icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬иктор ’алин
«доровье и красота

—амое главное (почти как по “¬)

  • 130
  • 0

—амое главное (почти как по “¬)

—амое √лавное (почти как “¬)

Ѕолезнь, здоровье, жизнь и смерть; - вот вопросы, которые не проход€т мимо никого из людей, живущих на нашей планете. ѕодавл€ющие большинство из нас, самым дорогим дл€ себ€ в этой земной жизни определ€ет здоровье. ƒл€ кого-то оно, с самого рождени€, по причине болезни, становитс€ актуальной проблемой. »ной совершенно не радеет о здоровье, беспор€дочно Ђразбрасыва€ камниї (≈ккл.3:5), дума€ по своей молодости, что жизнь бесконечна и здоровье не истощимо.  то-то о своем здоровье задумываетс€, по достижении им определенного положени€ в обществе, когда-то поставленной перед собой цели и только после этого начинает заботитьс€ о нем, Ђсобирать камниї. Ќо никого, как бы он не хотел, вопросы болезни, здоровь€, жизни и смерти не обойдут стороной.

÷елеустремленный человек, дл€ приобретени€ жизненного статуса, того, что в мире сейчас интенсивно проповедуетс€ и ценитс€: - власть, богатство, сила, знани€, попул€рность, слава, и т.п., тратит свое здоровье. » вот, все, чего ты желал, добытое тобой с большим трудом, на что было исчерпано здоровье, впоследствии начинаешь тратить, чтобы восстановить то, что потер€но и было твоей главной поддержкой в достижении намеченного успеха, - твое здоровье. ѕроисходит обратный процесс. „еловек зарабатывает деньги, расплачива€сь здоровьем за то, чтобы потом тратить эти деньги на сохранение того остатка здоровь€, что расточил, зарабатыва€ деньги. ѕоздно, но все же, человек приходит к логическому выводу, - что здоровье это самое главное в жизни и нет ничего больше: Ђздоровье и благососто€ние тела дороже вс€кого золота, и крепкое тело лучше несметного богатстваї (—ир. 30:14-15).

„еловек идет на все, чтобы быть здоровым, готов пожертвовать всем, что имеет, что зарабатывал долго и с большим трудом. ћысли о смерти, что она все равно когда-то придет, не занимают его, а если иногда и думает о ней, то хочет умереть в старости и об€зательно здоровым.

ќпыт подсказывает, что люди умирают здоровыми и то, относительно, только на войне и от несчастных случаев, внезапно. »стори€ не знает примеров смерти, на склоне лет, совершенно здорового человека. Ќе любим мы говорить о смерти, не прин€то, не этично. ≈сли же все же зайдет разговор о ней, то мы желаем себе и свом близким, смерти мгновенной, без болезненных мучений, лучше всего во сне. ’ристианин же в своих молитвах просит об обратном: Ђне дай √осподи внезапной кончиныї.

ЂЌе следует желать внезапной смерти, - говорит —в€титель Ќиколай —ербский, - следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. “ак учит ÷ерковь. —уществует много канонических молитв, в которых мы просим √оспода сохранить нас от вс€ких бед, к которым причислена и внезапна€ смертьї.

Ќадо знать, что абсолютно здоровых физически людей просто не существует. ѕервородный грех нарушил структуру нашего, когда-то совершенного тела и с каждым столетием, увеличива€ свои грехи, человечество утрачивает свое здоровье, это подтверждает по€вление все новых и новых болезней: ЂЅолезнь есть потер€ здрави€, и возболевший по преступлении человек возболел естествомї, говорит —имеон Ќовый Ѕогослов. „то же делать? ¬едь никому не хочетс€ болеть.

√рамотное отношение к своей болезни, €вл€етс€ главным помощником претерпени€ ее, не говорю преодолени€, в смысле выздоровлени€. «десь идет разговор о христианах, которым ≈вангелие дает правильное понимание земной жизни, дл€ которых главное предопределение Ѕога, их спасение.

