icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юрий Пономаренко
Окружающий мир

Самый быстрый самолет

  • 10914
  • 1

Самый быстрый самолет

К
Как обычно, при выяснении вопроса «Какой самый – самый … в мире» не все однозначно – ответ зависит от того, что с чем сравнивать. Это относится и к самолетам. Они бывают разного типа и назначения – пассажирские, военные, беспилотные, даже космические шаттлы можно скорее отнести к самолетам. Поэтому рассмотрим все типы.

Самую большую скорость, которую не скоро смогут превзойти, развивают космические «челноки». Они, при возвращении с орбиты, ведут себя полностью как полноценные самолеты. Американский «Шаттл» и российский «Буран» при входе в атмосферу имеют скорость около 27 тысяч км/час, или 7.8 км/сек! Американский, правда, имеет ракетный двигатель и его нельзя назвать нормальным самолетом, но «Буран» ничем не отличается от обычных, кроме конструкции. Он полностью гасит свою скорость и приземляется на аэродроме, как все нормальные самолеты. Но все – таки это скорее космическая техника и космические скорости, которые недостижимы в более низких слоях атмосферы, где и летают самолеты, стартующие с земли. Поэтому дальше мы будем рассматривать только их.

Несомненный рекорд скорости принадлежит американской новейшей разработке – гиперзвуковому самолету X-43A. Этот самолет принадлежит к классу беспилотных, поэтому имеет скромные размеры – размах крыльев всего полтора метра, а длина корпуса – 3.6 м. Он смог развить скорость 11230 км/ч, а это в 9.6 раз превышает скорость звука! Это стало возможно благодаря новейшей разработке конструкторов NASA, Orbital Sciences Corporation и других компаний – прямоточному двигателю сверхзвукового горения. Для его создания потребовалось около 10 лет исследований и четверть миллиардов долларов. Этот двигатель не имеет трущихся деталей, а значит исключительно надежен Кроме того, для его работы используется атмосферный кислород – нет нужды брать на борт огромные емкости со сжатым кислородом. Двигатель работает на смеси кислорода и водорода. И отсюда вытекает еще одно огромное достоинство – в его выхлопе – реактивной струе, содержится только водяной пар. Это один из самых экологически чистых двигателей. Этот самолет занесли в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый быстрый в мире.

Но, как бы то ни было, модель X-43A – маленький беспилотный экспериментальный самолет. А как обстоит дело с теми, на борту которых находятся люди? Здесь пальму первенства, конечно же, делят военные самолеты. По скорости выявились два конкурента – американский стратегический разведывательный самолет SR – 71 и советский истребитель – перехватчик Миг – 25. Второй, кстати, разрабатывался для перехвата первого и имеет на своем счету 19 непобитых мировых рекордов. Параметры этих самолетов несколько отличаются – все – таки сказывается разная специализация, поэтому рассмотрим их отдельно.

Итак, разведчик SR – 71 «Локхид» – считается самым быстрым серийным самолетом на протяжении 24 лет. К тому же и самым высоколетящим – он может подниматься на высоту до 30 км. Его крейсерская, т.е. обычная, на которую он и рассчитан – 3187 км/ч, или 3 скорости звука. Однако предельная скорость, до которой его можно разгонять, ненадолго, конечно – 3715 км/ч. В связи с высокой штатной скоростью, корпус самолета подвергается очень высоким температурам, поэтому на 95% выполнен из титана.

Советский истребитель Миг – 25 рассчитан на меньшую высоту и скорость, но, если нужно, может легко «переплюнуть» американского конкурента. Да, он рассчитан на высоты 17 – 23 км и его крейсерская скорость – «всего» 2500 км/ч. Однако предельную скорость его так и не выявили. 3000 км/ч он может развивать на форсаже даже с полным комплектом ракетного вооружения, которое его очень тормозит. Без ракет обычная модель Миг а- 25 способна разгоняться до скорости 3500 км/ч, а модификация Миг 25МП – до 3700-3800 км/ч. В ходе разведывательных полетов над Израилем такие скорости достигались не один раз. Но это возможно только на короткое время – начинается оплавление поверхности. Кстати, еще в 1977 году советский летчик Федотов разогнал этот самолет до 3000 км/ч при подъеме под углом 45 градусов. Этот истребитель в состоянии догнать и перехватить любого «американца». Велись работы и над еще более скоростными самолетами, но их свернули – ведь и так, при скорости сближения «лоб в лоб» в 6000 км/ч, ракета просто не успевает среагировать и захватить цель. Ведь это около семи километров в секунду! Но, хотя Миг – 25 и может летать быстрее, чем SR – 71, это для него – предельная нагрузка. «Американец» может длительное время лететь с такой скоростью, поэтому его считают быстрее. Кстати, современный Миг - 31 - наследник Мига - 25 и обладает примерно схожими характеристиками. Это самые быстрые истребители в мире.

Самым скоростным пассажирским самолетом до сих пор был и остается «Конкорд» - французско - британская разработка. Он может летать с двукратной скоростью звука, на высоте 18 км. От Нью – Йорка до Лондона он долетает меньше, чем за три часа –это рекордное время для таких самолетов.

В связи с удачными экспериментами над гиперзвуковым двигателем беспилотника X-43A, может быть, этот рекорд будет скоро побит. Ведь тогда возможно будет построить гораздо более скоростные и экологические самолеты. Часы полета сократятся до минут!

deb
Юрий Пономаренко

Так и хочется подписать под рисунком - американец летит высоко, но наш Миг его и там легко догонит и по затылку настучит. На рисунке - SR-71, американский разведчик. Хотел Миг поставить, да их вроде все видели, а у этого вид оригинальный.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+