icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

ѕочему ¬лада ÷епеша прозвали ƒракулой?

  • 3112
  • 11

ѕочему ¬лада ÷епеша прозвали ƒракулой?

Ќ
Ќачина€ разговор о ƒракуле, следует в первую очередь оговоритьс€: речь у нас пойдЄт не о графе ƒракуле Ц вампире из “рансильвании, волею ирландского писател€ Ѕрэма —токера разгуливавшего в XIX в. по Ћондону в поисках девичьей крови Ц а о ¬ладе III Ѕасарабе, известном также как ¬лад ÷епеш и ¬лад ƒракула Ц господаре (а не графе!) ¬алахии (а не “рансильвании Ц это разные кн€жества!). Ёто далеко не одно и то же! ƒаже Ѕ.—токер в своЄм романе Ђƒракулаї лишь мимоходом оговариваетс€ о возможной (!) тождественности его геро€ и исторического ¬лада ƒракулы Ц что не помешало авторам позднейших экранизаций, продолжений и прочих Ђвариаций на темуї отождествить их полностьюЕ

ѕожалуй, самый простой вопрос в этой истории Ц происхождение прозвища ƒракула: означает оно Ђсын драконаї, и получил его ¬лад потому, чтоЕ действительно таковым €вл€лс€! ќтец ¬лада III Ц ¬лад II Ц получил прозвище ƒракул (что значит Ђдраконї) не за какую-то особую бесчеловечность Ц а потому, что состо€л в ќрден ƒракона. Ќазвание ордену было дано по ассоциации со св. √еоргием ѕобедоносцем, победившим Ц согласно легендам Ц дракона (зме€): члены ордена давали обет так же мужественно боротьс€ с полчищами турок, наступавших на ≈вропу с юго-востока Ц а знаком ордена был дракон, вис€щий на кресте с перебитой спиной, и ¬лад II так гордилс€ принадлежностью к ордену, что чеканил этот знак на монетах Ц за что и получил прозвище ƒракул, а сын его стал зватьс€ ƒракулойЕ так он именовалс€ при жизни (и даже нередко подписывалс€ так), а вот другое прозвище Ц ÷епеш ( олосажатель) - по€вилось уже после его смертиЕ

—удьба отца нашего геро€ была драматична Ц да и какой она могла быть в ¬осточной ≈вропе XIV века, страдавшей от нашестви€ турок! ѕод их ударами пала ¬изанти€ Ц некогда мощнейша€ держава —редневековь€, да и отношени€ между христианскими государ€ми зачастую оставл€ли желать лучшего (дело осложн€лось ещЄ и тем, что одни из них были католиками, а другие Ц валашские господари в частности Ц православными). ¬лад II вынужден был лавировать между турками и венграми. ¬ отношении турок он вынужден был признать вассальную зависимость, отправив ко двору турецкого султана заложниками двух сыновей: среднего Ц 12-летнего ¬лада Ц и младшего Ц –аду.

—казать, что турецкий султан был жесток Ц значит, ничего не сказать. “ак, однажды на огороде, пропало несколько огурцов. ѕоскольку свидетелей кражи не было, султан приказалЕ вскрыть всем садовникам животы Ц огурец обнаружили в желудке у п€того, его казнили, четырЄм другим позволили попытатьс€ выжить (удалось ли им это или нет Ц истори€ умалчивает), да и сами знатные заложники не могли чувствовать себ€ в безопасности; так, когда правитель —ербии (отец одного из товарищей ¬лада по несчастью) подн€л м€теж, к его сыну про€вили небывалое снисхождение Ц ему выкололи глаза, а не отрубили головуЕ подобные эксцессы были в пор€дке вещей, и об этом часто вспоминают те, кто расписывает Ђзверстваї ƒракулы Ц мол, зрелище жестокости сломало психику впечатлительного подростка Ц вот и вырос садистомЕ что ж, страдани€ действительно ожесточают Ц но только людей слабых, ¬лад же отнюдь не производит впечатлени€ Ђслабакаї (и мы убедимс€ в этом, проследив его дальнейший жизненный путь). ¬полне мог он наблюдать в “урции казнь через сажание на кол, чтобы потом ввести его в ¬алахии (но повтор€ем Ц прозвище Ђ олосажательї впервые упом€нуто уже после его смерти)Е