Ќо даже православному христианину, не всегда пон€тны такие слова —в€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова: ЂЅолезнь Ц готовое спасениеї (ѕисьма-559).  ак же эти слова можно просто пон€ть, не говор€ о том, чтобы прин€ть, столь чуждое нашему уму высказывание. ј далее —в€титель прилагает к сказанному еще и нагрузку, своего рода труд, который гарантирует это спасение: ЂЅолезнь Ц готовое спасение, когда больной удал€етс€ от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предаетс€ воле Ѕожией; когда благодарит за болезнь, удал€ющую его от мира: чего бы он ни сделал единственно по собственному произволениюї. “о, что больше всего хочетс€ во врем€ болезни; обругать ее, воззвать к справедливости, потребовать к себе снисхождение и жалостиЕ, дл€ христианина, который желает спасени€, не допустимо.

ћы же, в подавл€ющем большинстве, ждем, не дождемс€, окончани€ болезни, подобно дев€ти из дес€ти евангельских прокаженных, чтобы поспешить к тому, что было упущено за врем€ нашей хвори. Ќо путь, указанный ≈вангелием поистине узок и малопон€тен дл€ нашего самолюбивого ума, предполагающий, дл€ спасени€ дорогу, вымощенную болезн€ми и скорб€ми: Ђћногими скорб€ми надлежит нам войти в ÷арство Ѕожиеї (ƒ.14:22).

Ёто правда, сказанна€ √осподом, принимаешь ее или нет, но эта, правда, она одна, т€жела€ и горька€, но все же, правда. јпостол ѕавел выбирает дл€ спасени€ недуг, как лекарство, которое называет Ђжало в плот, ангел сатаныї (2 ор. 12:7), дл€ исцелени€ греха по€вившегос€ в  оринфской церкви: Ђ—илою √оспода нашего »исуса ’риста, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасенї (1 ор5:5).

‘изические болезни даны нам по необходимости, как отражени€ болезней духовных, которые мы, по своему жестокосердию, не чувствуем так, как физические и которые по своим последстви€м намного опасней и труднее исцелимы. Ђ»бо гордый есть больной бесчувственный, - который не сознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть душиї, говорит —имеон Ќовый Ѕогослов. Ѕолезни плоти, при правильном к ним отношение, привод€т к пониманию своих духовных недугов.

ƒаже лекарства Ђпредполагаютї лечение не легкое, так как все они до недавнего времени, имели горький вкус, не просто так, а чтобы, как говор€т св€тые отцы, человек понимал, что люба€ болезнь, любое исцеление не может и не должно быть сладким. —ейчас же, многие лекарства делают при€тными на вкус, с ароматами любимых фруктов и т.п., чтобы только угодить нам и чтобы болезнь не привела нас к правильному пониманию ее по€влени€.

„тобы разобратьс€ в наших физических недугах, пон€ть слова св€тых, проповедующих смиренное отношение к болезн€м, нужно приготовитьс€ к прин€тию Ђгорького лекарстваї, которое указывает на причину этих болезней в самом себе, а не в твоем окружении.

ƒуша и тело незримо св€занны между собой, и древний олимпийский афоризм: Ђ¬ здоровом теле, здоровый духї, известен каждому. Ќо мало, кто знает, что изначально эти слова произносились немножко иначе: Ђ“олько тогда будешь иметь здоровое тело, если дух твой будет здоровї. ƒл€ слуха, кажетс€, нет разницы в такой перемене слов, но не дл€ самого человека, Ђобраза и подоби€ Ѕожи€ї, который состоит из тела, души и духа. √де дух должен €вл€тьс€ доминирующим, об€занный управл€ть душой и телом, не так как сейчас, когда наша плоть становитс€ диктатором нашей жизни. “ака€ перестановка в пословице, сначала слов, а затем по слову и образа жизни, где приоритетом €вл€етс€ тело, может сыграть роковую роль. Ђќт перемены мест слагаемых суммаЕї, в богословских вопросах как раз мен€етс€. »исус ’ристос говорит нам на это: Ђ‘арисей слепой! ќчисти прежде внутренность чаши и блюдаї (ћтф.23:26). ћы ставим внешнее впереди внутреннего, получа€ от √оспода €рлык Ђлицемеров, что очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищени€ и неправдыї (ћтф.23:25).

