icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Почему Влада Цепеша прозвали Дракулой?

  • 5194
  • 11

Почему Влада Цепеша прозвали Дракулой?

Н
Начиная разговор о Дракуле, следует в первую очередь оговориться: речь у нас пойдёт не о графе Дракуле – вампире из Трансильвании, волею ирландского писателя Брэма Стокера разгуливавшего в XIX в. по Лондону в поисках девичьей крови – а о Владе III Басарабе, известном также как Влад Цепеш и Влад Дракула – господаре (а не графе!) Валахии (а не Трансильвании – это разные княжества!). Это далеко не одно и то же! Даже Б.Стокер в своём романе «Дракула» лишь мимоходом оговаривается о возможной (!) тождественности его героя и исторического Влада Дракулы – что не помешало авторам позднейших экранизаций, продолжений и прочих «вариаций на тему» отождествить их полностью…

Пожалуй, самый простой вопрос в этой истории – происхождение прозвища Дракула: означает оно «сын дракона», и получил его Влад потому, что… действительно таковым являлся! Отец Влада III – Влад II – получил прозвище Дракул (что значит «дракон») не за какую-то особую бесчеловечность – а потому, что состоял в Орден Дракона. Название ордену было дано по ассоциации со св. Георгием Победоносцем, победившим – согласно легендам – дракона (змея): члены ордена давали обет так же мужественно бороться с полчищами турок, наступавших на Европу с юго-востока – а знаком ордена был дракон, висящий на кресте с перебитой спиной, и Влад II так гордился принадлежностью к ордену, что чеканил этот знак на монетах – за что и получил прозвище Дракул, а сын его стал зваться Дракулой… так он именовался при жизни (и даже нередко подписывался так), а вот другое прозвище – Цепеш (Колосажатель) - появилось уже после его смерти…

Судьба отца нашего героя была драматична – да и какой она могла быть в Восточной Европе XIV века, страдавшей от нашествия турок! Под их ударами пала Византия – некогда мощнейшая держава Средневековья, да и отношения между христианскими государями зачастую оставляли желать лучшего (дело осложнялось ещё и тем, что одни из них были католиками, а другие – валашские господари в частности – православными). Влад II вынужден был лавировать между турками и венграми. В отношении турок он вынужден был признать вассальную зависимость, отправив ко двору турецкого султана заложниками двух сыновей: среднего – 12-летнего Влада – и младшего – Раду.

Сказать, что турецкий султан был жесток – значит, ничего не сказать. Так, однажды на огороде, пропало несколько огурцов. Поскольку свидетелей кражи не было, султан приказал… вскрыть всем садовникам животы – огурец обнаружили в желудке у пятого, его казнили, четырём другим позволили попытаться выжить (удалось ли им это или нет – история умалчивает), да и сами знатные заложники не могли чувствовать себя в безопасности; так, когда правитель Сербии (отец одного из товарищей Влада по несчастью) поднял мятеж, к его сыну проявили небывалое снисхождение – ему выкололи глаза, а не отрубили голову… подобные эксцессы были в порядке вещей, и об этом часто вспоминают те, кто расписывает «зверства» Дракулы – мол, зрелище жестокости сломало психику впечатлительного подростка – вот и вырос садистом… что ж, страдания действительно ожесточают – но только людей слабых, Влад же отнюдь не производит впечатления «слабака» (и мы убедимся в этом, проследив его дальнейший жизненный путь). Вполне мог он наблюдать в Турции казнь через сажание на кол, чтобы потом ввести его в Валахии (но повторяем – прозвище «Колосажатель» впервые упомянуто уже после его смерти)…

В качестве заложника при турецком дворе Влад провёл четыре года – а затем последовала трагедия: отец и старший брат Влада были убиты боярами. Влад и Раду были освобождены. Раду предпочёл остаться при дворе султана, не желая расставаться со своим другом Мехмедом – наследником турецкого престола, Влад же занял валашский трон (в этом ему помогли турки – разумеется, не из благородных побуждений: им нужен был покорный им правитель Валахии) – правда, вскоре потерял его под напором венгров и несколько лет скрывался то в Молдавии, то в Трансильвании.

Но в 1456 г. Влад снова стал господарем Валахии – и не оправдал надежд своих турецких покровителей: марионеткой Турции он не стал, напротив – стал непримиримым борцом против них. На этом поприще Влад достиг таких успехов, что итальянцы даже стали называть румынов «Draguli» – по имени валашского героя… Увы, одним из противников Дракулы в этой войне был его младший брат Раду (тот самый, который некогда делил с ним тяготы турецкого плена) – он принял ислам и был близким другом султаном Мехмеда (с которым сошёлся, будучи заложником), и Мехмеду очень хотелось бы видеть на валашском престоле преданного Раду вместо непокорного Влада.

Летом 1462 г. турецкие войска, понеся огромные потери, покинули Валахию. И вот, после этой блестящей победы Влад получает «удар в спину». Сначала молдавский князь Штефан – его родственник и союзник – переходит на сторону Раду. Воевать на два фронта было крайне сложно (если не сказать – невозможно) фронта, и Дракуле пришлось отступить в Трансильванию, чтобы встретиться там с другим союзником –Матьяшем Корвином, королём Венгрии, вассалом которого он является – и Матьяш… арестовывает Влада по обвинению в тайном сговоре с турецким султаном!

