icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему нельз€ стричьс€ во врем€ беременности?

  • 2291
  • 5

ѕочему нельз€ стричьс€ во врем€ беременности?

Ѕ
Ѕеременность, несомненно, особое врем€ в жизни женщины. » не только потому, что оно кардинально мен€ет всю дальнейшую жизнь, налага€ новые об€занности и дару€ новые радости, требует особо ответственного отношени€ к своему здоровью Ц ведь от него теперь зависит жизнь и здоровье другого человекаЕ ƒл€ наших предков эта Ђособостьї имела и ещЄ один аспект.

¬ глазах древнего человека беременна€ женщина становилась своего рода Ђсоучастницей творени€ї, создава€ новую жизнь. ѕотому-то она воспринималась как существо, наход€щеес€ под особым покровительством богов: считалось, что если она попробует €блоко с молодой €блони, впервые давшей урожай Ц то €блон€ это всегда будет хорошо плодоносить, а в Ѕелоруссии ещЄ и в позднейшие времена считалось, что беременной женщине нельз€ отказывать ни в какой просьбеЕ

Ќо в то же врем€, беременна€ женщина особенно у€звима Ц и не только потому, что злые колдуны могут навести порчу или даже похитить младенца пр€мо из чрева матери, подменив его страшным уродцем. –ебЄнок €вл€етс€ из потустороннего мира Ц того самого, куда уход€т умершие. ƒл€ живых этот мир Ц чужой, следовательно Ц опасный, и Ђв нормеї миры существуют порознь. ≈сли же они вступают в соприкосновение Ц это представл€ет определЄнную опасность и требует мер предосторожности (поэтому тот, кто совершил убийство (даже социально одобр€емое Ц на войне или в пор€дке кровной мести) не должен был общатьс€ ни с кем, пока не пройдЄт специальных обр€дов: он Ђоткрывал границуї!).

Ќо Ђграницу открываетї не только смерть, но и рождение (к тому же, в те времена одно сравнительно легко могло перейти в другое). ѕотому-то рожали в нежилом помещении (как правило, в бане, котора€ в мифологическом сознании представл€лась своего рода Ђпромежуточным пространствомї), а у некоторых народов даже в полном одиночестве. ¬о врем€ беременности, конечно, всЄ не так Ђстрашної Ц но открытие границы уже приближаетс€ Ц человек уже становитс€ Ђоткрытымї дл€ любых Ђпотусторонних воздействийїЕ вот такое противоречие: и отмеченность особой благодатью Ц и опасность. ¬прочем, это вполне в духе €зыческого мировоззрени€, которое (задолго да √егел€!) всЄ строилось на Ђединстве и борьбе противоположностейї).

¬от от чего пытались защитить беременную женщину, буквально Ђопутыва€ї еЄ многочисленными ритуалами: поменьше выходить со двора, а в последний мес€ц перед родами Ц даже из дома (наход€сь посто€нно под защитой домового и огн€ в очаге), если муж в отъезде Ц носить его по€с, а ночью укрыватьс€ его одеждойЕ некоторые из этих примет даже и не сразу поймЄшь (например, не ходить под бельевой верЄвкой или не переступать через ухват), но вот запрет на постригание волос как раз пон€тен.

¬олосы, как известно, растут всю жизнь Ц когда уже все другие части тела перестают расти Ц и даже некоторое врем€ после смерти. ƒл€ древнего человека это могло означать только одно: в них заключена жизненна€ сила! ѕотому-то остриженные волосы требовалось тщательно убирать (не приведи судьба Ц попадут в руки колдуна, тогда он сможет сделать с человеком всЄ, что захочет), потому-то самым страшным оскорблением считалось дЄрнуть женщину за косу, а мужчину Ц за бороду, а девушка, выходивша€ замуж против родительской воли, срезала косу, вруча€ еЄ жениху Ц который потом Ђпредъ€вл€лї еЄ новым родственникам как доказательство своих установившихс€ Ђзаконных правї (отдалЄнный отголосок таких представлений Ц обычай дарить возлюбленному локон вместе с любовным посланием).

“ого же мифологического происхождени€ Ц мотивы позднейших сказок: „ерномор, лишающийс€ магической силы вместе с бородой, ’оттабыч, колдующий с помощью волосков из бородыЕ да, магам и жрецам, которые посто€нно имеют дело с потусторонним миром, особенно требовалась сила, заключЄнна€ в волосах Ц потому-то волхвы стригли волосы как можно режеЕ Ќо ведь и беременна€ женщина Ц как мы уже говорили Ц находитс€ в соприкосновении с Ђнездешнимї! ј значит Ц и ей незачем стричьс€.   тому же, так меньше веро€тность, что наведут порчу (к слову, у наших далЄких предков таким повышенно осторожным было отношение не только к беременной женщине, но и к женщине вообще Ц потому-то длинные волосы надолго утвердились в качестве женской причЄски).

¬от такие мифологические представлени€ сто€т за этой приметой. —ледовать ли им в современности? »ли всЄ-таки вспомнить, что у современного человека вообще и у христианина в частности есть более действенные меры защиты от потусторонних сил?


mas
ƒмитрий Ќеткачев

ѕолагаю, что женщина в любой период своей жизни должна следить за своим внешним видом. ѕоэтому, если необходимо стричьс€ во врем€ беременности, то следует сделать это. »наче зарастет, и муж начнет огл€дыватьс€ по сторонам, а одна из сторон лева€ - уведут.+++.

deb
“ать€на Ѕалабан

солидарна во мнении - стричьс€ нужно регул€рно. “€жело ощущать радость от скорого материнства, когда стесн€ешьс€ своей заросшей головы.+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+