icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќкружающий мир

ѕочему наступает ночь?

  • 6118
  • 3

ѕочему наступает ночь?

ѕ
ѕочему наступает ночь? —егодн€ такой вопрос кажетс€ предельно простым любому школьнику: ночь наступает потому, что «емл€ вращаетс€ вокруг своей оси, поворачива€сь к —олнцу то одной стороной, то другой! ћежду тем, далеко не всегда ответ казалс€ таким очевидным. ќтветить на этот вопрос люди пытались издавна, и богатство воображени€, которое про€вл€ли при этом наши далЄкие предки, поистине поражает.

“ак, древние египт€не представл€ли небесный свод в виде женщины Ц богини Ќут, чь€ голова находитс€ на западе, а ноги Ц на востоке. ≈жедневно она проглатывает солнечную ладью, и пока она странствует внутри тела богини, на «емле длитс€ ночь. ƒревние слав€не считали, что днЄм —олнце влекут по небу кони, а ночью оно движетс€ по подземному миру, миру мЄртвых, влекомое птицами. ¬ легендах некоторых африканских племЄн —олнце Ц это человек со свет€щимис€ подмышками, когда он поднимает руки, наступает день, когда опускает Ц ночь.

—ловом, сколько народов, столько мифов объ€сн€ющих смену дн€ и ночи. ѕерва€ же попытка научного объ€снени€ этого €влени€ принадлежит древним грекам. ƒревнегреческие учЄные јристотель и ѕтолемей разработали систему мироздани€ , названную геоцентрической: в ней «емл€, будучи неподвижной,располагаетс€ в центре ¬селенной, а вокруг «емли движутс€ —олнце и планеты. “.о., обход€ вокруг «емли, и при этом —олнце освещает то одну еЄ сторону, то другую. —егодн€ легко смотреть свысока на древних учЄных, но не будем исходить из того, что в истории, как выразилс€ герой известного фильма, Ђорудовала компани€ двоечниковї. ¬сЄ-таки такое представление было прогрессом в сравнении с недавним представлением о плоской «емле, которого придерживались не только невежественные обыватели, но и такие уважаемые философы, как јнаксимен, јнаксагор, Ћевкипп.  роме того, зерно истины здесь было: —олнце освещает поочерЄдно разные стороны «емли, неверно была определена только причина этого.

 то же первым высказал мысль о вращении «емли вокруг своей оси?

Ёто были философы-пифагорейцы, жившие в —иракузах, √икет и Ёкфант. ѕодобно јристотелю с ѕтолемеем, эти учЄные ставили планету «емл€ в центр мироздани€, но не были согласны в другом. ѕо мнению √икета и Ёкфанта, небесна€ сфера, окружающа€ землю, неподвижна, а вот «емл€ вращаетс€ вокруг своей оси. ¬есьма причудливую систему мира предложил другой философ-пифагореец Ц ‘илолай: в центре ¬селенной располагаетс€ ÷ентральный огонь, вокруг него вращаетс€ —олнце, отражающее его свет, Ћуна, планеты, а вместе с ними и «емл€. ƒа, выгл€дит странно с нашей точки зрени€, но это был ещЄ один шаг к истине: «емл€ тут уже не считаетс€ неподвижным центром ¬селенной.

—ледующий шаг сделал јристарх —амосский. »менно он, а не Ќ. оперник первым описал систему мира, названную гелиоцентрической: в центре мира находитс€ —олнце, вокруг которого движутс€ планеты, и в их числе «емл€. ƒвига€сь вокруг —олнца, «емл€ ещЄ и вращаетс€ вокруг собственнойй оси. Ёта систему нашла сторонников в лице астронома —елевка, философа √еркалида ѕонтийского, но большинство античных философов еЄ всЄ-таки не прин€ло.

Ќе смогли еЄ обосновать и учЄные —редневековь€, хот€ обсуждали еЄ многие: индийский математик и астроном јриабхата, арабские учЄные ас-—иджизи, аль-Ѕируни, западные философы јльберт —аксонский, ∆ан Ѕуридан и многие другие.

Ќо подлинное возрождение гелиоцентрической системы произошло в XVI в., и св€зано оно с именем польского учЄного Ќ. оперника, а именно Ц с его трактатом Ђќ вращении небесных сферї. ѕрактически одновременно с Ќ. оперником к таким же выводом пришЄл италь€нец „. альканьини, его книга была опубликована годом позже книги Ќ. оперника, в 1544 г. ” гелиоцентрической систему нашлись и сторонники, и противники. ѕротивники (в числе их Ђотец –еформацииї ћ.Ћютер) напирали на то, что гелиоцентрическа€ система ставит под сомнени€ такие слова из —в€щенного ѕисани€, как, например, Ђ¬осходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходитї, Ђ“ы поставил землю на твердых основах: не поколеблетс€ она во веки и векиї и др. “аким возражени€м впоследствии ответил √.√алилей: если так буквально толковать Ѕиблию, придЄтс€ считать, что у Ѕога есть руки, что ќн, как человек, подвержен гневу и т.д., так почему бы не считать, что и слова о «емле и —олнце Ц аллегори€?

¬прочем, непримиримую позицию сразу зан€ли только протестанты во главе с ћ.Ћютером.  атолическа€ же церковь в лице папы римского, вопреки распространЄнному заблуждению, поначалу благосклонно отнеслась к системе Ќ. оперника. —итуаци€ изменилась в 1616 г., когда книга Ќ. оперника была внесена в т.н. »ндекс Ц список книг, запрещЄнных »нквизицией. ¬озможно, произошло это потому, что система Ќ.  оперника с лЄгкой руки ƒж.Ѕруно оказалась св€зана с оккультной философией, так что в XVII в. быть сторонником гелиоцентрической системы вообще и идеи вращени€ «емли вокруг своей оси в частности было уже не вполне безопасно, в чЄм и убедилс€ на собственном опыте √.√алилей, привлечЄнный к суду инквизиции за приверженность ей.

»де€ вращени€ «емли медленно, но верно завоЄвывала позиции. ќна становитс€ основой новой научной картины мира, творцами которой станов€тс€ ». еплер, ».Ќьютон и др. —ейчас нам уже трудно представить, что когда-то представление людей о смене дн€ и ночи было другим.


spe
Ћариса ѕопруга

ќтлична€ стать€++++
Ћена, только исправьте одну неточность: ѕтолемей разработал √≈ќцентрическую (неподвижную) систему, а јристарх —амосский и  оперник √≈Ћ»ќцентрическую. ј у ¬ас обе системы названы √≈Ћ»ќцентрическими

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+