icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему нельз€ фотографировать сп€щего человека?

  • 2165
  • 1

ѕочему нельз€ фотографировать сп€щего человека?

Ё
Ётнографы, изучающие жизнь коренных Ђпримитивныхї народов јфрики, јвстралии и ќкеании, нередко сталкивались со странным €влением: туземцы Ц во всЄм остальном вполне дружелюбные и расположенные сотрудничать Ц наотрез отказывалисьЕ фотографироватьс€. ќбъ€сн€ли они это довольно неожиданно: они были уверены, что с помощью этого приспособлени€ белые люди могутЕ забрать их души.

ћежду тем, ничего неожиданного в таком представлении не было.

–азберЄмс€ дл€ начала, как вообще возникло представление о душе Ц и скажем пр€мо: на заре своего существовани€ человек был далЄк от рассуждений об Ђастральных телахї и прочих Ђвысоких матери€хї. ƒа таких абстрактных пон€тий надо было ещЄ Ђдорастиї Ц а поначалу человек существовал в мире материальном, и на мысль о душе его натолкнуло вполне материальные €влени€ Ц тень и отражение в воде. » то, и другое повтор€ет контуры тела (а отражение Ц ещЄ и черты лица, и цвет) и все движени€Е что это за таинственный двойник, живущий в какой-то другой реальности (там всЄ, как у нас Ц вот, и дерево такое же, как здесь, на берегу озера Ц и всЄ же другое)? Ќе та ли это таинственна€ страна, куда мы отправл€емс€ по ночам? “ам можно всю ночь охотитьс€, набить уйму добычи Ц но утром всЄ исчезнет, да ещЄ все увер€ют, что ты никуда не уходил Ц а всЄ врем€ лежал тутЕ может, там живЄт и действует тот самый Ђдвойникї, которого € вижу в воде?

Е ¬от так представление о душе, о потустороннем мире изначально оказалось св€зано с отражением Ц и со сном, который представл€лс€ древнему человеку почти ничем не отличающимс€ от смерти (только тем, что в первом случае можно вернутьс€, а во втором Ц нет).

» эти древние представлени€ никуда не девались с развитием цивилизации Ц хот€ и усложнились, обросли заумными формулировками и новыми материальными предметами. ¬от уже человеку не надо идти к реке или озеру, чтобы увидеть своЄ отражение Ц у него есть зеркало Ц но по-прежнему отражающа€ поверхность кажетс€ ему Ђокном в потусторонний мирї, и он использует его дл€ магических обр€дов, Ђоткрывающих дверьї туда. Ётот мир одновременно и манит, и пугает: ведь изначально это Ц мир мЄртвых, куда раньше времени не хочетс€ никомуЕ

Ќо технический прогресс не стоит на месте: по€вл€етс€ нова€ технологи€, позвол€юща€ получить изображение (Ђдвойникаї) человека Ц фотографи€. ѕредставители первобытных народов нашего времени восприн€ли еЄ в полном соответствии с логикой мифологического мышлени€: делает изображение = открывает дверь в потусторонний мир, ослабл€ет св€зь человека с миром живых (забирает душу). » если вы думаете, что такой подход характерен только дл€ Ђдикарейї Ц вы ошибаетесь: во многих магических обр€дах (таких, как приворот или Ђнаведение порчиї) в наши дни используетс€ фотографи€ Ђжертвыї (впрочем, и до еЄ изобретени€ неплохо справл€лись: в ход шли восковые куклы с вырезанным именем), и такие рекомендации абсолютно всерьЄз печатаютс€ во вс€кого рода книгах и стать€х, отнюдь не всегда рассчитанных на подростков.

 ак мы помним, такое же Ђослабление св€зиї происходит и во сне. » с точки зрени€ мифологического мышлени€ запрет на фотографирование сп€щего вполне пон€тен: получаетс€ Ђдвойной ударї по св€зи человека с миром живых, души с телом (Ђвыход из телаї во врем€ сна = временна€ смерть)+аппарат, Ђзабирающий душуї). Ётак, пожалуй, св€зь можно разорвать окончательно Ц душа вообще не вернЄтс€ в тело, и человек умрЄт!

¬от так новые €влени€ укладываютс€ в логику существующей картины мира Ц в том числе и мифологической. » современный цивилизованный человек в этом плане мало чем отличаетс€ и от своих далЄких предков, и от менее цивилизованных современников.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+