„еловек, становитс€ упр€мым Ђбараномї (≈вангельское сравнение с овцами), не хочет никого слушать, а что видит и понимает своим умом, считает правильным. Ѕоль от болезни разрушает то, чему нас учили в ÷еркви, о нерушимых законах и ценност€х, которые запрещают обращатьс€ за помощью к колдунам, знахар€м, гадалкам и волхвам. ѕравда, они, поступа€ хитро, так себ€ уже не называют, пользу€сь более звучными и малопон€тными выражени€ми дл€ нашего соблазна, выставл€€ напоказ, в своих приемных, всю православную атрибутику. » мы ловимс€ на эту удочку, смешива€ наше ѕравославие с €зычеством, поклон€€сь в храме Ѕогу, бежим на поклон к целител€м ради обещанного физического освобождени€ от недуга, даже не души, а тела: Ђ то станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ееї (Ћк.17:33).

ћы забываем прописанные Ѕогом истины, что не просто так получаем свои бол€чки. Ѕоль закрывает нам глаза, смешивает мысли и укорачивает пам€ть. ћы не хотим пон€ть, а если знали, то забываем, что истинна€ ÷ерковь лечит духовные, нравственные недуги, которые €вл€ютс€ причинами всех человеческих бед, включа€ физические. „то тот, кто тебе обещает физическое выздоровление, как раз и €вл€етс€ тем шарлатаном от которого, так тщательно оберегает нас ÷ерковь.

ћы забываем, что жизнь коротка, что болезнь наша, это наша болезнь, а не чужа€, дана нам не по ошибке, а в наказание или награду, или дл€ получени€ венца, или дл€ спасени€, в оставление грехов, но во всех случа€х дл€ исправлени€ в лучшую сторону. ¬ы€снить этот вопрос, откуда она Ђпришлаї, если быть внимательным к себе и не бо€тьс€ правды, не составит труда. “олько, мало кто хочет знать правду и слушать непри€тное о себе, пусть даже это будет не вслух, а внутренний голос.

ћы забываем, что большинство из нас, болезни привели в ÷ерковь, что некоторых людей болезни Ђцеп€ми приковалиї к храму и пока ты болеешь, ты в ÷еркви, тебе нужен Ѕог,  оторый, только по —воей любви не исцел€ет теб€, чтобы ты не увеличил компанию дев€ти неблагодарных прокаженных из ≈вангели€ (Ћк. 16).

ћои рассуждени€, как обывател€ такие; Ђесли € хожу в храм, читаю вечерние и утренние молитвы, соблюдаю посты и прочие, почему же € болею, раз Ѕог назвал мен€ в ≈вангелии —воим чадом, а себ€ ќтцом? ѕочему мо€ жизнь, как Ѕожьего сына проходит в сплошном труде, болезн€х и печал€х, разве дети царей работают? –азве ’ристос умер за мен€ и понес мои болезни, дл€ того чтобы мне быть несчастнымї? (»з проповедей сектантов).

Ќужно разобратьс€ в главном, что € хочу от этой жизни, каковы мои стремлени€ и приоритеты на этой земле? Ђѕостроить дом, посадить дерево, родить сынаї, - красива€ пословица, котора€ нав€зана нам, как цель нашей жизни, но не наша, не христианска€. ќна, как олимпийский афоризм умело, переделана дл€ нашего обмана.

¬ нынешнее врем€ строительство домов, превратилось в строительство дворцов и стало даже, каким-то соревнованием, показателем и мерой твоего благополучи€. ѕисание же говорит о наших предках, которые, уча нас: Ђговорили о себе, что они странники и пришельцы на землеї (≈вр.11:13), мы же на стройке личного своего жиль€ складываем головы.

