Аналогия художественных вкусов с кулинарными полная. Как это так – есть сырую рыбу? Это – еда дикарей, которые и огня-то развести не умеют! И довольно долго весь «цивилизованный мир» подсаживали на суши, апеллируя к тайнам Востока и к загадочной японской культуре. А сейчас – за уши не оттянешь. В каждом уважающем себя европейском или американском городе есть рестораны японской кухни.
То же самое происходит и в мире искусства. Как потребители искусства, люди довольно консервативны в своих вкусах. Мы диктуем художникам, что мы хотели бы видеть на картинах. А видеть мы бы хотели нечто привычное с детства. Но художники вечно «выделываются». Их можно понять. Рисовать, «как все» скучно. И главное, на уже освоенном рынке художественной продукции новые работы продаются с трудом. Не прогиб под общественный вкус, а пощечина ему обращает внимание на художника. Вот они и оригинальничают, одновременно приучая нас видеть окружающий мир по-другому. И ведь мы приучаемся! Эта «культурно-воспитательная» работа ведется постоянно, с наступлениями и отступлениями. Но так или иначе, общественные вкусы изменяются.
Когда группа молодых парижских художников в 1905 году выставила свои работы, просто кричащие яркими, совершенно неестественными, красками, критики обозвали этих юнцов «les fauves», «дикие звери». Ребятам прозвище понравилось, было в нем нечто вызывающее, но вызывающее уважение, а не презрение. Дикие звери, молодые львы и тигры! Так в живописи возникло новое направление, «фовизм»
Теоретиков среди участников группы не было. Поэтому никаких манифестов и объяснений они не издавали. Делали то, что должны делать художники, рисовали. Каждый писал картины в меру своего таланта и надеясь на удачу. Удача по-настоящему улыбнулась только одному из них. Из большой группы художников (А. Матисс, Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. ван Донген, А.-Ш. Манген, А. Марке, Э.-О. Фриез,) сейчас помнят в основном Анри Матисса (Henri Matisse) (1869 —1954).
Картины фовистов легко различить на глаз. Они нарисованы сугубо ярко, контрастными цветами, изображения нарочито плоские, иной раз обведены черным контуром. Эти картины – не столько портреты, пейзажи, натюрморты в классическом понимании этого слова, сколько орнаменты, декоративные плоскости. Если бы не такое подчеркнутое стремление к отказу от формы, эти картины можно было бы назвать экспрессионистскими. Но здесь экспрессия просто бьет через край! Цвет, а не форма – главное выразительное средство. В принципе, от фовизма до абстракционизма – один шаг, который вскоре был сделан.
Могут ли такие картины понравиться сразу, без лишних объяснений? Могут. Эти картины, наверняка, понравятся тем, кто более склонен ценить в окружающем мире цвета. Цвета яркие, «без обертки». Таких людей зачарует просто сочетание красок, безотносительно к тому, что нарисовано на картине и как она называется. Таким людям может понравиться картина Мориса Вламинка под названием «Цирк». На этой картине – только яркие краски, слегка намечен цирк-шапито, никаких законов перспективы. Детский рисунок, да и только. «Я тоже так смогу» – подумает почти каждый. Ну, так попробуй! И холст, и краски нынче стоят не так дорого.
Кстати, фовистские изображения могут оказаться на редкость реалистичными. Когда я впервые увидел армянские пейзажи Мартироса Сарьяна, я подумал, что художник отдал дань модным в годы его молодости художественным течениям. Тому же фовизму, в частности. Но побывав в Армении, увидев тамошние цветные горы и раскаленное небо, подумал, что Сарьян, пожалуй, больше реалист, чем экспрессионист.
Если кто-то подумает, что эти ребята не умели рисовать, потому и «выёгивались», ему стоит взглянуть на картины Кле ван Донгена. Он умел и любил рисовать женские портреты. Портреты эти, несомненно, нереалистические. Но, несмотря на это, очень выразительные. И опять же, красочные. Думается, многие женщины не постыдились бы повесить на стену свой портрет, если бы их так нарисовали. А в наше время – и говорить нечего. Мы уже приучены и к плоскому, мультяшному, взгляду на мир. Нас уже научили любить орнаментальность картин. Мы уже узнаем работы А.Матисса, что называется, с первого взгляда. Мы уже привыкли, что и это – тоже классика.
Чему еще может нас научить разглядывание картин фовистов? Да пожалуй, художественной терпимости. Умению не отвергать то, что на первый взгляд кажется неправильным, диким, ужасным. Поживи с этим, разгляди чужой взгляд на этот мир, прислушайся к своим впечатлениям, попробуй понять. Может быть, и понравится.