¬ качестве заложника при турецком дворе ¬лад провЄл четыре года Ц а затем последовала трагеди€: отец и старший брат ¬лада были убиты бо€рами. ¬лад и –аду были освобождены. –аду предпочЄл остатьс€ при дворе султана, не жела€ расставатьс€ со своим другом ћехмедом Ц наследником турецкого престола, ¬лад же зан€л валашский трон (в этом ему помогли турки Ц разумеетс€, не из благородных побуждений: им нужен был покорный им правитель ¬алахии) Ц правда, вскоре потер€л его под напором венгров и несколько лет скрывалс€ то в ћолдавии, то в “рансильвании.

Ќо в 1456 г. ¬лад снова стал господарем ¬алахии Ц и не оправдал надежд своих турецких покровителей: марионеткой “урции он не стал, напротив Ц стал непримиримым борцом против них. Ќа этом поприще ¬лад достиг таких успехов, что италь€нцы даже стали называть румынов ЂDraguliї Ц по имени валашского геро€Е ”вы, одним из противников ƒракулы в этой войне был его младший брат –аду (тот самый, который некогда делил с ним т€готы турецкого плена) Ц он прин€л ислам и был близким другом султаном ћехмеда (с которым сошЄлс€, будучи заложником), и ћехмеду очень хотелось бы видеть на валашском престоле преданного –аду вместо непокорного ¬лада.

Ћетом 1462 г. турецкие войска, понес€ огромные потери, покинули ¬алахию. » вот, после этой блест€щей победы ¬лад получает Ђудар в спинуї. —начала молдавский кн€зь Ўтефан Ц его родственник и союзник Ц переходит на сторону –аду. ¬оевать на два фронта было крайне сложно (если не сказать Ц невозможно) фронта, и ƒракуле пришлось отступить в “рансильванию, чтобы встретитьс€ там с другим союзником Цћать€шем  орвином, королЄм ¬енгрии, вассалом которого он €вл€етс€ Ц и ћать€шЕ арестовывает ¬лада по обвинению в тайном сговоре с турецким султаном!

ќбъ€сн€лось всЄ очень просто:  орвин Ђприкарманилї деньги, выделенные папой римским на борьбу против турок Ц и ему надо было на кого-то свалить вину за срыв крестового похода Ц и он нашЄл Ђкрайнегої в лице ƒракулы. ѕодготовилс€ он основательно Ц предъ€вил письма ƒракулы к ¬лада к ћехмеду, €кобы перехваченные венграми Е копии этих писем известны Ц именно копии, а не подлинники (€кобы утер€нные, а скорее всего Ц никогда не существовавшие), разумеетс€, без подписи ƒракулы, а главное Ц написанные в совершенно не присущем ему стиле Ц словом, ни один историк их всерьЄз не принимает. Ќе убеждали такие Ђдоказательстваї и папу римского Ц и он поручил своему посланнику Ќ.ћодруссе разобратьс€ в происход€щем. ќписание внешности ƒракулы, оставленное Ќ.ћодруссой, говорит о том, что несчастного пытали Ц но ¬лад осталс€ непоколебим: вины своей не признал, фальшивых писем подписывать не стал, и ћать€ш измыслил новое обвинение, дл€ которого письменное признание не было нужно: расправа над мирными жител€ми в “рансильвании. ¬ качестве доказательства был представлен некий анонимный донос на немецком €зыке.