ћожно заменить в этой пословице Ђдомї на Ђхрамї, что будет как будто бы ближе к небу. Ќо что толку, мне, от построенного мною храма, смотр€ какое участие € принимал в этом строительстве. ≈сли мой Ђхрамї, то есть, € сам, остаюсь Ђ€сл€миї дл€ скотины, Ђвертепомї разбойников, страстей и грехов.

Ђѕосадить деревої, тоже сомнительна€ цель, много было в истории примеров, когда по приказу государей, разбивались великолепные сады и парки, дл€ удовлетворени€ в этих садах, самых низменных своих утех. ћного примеров, где сады служили орудием обогащени€.

ќстаетс€ Ђродить сынаї, что тоже не всегда приносит ожидаемого результата: Ђћудрый сын радует отцаї (ѕр.15:20), Ђ√лупый сын Ц досада отцу своему и огорчение дл€ матери своейї (ѕр.17:25).  ак угадаешь, кого родишь? “ак что цель, которую проповедует мир, как наиболее возвышенную, ничего хорошего в себе не несет: ЂЋучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивыхї (—ир.16:4). Ќо можно рассмотреть эту пословицу с христианским пониманием ее предназначени€.

Ђѕостроить домї, то есть вертеп или гроб (себ€) переделать, в дом дл€ Ѕога, Ц ’рам. Ђѕосадить деревої, не просто посадить и бросить (при крещении, подобное Ђдеревої, в виде зерна, сажаетс€ в каждом), а вырастить, ухажива€ за ним, чтобы оно принесло плод. Ђ–одить сынаї, это дело не хитрое, много ума не надо, сейчас в наших школах, с начальных классов, нашим дет€м, преподают обратное, как предохранитьс€ от детей. ј вот вырастить, воспитать его в заповед€х Ѕога, чтобы Ђмудрый сын радовал отцаї, цель вполне христианска€. ѕословица мен€ет свою суть:

1. Ђѕостроить из себ€ духовный дом, чтобы быть в нем св€щенником: Ђ ак живые камни, устро€йте из себ€ дом духовный, св€щенство св€тое, чтобы приносить духовные жертвыї (1ѕет.2:5).

2. Ђ¬ырастить в себе плодоносное дерево: Ђ÷арство Ќебесное подобно зерну горчичному, которое человек вз€л и посе€л на поле своем, которое, хот€ меньше всех сем€н, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становитс€ деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываютс€ в ветв€х егої (ћтф.13:31-32).

3. Ђ≈сли родить, то воспитать сына в духе Ѕожьих законов чтобы: Ђмудрый сын радовал отцаї (ѕр.15:20).

ћы рассмотрели две мудрости; мудрость нисход€щею свыше и мудрость, как сказал в послании јпостол »аков: Ђземную, душевную, бесовскуюї (3:15).  аждому самому предстоит разобратьс€, что прин€ть, то, что ближе к нам по нашему рассудку, желающему поко€, то есть мудрость земную или то, что в скорби и муках принесет пользу?

÷ерковь не пренебрегает традиционной медициной и различными лекарствами, как может показатьс€ из прочитанного. ¬от что говорит ѕисание в книге Ђ»исуса, сына —ирахова 38:1-15ї, по этому поводу:

Ђѕочитай врача честью по надобности в нем; ибо √осподь создал егої

Ђ√осподь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать имиї. «десь предостережение нам от разного рода Ђхимииї.

Ђƒай место врачу, ибо и его создал √осподь, и да не удал€етс€ он от теб€, ибо он нуженї. ћесто врачу, не колдуну.

Ђ¬ иное врем€ и в их руках бывает успехї. «десь пр€мо сказано, что все зависит только от √оспода.

Ђ»бо и они мол€тс€ √осподу, чтобы он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизниї. Ќесомненно, есть врачи, которые подпадают под этот стих, ход€т в ÷ерковь и мол€тс€ Ѕогу.

