icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Культура и искусство

С фовистами знакомы?

  • 978
  • 11

С фовистами знакомы?

М
Мы не замечаем, как со временем изменяется наша способность воспринимать живопись. Картины, за которые Никита Сергеевич Хрущев обозвал их бедных авторов «пидарасами», сейчас и зрителями вполне воспринимаются, и стоят немеряных денег. Впрочем, и скучноватые советские реалисты ценятся коллекционерами, правда, по другой причине.

Аналогия художественных вкусов с кулинарными полная. Как это так – есть сырую рыбу? Это – еда дикарей, которые и огня-то развести не умеют! И довольно долго весь «цивилизованный мир» подсаживали на суши, апеллируя к тайнам Востока и к загадочной японской культуре. А сейчас – за уши не оттянешь. В каждом уважающем себя европейском или американском городе есть рестораны японской кухни.

То же самое происходит и в мире искусства. Как потребители искусства, люди довольно консервативны в своих вкусах. Мы диктуем художникам, что мы хотели бы видеть на картинах. А видеть мы бы хотели нечто привычное с детства. Но художники вечно «выделываются». Их можно понять. Рисовать, «как все» скучно. И главное, на уже освоенном рынке художественной продукции новые работы продаются с трудом. Не прогиб под общественный вкус, а пощечина ему обращает внимание на художника. Вот они и оригинальничают, одновременно приучая нас видеть окружающий мир по-другому. И ведь мы приучаемся! Эта «культурно-воспитательная» работа ведется постоянно, с наступлениями и отступлениями. Но так или иначе, общественные вкусы изменяются.

Когда группа молодых парижских художников в 1905 году выставила свои работы, просто кричащие яркими, совершенно неестественными, красками, критики обозвали этих юнцов «les fauves», «дикие звери». Ребятам прозвище понравилось, было в нем нечто вызывающее, но вызывающее уважение, а не презрение. Дикие звери, молодые львы и тигры! Так в живописи возникло новое направление, «фовизм»

Теоретиков среди участников группы не было. Поэтому никаких манифестов и объяснений они не издавали. Делали то, что должны делать художники, рисовали. Каждый писал картины в меру своего таланта и надеясь на удачу. Удача по-настоящему улыбнулась только одному из них. Из большой группы художников (А. Матисс, Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. ван Донген, А.-Ш. Манген, А. Марке, Э.-О. Фриез,) сейчас помнят в основном Анри Матисса (Henri Matisse) (1869 —1954).

Картины фовистов легко различить на глаз. Они нарисованы сугубо ярко, контрастными цветами, изображения нарочито плоские, иной раз обведены черным контуром. Эти картины – не столько портреты, пейзажи, натюрморты в классическом понимании этого слова, сколько орнаменты, декоративные плоскости. Если бы не такое подчеркнутое стремление к отказу от формы, эти картины можно было бы назвать экспрессионистскими. Но здесь экспрессия просто бьет через край! Цвет, а не форма – главное выразительное средство. В принципе, от фовизма до абстракционизма – один шаг, который вскоре был сделан.

Могут ли такие картины понравиться сразу, без лишних объяснений? Могут. Эти картины, наверняка, понравятся тем, кто более склонен ценить в окружающем мире цвета. Цвета яркие, «без обертки». Таких людей зачарует просто сочетание красок, безотносительно к тому, что нарисовано на картине и как она называется. Таким людям может понравиться картина Мориса Вламинка под названием «Цирк». На этой картине – только яркие краски, слегка намечен цирк-шапито, никаких законов перспективы. Детский рисунок, да и только. «Я тоже так смогу» – подумает почти каждый. Ну, так попробуй! И холст, и краски нынче стоят не так дорого.

Кстати, фовистские изображения могут оказаться на редкость реалистичными. Когда я впервые увидел армянские пейзажи Мартироса Сарьяна, я подумал, что художник отдал дань модным в годы его молодости художественным течениям. Тому же фовизму, в частности. Но побывав в Армении, увидев тамошние цветные горы и раскаленное небо, подумал, что Сарьян, пожалуй, больше реалист, чем экспрессионист.

Если кто-то подумает, что эти ребята не умели рисовать, потому и «выёгивались», ему стоит взглянуть на картины Кле ван Донгена. Он умел и любил рисовать женские портреты. Портреты эти, несомненно, нереалистические. Но, несмотря на это, очень выразительные. И опять же, красочные. Думается, многие женщины не постыдились бы повесить на стену свой портрет, если бы их так нарисовали. А в наше время – и говорить нечего. Мы уже приучены и к плоскому, мультяшному, взгляду на мир. Нас уже научили любить орнаментальность картин. Мы уже узнаем работы А.Матисса, что называется, с первого взгляда. Мы уже привыкли, что и это – тоже классика.

Чему еще может нас научить разглядывание картин фовистов? Да пожалуй, художественной терпимости. Умению не отвергать то, что на первый взгляд кажется неправильным, диким, ужасным. Поживи с этим, разгляди чужой взгляд на этот мир, прислушайся к своим впечатлениям, попробуй понять. Может быть, и понравится.

mas
Марк Блау

Можно ли в статье о художниках обойтись без иллюстраций? Конечно, нет. Так вот и они!

1. М.Вламинк Цирк
2. А.Дерен Бухта
3. А.Дерен Биг Бен
4. А.Матисс Портрет мадам Матисс
5. К.ван Донген Задумавшаяся
6. К. ван Донген. Женский портрет
7. М.Сарьян Горы

spe
Юлия Дворникова

Более, чем достойная статья! Более! Достойная статья от достойного Мастера!++++++++++
В "Танце" Матисса столько экспрессии, что прямо вскипает мозг!
Хотите отдохнуть? Посмотрите "Женщину".

pro
Семен Цыгановский

Статья короткая, по делу и с понятными рекомендациями. В отличие от многих занудных искусствоведческих трудов.

spe
Юлия Дворникова

Хотела взять статью о кубизме, предложенную сайтом, долго "ходила" вокруг неё, как кошка вокруг сметаны, но решила всё-таки отказаться. Побоялась, что перехлестну эмоциями смысл. Вот так.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+