Между тем, ничего неожиданного в таком представлении не было.
Разберёмся для начала, как вообще возникло представление о душе – и скажем прямо: на заре своего существования человек был далёк от рассуждений об «астральных телах» и прочих «высоких материях». Да таких абстрактных понятий надо было ещё «дорасти» – а поначалу человек существовал в мире материальном, и на мысль о душе его натолкнуло вполне материальные явления – тень и отражение в воде. И то, и другое повторяет контуры тела (а отражение – ещё и черты лица, и цвет) и все движения… что это за таинственный двойник, живущий в какой-то другой реальности (там всё, как у нас – вот, и дерево такое же, как здесь, на берегу озера – и всё же другое)? Не та ли это таинственная страна, куда мы отправляемся по ночам? Там можно всю ночь охотиться, набить уйму добычи – но утром всё исчезнет, да ещё все уверяют, что ты никуда не уходил – а всё время лежал тут… может, там живёт и действует тот самый «двойник», которого я вижу в воде?
… Вот так представление о душе, о потустороннем мире изначально оказалось связано с отражением – и со сном, который представлялся древнему человеку почти ничем не отличающимся от смерти (только тем, что в первом случае можно вернуться, а во втором – нет).
И эти древние представления никуда не девались с развитием цивилизации – хотя и усложнились, обросли заумными формулировками и новыми материальными предметами. Вот уже человеку не надо идти к реке или озеру, чтобы увидеть своё отражение – у него есть зеркало – но по-прежнему отражающая поверхность кажется ему «окном в потусторонний мир», и он использует его для магических обрядов, «открывающих дверь» туда. Этот мир одновременно и манит, и пугает: ведь изначально это – мир мёртвых, куда раньше времени не хочется никому…
Но технический прогресс не стоит на месте: появляется новая технология, позволяющая получить изображение («двойника») человека – фотография. Представители первобытных народов нашего времени восприняли её в полном соответствии с логикой мифологического мышления: делает изображение = открывает дверь в потусторонний мир, ослабляет связь человека с миром живых (забирает душу). И если вы думаете, что такой подход характерен только для «дикарей» – вы ошибаетесь: во многих магических обрядах (таких, как приворот или «наведение порчи») в наши дни используется фотография «жертвы» (впрочем, и до её изобретения неплохо справлялись: в ход шли восковые куклы с вырезанным именем), и такие рекомендации абсолютно всерьёз печатаются во всякого рода книгах и статьях, отнюдь не всегда рассчитанных на подростков.
Как мы помним, такое же «ослабление связи» происходит и во сне. И с точки зрения мифологического мышления запрет на фотографирование спящего вполне понятен: получается «двойной удар» по связи человека с миром живых, души с телом («выход из тела» во время сна = временная смерть)+аппарат, «забирающий душу»). Этак, пожалуй, связь можно разорвать окончательно – душа вообще не вернётся в тело, и человек умрёт!
Вот так новые явления укладываются в логику существующей картины мира – в том числе и мифологической. И современный цивилизованный человек в этом плане мало чем отличается и от своих далёких предков, и от менее цивилизованных современников.