icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Окружающий мир

Почему наступает ночь?

  • 7041
  • 3

Почему наступает ночь?

П
Почему наступает ночь? Сегодня такой вопрос кажется предельно простым любому школьнику: ночь наступает потому, что Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной стороной, то другой! Между тем, далеко не всегда ответ казался таким очевидным. Ответить на этот вопрос люди пытались издавна, и богатство воображения, которое проявляли при этом наши далёкие предки, поистине поражает.

Так, древние египтяне представляли небесный свод в виде женщины – богини Нут, чья голова находится на западе, а ноги – на востоке. Ежедневно она проглатывает солнечную ладью, и пока она странствует внутри тела богини, на Земле длится ночь. Древние славяне считали, что днём Солнце влекут по небу кони, а ночью оно движется по подземному миру, миру мёртвых, влекомое птицами. В легендах некоторых африканских племён Солнце – это человек со светящимися подмышками, когда он поднимает руки, наступает день, когда опускает – ночь.

Словом, сколько народов, столько мифов объясняющих смену дня и ночи. Первая же попытка научного объяснения этого явления принадлежит древним грекам. Древнегреческие учёные Аристотель и Птолемей разработали систему мироздания , названную геоцентрической: в ней Земля, будучи неподвижной,располагается в центре Вселенной, а вокруг Земли движутся Солнце и планеты. Т.о., обходя вокруг Земли, и при этом Солнце освещает то одну её сторону, то другую. Сегодня легко смотреть свысока на древних учёных, но не будем исходить из того, что в истории, как выразился герой известного фильма, «орудовала компания двоечников». Всё-таки такое представление было прогрессом в сравнении с недавним представлением о плоской Земле, которого придерживались не только невежественные обыватели, но и такие уважаемые философы, как Анаксимен, Анаксагор, Левкипп. Кроме того, зерно истины здесь было: Солнце освещает поочерёдно разные стороны Земли, неверно была определена только причина этого.

Кто же первым высказал мысль о вращении Земли вокруг своей оси?

Это были философы-пифагорейцы, жившие в Сиракузах, Гикет и Экфант. Подобно Аристотелю с Птолемеем, эти учёные ставили планету Земля в центр мироздания, но не были согласны в другом. По мнению Гикета и Экфанта, небесная сфера, окружающая землю, неподвижна, а вот Земля вращается вокруг своей оси. Весьма причудливую систему мира предложил другой философ-пифагореец – Филолай: в центре Вселенной располагается Центральный огонь, вокруг него вращается Солнце, отражающее его свет, Луна, планеты, а вместе с ними и Земля. Да, выглядит странно с нашей точки зрения, но это был ещё один шаг к истине: Земля тут уже не считается неподвижным центром Вселенной.

Следующий шаг сделал Аристарх Самосский. Именно он, а не Н.Коперник первым описал систему мира, названную гелиоцентрической: в центре мира находится Солнце, вокруг которого движутся планеты, и в их числе Земля. Двигаясь вокруг Солнца, Земля ещё и вращается вокруг собственнойй оси. Эта систему нашла сторонников в лице астронома Селевка, философа Геркалида Понтийского, но большинство античных философов её всё-таки не приняло.

Не смогли её обосновать и учёные Средневековья, хотя обсуждали её многие: индийский математик и астроном Ариабхата, арабские учёные ас-Сиджизи, аль-Бируни, западные философы Альберт Саксонский, Жан Буридан и многие другие.

Но подлинное возрождение гелиоцентрической системы произошло в XVI в., и связано оно с именем польского учёного Н.Коперника, а именно – с его трактатом «О вращении небесных сфер». Практически одновременно с Н.Коперником к таким же выводом пришёл итальянец Ч.Кальканьини, его книга была опубликована годом позже книги Н.Коперника, в 1544 г. У гелиоцентрической систему нашлись и сторонники, и противники. Противники (в числе их «отец Реформации» М.Лютер) напирали на то, что гелиоцентрическая система ставит под сомнения такие слова из Священного Писания, как, например, «Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит», «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» и др. Таким возражениям впоследствии ответил Г.Галилей: если так буквально толковать Библию, придётся считать, что у Бога есть руки, что Он, как человек, подвержен гневу и т.д., так почему бы не считать, что и слова о Земле и Солнце – аллегория?

Впрочем, непримиримую позицию сразу заняли только протестанты во главе с М.Лютером. Католическая же церковь в лице папы римского, вопреки распространённому заблуждению, поначалу благосклонно отнеслась к системе Н.Коперника. Ситуация изменилась в 1616 г., когда книга Н.Коперника была внесена в т.н. Индекс – список книг, запрещённых Инквизицией. Возможно, произошло это потому, что система Н. Коперника с лёгкой руки Дж.Бруно оказалась связана с оккультной философией, так что в XVII в. быть сторонником гелиоцентрической системы вообще и идеи вращения Земли вокруг своей оси в частности было уже не вполне безопасно, в чём и убедился на собственном опыте Г.Галилей, привлечённый к суду инквизиции за приверженность ей.

Идея вращения Земли медленно, но верно завоёвывала позиции. Она становится основой новой научной картины мира, творцами которой становятся И.Кеплер, И.Ньютон и др. Сейчас нам уже трудно представить, что когда-то представление людей о смене дня и ночи было другим.

spe
Лариса Попруга

Отличная статья++++
Лена, только исправьте одну неточность: Птолемей разработал ГЕОцентрическую (неподвижную) систему, а Аристарх Самосский и Коперник ГЕЛИОцентрическую. А у Вас обе системы названы ГЕЛИОцентрическими

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+