„то было в этом доносе? ќ, многое!  ак ƒракула созвал нищих, накормил их и спросил, желают ли они раз и навсегда избавитьс€ от всех земных т€гот, и когда они согласились Ц сжЄг заживо; как рассердилс€ на послов, забывших сн€ть перед ним шапки Ц и велел прибить им эти самые шапки гвозд€ми головам; как трапезничал в окружении посаженных на коль€ жертв и т.п.

 ак всЄ это соотносилось с действительностью? Ќекоторые действи€ в “рансильвании (точнее, в расположенных на еЄ территории анклавах, принадлежащих ¬алахии) ƒракула действительно предпринимал Ц в рамках борьбы с заговорщиками, претендовавшими на валашский трон и срывавшимис€ в упом€нутом кн€жестве, но о массовом истреблении мирного населени€ не говорит ни один исторический источник кроме пресловутого доноса. Ѕолее того, ни один из упом€нутых в доносе населЄнных пунктов (где €кобы количество убитых исчисл€лось дес€тками тыс€ч) историки так и не смогли идентифицировать Ц т.е. составитель этого документа, видимо, даже не был в “рансильвании Ц во вс€ком случае, не очень заботилс€ о правдоподобии, да и богатой фантазией, суд€ по всему, не отличалс€: так, историю о сожжЄнных заживо голодающих бедн€ках, задолго до ƒракулы рассказывали о епископе √аттоне, жившем при германском императоре ќттоне (в нашей стране она известна благодар€ балладе ¬.ј.∆уковского Ђ—уд Ѕожий над епископомї).

ѕочему действи€  орвина на сей раз не вызвали недовери€ у папы римского? ѕо-видимому, он поддалс€ эмоци€м: папа римский Ц тоже человек, у него есть друзь€, и один из них Ц германский император, потому-то он и прин€л близко сердцу извести€ о расправе над саксонским населением “рансильвании (а именно о нЄм шла речь в доносе) Ц и ничего предпринимать не стал.

» вот на основании таких, с позволени€ сказать, Ђуликї ƒракула почти 12 лет провЄл в тюрьме. ћать€ш же на этом не остановилс€ Ц он предприн€л, как бы сейчас сказали, Ђпиар-акциюї, призвав на помощь Ђволшебную силу искусстваї: был написан портрет ƒракулы (видимо, призванный запечатлеть лицо Ђизвергаї), содержание упом€нутого доноса было облечено в поэтическую форму неким ћихаэлем Ѕейхманом, жившем при дворе  орвина, а также было издано множество брошюр (ведь тогда уже существовало книгопечатание) под названием Ђќб одному великом извергеї Ц где излагалось содержание всЄ того же немецкого документаЕ

— портретом  орвин €вно просчиталс€ Ц во вс€ком случае, наши современники, не знающие, кто на нЄм изображЄн (и потому не рассматривающие его через призму негативных установок), воспринимают этого человека как Ђнесчастногої, Ђкрасивогої, Ђвызывающего состраданиеї. ј вот поэма и ниги действие возымели, и немалое: изложенные в них байки кочевали из одной книги в другую (кстати, один из таких Ђперепевовї Ц Ђ—казание о ƒракуле воеводеї, написанное в 1484 г., принадлежит перу нашго соотечественника ‘Єдора урицина, русского посла в ¬енгрии) Ц именно из этих письменных источников, а вовсе не из народных преданий вырос образ ƒракулы Ц кровавого диктатора и мань€ка-садиста, в устной же традиции ничего подобного не зафиксировано. »з подлинных народных легенд о ƒракуле можно привести, например, сказание о том, а ¬лад встретилс€ с √осподом Ѕогом, чтобы вы€снить, где похоронен его отец (согласитесь, о кровавых чудовищах таких легенд не сочин€ют!)

¬озможно, ƒракула так и умер бы в тюрьме Ц но вмешалс€ папа римский: ¬алахи€-то без ¬лада полностью подчинилась “урции! » вот Ц ƒракула на свободе.  огда его войска проход€т по территории “рансильвании, жители радостно приветствуют его (вр€д ли его бы там та встретили, если бы он действительно творил беспредел в “рансильвании).

