Отношение древнего человека к смерти можно вполне соответствует тому принципу «единства и борьбы противоположностей», который лежит в основе языческого мировоззрения в целом. С одной стороны, умершие члены рода были окружены почитанием – умершие предки были, по сути дела, первыми божествами, которым начал поклоняться человек, на их покровительство надеялись, к их помощи взывали (известное восклицание «Чур меня!» изначально было просьбой о защите, обращенной к чуру – духу предка), им приносили жертвы в особые дни, их приглашали к совместной трапезе-тризне, призванной восстановить нарушенное смертью единство рода…
С другой стороны, умершие сородичи внушали страх – и не только потому, что они могут разгневаться на потомков и покарать. Страх вызывал сам факт близости потустороннего мира, куда уходила душа умершего – мира, который «в норме» должен быть отделен от мира живых. Когда же граница открывается чьей-то смертью (впрочем, это могло быть рождение и даже просто кровотечение – включая ежемесячное женское) – от этого ждали беды, опасаясь, что туда «затянет» – и потому от потустороннего мира и от умершего человека пытались защититься. Именно на такую защиту направлено множество похоронных ритуалов, которые мы соблюдаем до сих пор.
Прежде всего, умершему закрывали глаза – чтобы он не мог «смотреть» на живых. У некоторых народов существовали такие обычаи, которые сейчас могут показаться нам абсурдными – например, менять имена всем тезкам умершего, чтобы не призвать ненароком дух покойного, окликнув живого родственника или соседа, или даже… связывать покойного, опасаясь вредоносных действий с его стороны. Историки полагают, что таково происхождение бинтов, которыми обматывали древнеегипетские мумии – изначально это были настоящие веревки… у нашего народа умерших не связывали реально, но «ограничивали» его, накрывая полотном – ткань считалась своего рода «заряженной жизненной силой», ведь на прялках и других орудиях, использовавшихся при ее изготовлении, изображали символы солнца… обычай накрывать мертвое тело тоже сохранился до сих пор.
Чего особенно боялись древние люди, так это возвращения покойного. Как бы ни любили человека при жизни, предполагалось, что вернувшись после смерти он уже не будет самим собой – он превратится в чудовище. Такие чудовища присутствуют во многих фольклорных традициях: славянский упырь, гаитянский зомби, скандинавский драуг, саамский равк… Возвращение умершего нужно было полностью исключить, и делалось это в соответствии с одним из основополагающих принципов мифологического мышления: подобное рождает подобное.
В данном случае предполагалось, что умерший может войти обратно в дом только тем способом, которым уходил из него, поэтому выносили тело не через дверь, а через пролом в стене, который сразу заделывали, или через разобранную крышу, которую восстанавливали. По такому же принципу ноги покойного при выносе тела направляли вперед – из дома, от дома, ведь если направить назад, к дому, то по «закону подобия» это будет означать грядущее возвращение. Следовательно, обычай нести покойного ногами вперед – это способ «отрезать ему путь» к возвращению в мир живых.
В более поздние времена этот обычай породил суеверие: нести ногами вперед живого – не к добру… иногда это изрядно пугает пациентов, которых везут в операционную ногами вперед.