√орька€ судьбинаї, где она была великолепнаЕ ¬от Ц первый талант-самородок, который € встретила, второй Ц —трепетова, а больше не виделаї. —равнение —трелковой с актрисой мирового масштаба, каковой была —трепетова, и раздача мест в актерской иерархии, причем —трелковой первое, а —трепетовой второе Ц было очень смело, но не лишено объективности. “акой актрисы, как —трелкова Ц 2-€ провинци€ еще не видывала.

ѕроиграв сезон 1860/61 года в  ронштадте, јлександра »вановна вместе с сестрой была приглашена в ћосковский малый театр, где, с перерывами, играла с осени 1861 по 1892-й.

ќна умерла в 1902 году, пережив сестру на двадцать два года, будучи младше ее на одиннадцать лет.


deb
Ќаталь€ –еутова

оп€ть истори€ жизни от Ћеонида! +++++++ ”меете вы переносить читател€ в чье то прошлое!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+