ƒракуле удалось снова победить турок и стать господарем ¬алахии в но€бре 1476 г. Ц увы, ненадолго: спуст€ два мес€ца 45-летний ¬лад погиб. ќтносительно того, как это случилось, существуют разные версии: то ли погиб в бою с турками, то ли погиб от руки предател€, находившегос€ в его окружении под видом слуги, которому ¬лад полностью довер€лЕ возможно, Ђзаказчикомї убийства был турецкий султан Ц во вс€ком случае, доподлинно известно, что голову ¬лада ему преподнесли, как трофейЕ

Ђ„то ж, Ц скажете вы. Ц Ќеужели все сведени€ о де€ни€х ƒракулы свод€тс€ к фальшивкам ћать€ша  орвина?ї –азумеетс€, нет! ≈сть подлинные документы, подписанные ¬ладом Ц о даровании земель кресть€нам, пожаловании привилегий монастыр€м, строительстве церквей, договор с “урцией, где отстаиваютс€ права жителей ¬алахии. »звестно также, что он следил за тем, чтобы казнЄнных преступников хоронили по христиански. ќн же €вл€етс€ основателем Ѕухареста (современной столицы –умынии)Е

„то касаетс€ вампирских наклонностей ƒракулы, то даже в документах, живописующих его Ђзверстваї, они не упоминаютс€ ни разу! ѕервый, кто приписал ƒракуле вампиризм (да и то с оговоркой) Ц это Ѕ.—токер, ссылавшийс€ на некую Ђнародную легендуї, о которой ни один исследователь румынского фольклора ничего не знаетЕ правда, известно восточно-европейское поверие о том, что кровососами станов€тс€ после смерти те, кто перешЄл из православи€ в католицизм, так что така€ легенда о ƒракуле могла бы существоватьЕ если бы он прин€л католичество. “еоретически это могло произойти, но у историков есть большие сомнени€ в этом Ц политически это было бы ему абсолютно невыгодно: возможно, и помогло бы заручитьс€ поддержкой папы римского, но можно было и валашский престол потер€тьЕ

¬от так Ц с лЄгкой руки Ѕ.—токера Ц им€ ¬лада ƒракулы, и без того оклевЄтанного, оказалось св€зано в сознании широкой публики с образом кровожадного монстра. ј ћать€ша  орвина запомнили как как просвещЄнного монарха, Ђсо смертью которого умерла справедливостьїЕ

“ак всегда ли справедливость со временем торжествует?

» почему туристам, посещающим ныне –умынию, выдуманный вампир интереснее, чем реально существовавший отважный борец за свободу своей –одины?


pro
≈лена  оробова

ќчень интересна€ истори€! » большой труд! я зачиталась..))) ++++

pro
Ћеонид ƒев€тых

¬ы не представл€ете, с каким удовольствием € прочитал этот материал...

spe
Ћариса ѕопруга

Ћена, Ѕ–ј¬ќ! ¬от это труд! +++++++++++++++++++++++
„естно говор€, € и раньше читала о ¬ладе ÷епеше, но там автор выставил его именно садистом, дела€ упор на пресловутые немецкие письма. ’от€ тоже с оговоркой, что подлинность их не установлена, но все же.... ’орошо, что ¬ы здесь не описывали приписываемые ему зверства, потому что когда € о них читала, € была просто в ужасе.

pro
Ћеонид ƒев€тых

—ажание на кол - тоже процедура не из при€тных... ћожно сидеть на колу день, и два, нанизыва€сь на него, покуда острие не выйдет где-нибудь из шеи или затылка...

spe
Ћариса ѕопруга

я читала, что он не просто на кол сажал, а делал это еще и очень изощренным способом, а с неверными женами, что вытвор€л - жуть(((((((((

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+