icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
 ультура и искусство

— фовистами знакомы?

  • 673
  • 11

— фовистами знакомы?

ћ
ћы не замечаем, как со временем измен€етс€ наша способность воспринимать живопись.  артины, за которые Ќикита —ергеевич ’рущев обозвал их бедных авторов Ђпидарасамиї, сейчас и зрител€ми вполне воспринимаютс€, и сто€т немер€ных денег. ¬прочем, и скучноватые советские реалисты цен€тс€ коллекционерами, правда, по другой причине.

јналоги€ художественных вкусов с кулинарными полна€.  ак это так Ц есть сырую рыбу? Ёто Ц еда дикарей, которые и огн€-то развести не умеют! » довольно долго весь Ђцивилизованный мирї подсаживали на суши, апеллиру€ к тайнам ¬остока и к загадочной €понской культуре. ј сейчас Ц за уши не отт€нешь. ¬ каждом уважающем себ€ европейском или американском городе есть рестораны €понской кухни.

“о же самое происходит и в мире искусства.  ак потребители искусства, люди довольно консервативны в своих вкусах. ћы диктуем художникам, что мы хотели бы видеть на картинах. ј видеть мы бы хотели нечто привычное с детства. Ќо художники вечно Ђвыделываютс€ї. »х можно пон€ть. –исовать, Ђкак всеї скучно. » главное, на уже освоенном рынке художественной продукции новые работы продаютс€ с трудом. Ќе прогиб под общественный вкус, а пощечина ему обращает внимание на художника. ¬от они и оригинальничают, одновременно приуча€ нас видеть окружающий мир по-другому. » ведь мы приучаемс€! Ёта Ђкультурно-воспитательна€ї работа ведетс€ посто€нно, с наступлени€ми и отступлени€ми. Ќо так или иначе, общественные вкусы измен€ютс€.

 огда группа молодых парижских художников в 1905 году выставила свои работы, просто кричащие €ркими, совершенно неестественными, красками, критики обозвали этих юнцов Ђles fauvesї, Ђдикие звериї. –еб€там прозвище понравилось, было в нем нечто вызывающее, но вызывающее уважение, а не презрение. ƒикие звери, молодые львы и тигры! “ак в живописи возникло новое направление, Ђфовизмї

“еоретиков среди участников группы не было. ѕоэтому никаких манифестов и объ€снений они не издавали. ƒелали то, что должны делать художники, рисовали.  аждый писал картины в меру своего таланта и наде€сь на удачу. ”дача по-насто€щему улыбнулась только одному из них. »з большой группы художников (ј. ћатисс, ∆. Ѕрак, ћ. ¬ламинк, ј. ƒерен,  . ван ƒонген, ј.-Ў. ћанген, ј. ћарке, Ё.-ќ. ‘риез,) сейчас помн€т в основном јнри ћатисса (Henri Matisse) (1869 Ч1954).

 артины фовистов легко различить на глаз. ќни нарисованы сугубо €рко, контрастными цветами, изображени€ нарочито плоские, иной раз обведены черным контуром. Ёти картины Ц не столько портреты, пейзажи, натюрморты в классическом понимании этого слова, сколько орнаменты, декоративные плоскости. ≈сли бы не такое подчеркнутое стремление к отказу от формы, эти картины можно было бы назвать экспрессионистскими. Ќо здесь экспресси€ просто бьет через край! ÷вет, а не форма Ц главное выразительное средство. ¬ принципе, от фовизма до абстракционизма Ц один шаг, который вскоре был сделан.

ћогут ли такие картины понравитьс€ сразу, без лишних объ€снений? ћогут. Ёти картины, наверн€ка, понрав€тс€ тем, кто более склонен ценить в окружающем мире цвета. ÷вета €ркие, Ђбез оберткиї. “аких людей зачарует просто сочетание красок, безотносительно к тому, что нарисовано на картине и как она называетс€. “аким люд€м может понравитьс€ картина ћориса ¬ламинка под названием Ђ÷иркї. Ќа этой картине Ц только €ркие краски, слегка намечен цирк-шапито, никаких законов перспективы. ƒетский рисунок, да и только. Ђя тоже так смогуї Ц подумает почти каждый. Ќу, так попробуй! » холст, и краски нынче сто€т не так дорого.

 стати, фовистские изображени€ могут оказатьс€ на редкость реалистичными.  огда € впервые увидел арм€нские пейзажи ћартироса —арь€на, € подумал, что художник отдал дань модным в годы его молодости художественным течени€м. “ому же фовизму, в частности. Ќо побывав в јрмении, увидев тамошние цветные горы и раскаленное небо, подумал, что —арь€н, пожалуй, больше реалист, чем экспрессионист.

≈сли кто-то подумает, что эти реб€та не умели рисовать, потому и ЂвыЄгивалисьї, ему стоит взгл€нуть на картины  ле ван ƒонгена. ќн умел и любил рисовать женские портреты. ѕортреты эти, несомненно, нереалистические. Ќо, несмотр€ на это, очень выразительные. » оп€ть же, красочные. ƒумаетс€, многие женщины не постыдились бы повесить на стену свой портрет, если бы их так нарисовали. ј в наше врем€ Ц и говорить нечего. ћы уже приучены и к плоскому, мульт€шному, взгл€ду на мир. Ќас уже научили любить орнаментальность картин. ћы уже узнаем работы ј.ћатисса, что называетс€, с первого взгл€да. ћы уже привыкли, что и это Ц тоже классика.

„ему еще может нас научить разгл€дывание картин фовистов? ƒа пожалуй, художественной терпимости. ”мению не отвергать то, что на первый взгл€д кажетс€ неправильным, диким, ужасным. ѕоживи с этим, разгл€ди чужой взгл€д на этот мир, прислушайс€ к своим впечатлени€м, попробуй пон€ть. ћожет быть, и понравитс€.


mas
ћарк Ѕлау

ћожно ли в статье о художниках обойтись без иллюстраций?  онечно, нет. “ак вот и они!

1. ћ.¬ламинк ÷ирк
2. ј.ƒерен Ѕухта
3. ј.ƒерен Ѕиг Ѕен
4. ј.ћатисс ѕортрет мадам ћатисс
5.  .ван ƒонген «адумавша€с€
6.  . ван ƒонген. ∆енский портрет
7. ћ.—арь€н √оры

spe
ёли€ ƒворникова

Ѕолее, чем достойна€ стать€! Ѕолее! ƒостойна€ стать€ от достойного ћастера!++++++++++
¬ "“анце" ћатисса столько экспрессии, что пр€мо вскипает мозг!
’отите отдохнуть? ѕосмотрите "∆енщину".

pro
—емен ÷ыгановский

—тать€ коротка€, по делу и с пон€тными рекомендаци€ми. ¬ отличие от многих занудных искусствоведческих трудов.

spe
ёли€ ƒворникова

’отела вз€ть статью о кубизме, предложенную сайтом, долго "ходила" вокруг неЄ, как кошка вокруг сметаны, но решила всЄ-таки отказатьс€. ѕобо€лась, что перехлестну эмоци€ми смысл. ¬от так.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+