ЂЌо кто согрешает пред —отворившем его, да впадет в руки врачаї! ¬спомним евангельскую историю про то, как: Ђженщина, страдавша€ кровотечением двенадцать лет, котора€, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылеченаї (Ћк.8:43). “о есть врач, смотр€, как попустит Ѕог, может быть спасителем, может быть и орудием возмезди€. Ѕог же не палач, а ¬рач, √лавный врач,  оторый знает какое лекарство необходимо индивидуально каждому, дл€ его здоровь€.

ƒл€ нас важно услышать отношение к этому вопросу тех, кто опытно, на себе, а не из учебников медицины, испытал различные стороны вс€ких болезней, душевных и физических, и преодоление их: ЂЅолезнь многому доброму учительница; сверх того она послание Ѕожие взамен и пополнение наших недостаточных подвиговї, говорит —в€титель »гнатий, который сам был очень больным человеком. ћы же готовы совершать подвиги на словах, опуска€ руки при малейшем соприкосновении с самой проблемой.

—ейчас дл€ нас подвиг, особенно сектантов, это как показательное выступление Ђфигуристовї, чтобы все видели. ƒаже не выступление, а объ€вление того, что на подвиг в угоду Ѕога € всегда готов. јнтоний ¬еликий по этому поводу говорит: Ђѕрежде, чем дойдем до изли€ни€ крови, не будем хвалитьс€ (подвигами - ред. јвт.); потому что ни один художник не хвалитс€ своим произведением прежде окончани€ егої.

¬ремена гонение и крови, всегда были точной измерительной шкалой нашей веры. „то же делать, когда душа рветс€ к великим подвигам, а врем€, как думаетс€, дл€ этого прошло?  ак же спасатьс€? ¬о множестве, примеры спасени€, находим у св€тых отцов, когда мученичество, как Ђспасительный кругї временами исчезало, в покойные периоды жизни ÷еркви, но св€тые находили пути, ведущие в Ќебесное ÷арство. ¬алаамский патерик о старце, схимонахе Ќиките, с 1874 года подвизавшемс€ на ¬алааме, рассказывает, что как только он поступил в обитель, молил Ѕога избавить его от внезапной смерти и перед своей кончиной как можно сильнее поболеть, чтобы своим терпением болезни умилостивить √оспода. Ѕог, по молитве старца, выполнил его просьбу, дав ему, перед смертью много претерпеть телесных недугов.

Ѕог не оставил человека без шанса на спасение, ќн дал нам и оруди€ дл€ достижени€ этого спасени€ Ц болезни и скорби. ЂЅолезнью восполн€ютс€ (недостающие) подвигиї, говорит —в€титель »гнатий. ≈сли вспомним житие —в€тых, то увидим, что Ѕог по —воей благости, за те заслуги, которые —в€тые при своей св€той (т€желой) жизни заработали, открывает им день их смерти, дл€ серьезного приготовлени€ к этому событию (исповедь, причастие). » вот Ѕог, в последние времена попускает неизлечимые, смертельные болезни, как рак, не по жестокости, как многие полагают, а по милости, уподобл€€, нас немощных, не способных ни на какие подвиги Ц —в€тым, которым открывает день их кончины. ѕусть не в полной мере, как древним —в€тым, открывает точную дату, а указывает примерное врем€ нашей смерти, тем самым, приравнива€ нас к ним. „тобы мы приготовились и без подвигов всей жизни, недолго потерпев, в короткий отрезок ее конца, завоевали то, на что —в€тые потратили всю жизнь, и вошли в Ќебесное ÷арство. ѕоистине ѕисание говорит: Ђћногие же будут первые последними, и последние первымиї (ћтф.19:30).

—ейчас настало врем€, когда человек думает; не где? он окажетс€ после смерти, а как он будет выгл€деть в гробу. » подража€ западному образу жизни, мы предпочитаем о смерти не говорить, счита€ это неприличным. ¬ похоронных косметических кабинетах, покойника гримируют, дела€ из него Ђсовсем как живогої и прощание с ним могут организовать по желанию клиента, какое угодно, в любой обстановке и в любой желаемой позе: сид€ в кресле, за рабочим столом, сто€, Ђна конеї, одним словом, как пожелаешь, только заплати. Ћишь бы не создать стрессовую ситуацию у родственников. ƒелают все, чтобы родные покойного, как можно безболезненно перенесли утрату. ј смерть каждого человека это своего рода проповедь Ѕога люд€м. √римировать, пр€тать последстви€ послужившие смерти, тоже, что отказыватьс€ слушать эту проповедь: Ђ ак не плакать, когда помышл€ю о смерти, вид€ брата моего лежащего в гробе, бесславного и безобразногої?, читаем мы в пока€нном каноне √осподу нашему »исусу ’ристу.

ѕокойник, как бы говорит с нами, прощальным своим словом, возможно единственно честным и самым нужным дл€ нас. ћы же не хотим его слушать, косметикой Ђзатыка€ї ему рот, дела€ его еще красивей, чем в жизни. » наши слова: Ђ≈му уже все равної или Ђсейчас ему хорошої и прочие, это ужасные, необдуманные слова. ≈му еще предстоит большое потр€сение при прохождении мытарств. Ђ¬о всех делах твоих помни о конце твоем (о смерти), и вовек не согрешишьї (—ир.7:39).

Ќам же, беспоко€щимс€ о своем здоровье и продлении молодости, полезней всего помнить стих из нагорной проповеди √оспода: ЂЋучше дл€ теб€, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в гееннуї, иными словами: ЂЋучше калекой попасть в рай, чем здоровеньким в адї.

Ђ«доров ли кто телесно и силен, и по причине своих здоровь€ и силы считает себ€ свободным от вс€кого искушени€ (греха) Ц но кому более, как не здоровому и сильному, свойствен грех Ђосквернени€ храма Ѕожи€ї (1 ор.3:17), говорит учитель ÷еркви 3 века ќриген.

Ђ¬оистину, предсмертна€ болезнь очень важна. ћногим грешникам она принесла вечное спасение. » тыс€чи грешников познали Ѕога и свою собственную душу только на одре болезни. ј, познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и  ровью ’ристовой, удостоились войти в светлые небесные ≈го чертоги. —ледовательно, предсмертна€ болезнь даетс€ по милости Ѕожиейї, (—в€титель Ќиколай —ербский).

¬ погоне, как нам кажетс€ за главным; красотой, здоровьем, силой мы Ђуподобл€емс€ окрашенным гробам, которые снаружи кажутс€ красивыми, а внутри полны костей мертвых и вс€кой нечистотыї (ћтф.23:27). ѕриукрашива€ себ€ внешне, использу€ любые средства, не страшась разного рода увещеваний и предсказуемых последствий, мы готовы пойти на все, чтобы наш Ђгробї при жизни выгл€дел достойно, Ђкак у всехї. ћы не хотим серьезно задуматьс€ о себе и своем предназначении. Ќе хотим определить самое главное в этой жизни, слуша€ проповедующих Ђсиницуї, котора€ в руках, не вер€ в Ђ∆уравл€ї, который в небе: Ђ»бо будет врем€, когда здравого учени€ принимать не будут, но по своим прихот€м будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отврат€т слух и обрат€тс€ к басн€мї (2“им.4:3-4).

Ќе хотим знать, что физические страдани€ напр€мую завис€т от духовного твоего состо€ни€, которое не почувствуешь, если главным твоим руководителем будет тело. Ђѕрежде (наступлени€ - ред. јвт.) болезни заботьс€ о себеї (—ир.18:19). ћы любим, говорить о Ђправдеї, что у каждого отдельного человека, она сво€, от сюда и Ђсамое главноеї, дл€ каждого свое. Ќо как бы мы красиво, убедительно и Ђправильної не думали и говорили, ѕравда есть и остаетс€ одна, и —амое √лавное в этой жизни дл€ всех людей без исключени€ будет одно, - —пасение, не зависимо, принимаешь ты это, как самое главное или нет. ¬ыбор за тобой!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+