Объяснялось всё очень просто: Корвин «прикарманил» деньги, выделенные папой римским на борьбу против турок – и ему надо было на кого-то свалить вину за срыв крестового похода – и он нашёл «крайнего» в лице Дракулы. Подготовился он основательно – предъявил письма Дракулы к Влада к Мехмеду, якобы перехваченные венграми … копии этих писем известны – именно копии, а не подлинники (якобы утерянные, а скорее всего – никогда не существовавшие), разумеется, без подписи Дракулы, а главное – написанные в совершенно не присущем ему стиле – словом, ни один историк их всерьёз не принимает. Не убеждали такие «доказательства» и папу римского – и он поручил своему посланнику Н.Модруссе разобраться в происходящем. Описание внешности Дракулы, оставленное Н.Модруссой, говорит о том, что несчастного пытали – но Влад остался непоколебим: вины своей не признал, фальшивых писем подписывать не стал, и Матьяш измыслил новое обвинение, для которого письменное признание не было нужно: расправа над мирными жителями в Трансильвании. В качестве доказательства был представлен некий анонимный донос на немецком языке.

Что было в этом доносе? О, многое! Как Дракула созвал нищих, накормил их и спросил, желают ли они раз и навсегда избавиться от всех земных тягот, и когда они согласились – сжёг заживо; как рассердился на послов, забывших снять перед ним шапки – и велел прибить им эти самые шапки гвоздями головам; как трапезничал в окружении посаженных на колья жертв и т.п.

Как всё это соотносилось с действительностью? Некоторые действия в Трансильвании (точнее, в расположенных на её территории анклавах, принадлежащих Валахии) Дракула действительно предпринимал – в рамках борьбы с заговорщиками, претендовавшими на валашский трон и срывавшимися в упомянутом княжестве, но о массовом истреблении мирного населения не говорит ни один исторический источник кроме пресловутого доноса. Более того, ни один из упомянутых в доносе населённых пунктов (где якобы количество убитых исчислялось десятками тысяч) историки так и не смогли идентифицировать – т.е. составитель этого документа, видимо, даже не был в Трансильвании – во всяком случае, не очень заботился о правдоподобии, да и богатой фантазией, судя по всему, не отличался: так, историю о сожжённых заживо голодающих бедняках, задолго до Дракулы рассказывали о епископе Гаттоне, жившем при германском императоре Оттоне (в нашей стране она известна благодаря балладе В.А.Жуковского «Суд Божий над епископом»).

Почему действия Корвина на сей раз не вызвали недоверия у папы римского? По-видимому, он поддался эмоциям: папа римский – тоже человек, у него есть друзья, и один из них – германский император, потому-то он и принял близко сердцу известия о расправе над саксонским населением Трансильвании (а именно о нём шла речь в доносе) – и ничего предпринимать не стал.

И вот на основании таких, с позволения сказать, «улик» Дракула почти 12 лет провёл в тюрьме. Матьяш же на этом не остановился – он предпринял, как бы сейчас сказали, «пиар-акцию», призвав на помощь «волшебную силу искусства»: был написан портрет Дракулы (видимо, призванный запечатлеть лицо «изверга»), содержание упомянутого доноса было облечено в поэтическую форму неким Михаэлем Бейхманом, жившем при дворе Корвина, а также было издано множество брошюр (ведь тогда уже существовало книгопечатание) под названием «Об одному великом изверге» – где излагалось содержание всё того же немецкого документа…

С портретом Корвин явно просчитался – во всяком случае, наши современники, не знающие, кто на нём изображён (и потому не рассматривающие его через призму негативных установок), воспринимают этого человека как «несчастного», «красивого», «вызывающего сострадание». А вот поэма и ниги действие возымели, и немалое: изложенные в них байки кочевали из одной книги в другую (кстати, один из таких «перепевов» – «Сказание о Дракуле воеводе», написанное в 1484 г., принадлежит перу нашго соотечественника ФёдораКурицина, русского посла в Венгрии) – именно из этих письменных источников, а вовсе не из народных преданий вырос образ Дракулы – кровавого диктатора и маньяка-садиста, в устной же традиции ничего подобного не зафиксировано. Из подлинных народных легенд о Дракуле можно привести, например, сказание о том, а Влад встретился с Господом Богом, чтобы выяснить, где похоронен его отец (согласитесь, о кровавых чудовищах таких легенд не сочиняют!)

Возможно, Дракула так и умер бы в тюрьме – но вмешался папа римский: Валахия-то без Влада полностью подчинилась Турции! И вот – Дракула на свободе. Когда его войска проходят по территории Трансильвании, жители радостно приветствуют его (вряд ли его бы там та встретили, если бы он действительно творил беспредел в Трансильвании).

Дракуле удалось снова победить турок и стать господарем Валахии в ноябре 1476 г. – увы, ненадолго: спустя два месяца 45-летний Влад погиб. Относительно того, как это случилось, существуют разные версии: то ли погиб в бою с турками, то ли погиб от руки предателя, находившегося в его окружении под видом слуги, которому Влад полностью доверял… возможно, «заказчиком» убийства был турецкий султан – во всяком случае, доподлинно известно, что голову Влада ему преподнесли, как трофей…

«Что ж, – скажете вы. – Неужели все сведения о деяниях Дракулы сводятся к фальшивкам Матьяша Корвина?» Разумеется, нет! Есть подлинные документы, подписанные Владом – о даровании земель крестьянам, пожаловании привилегий монастырям, строительстве церквей, договор с Турцией, где отстаиваются права жителей Валахии. Известно также, что он следил за тем, чтобы казнённых преступников хоронили по христиански. Он же является основателем Бухареста (современной столицы Румынии)…

Что касается вампирских наклонностей Дракулы, то даже в документах, живописующих его «зверства», они не упоминаются ни разу! Первый, кто приписал Дракуле вампиризм (да и то с оговоркой) – это Б.Стокер, ссылавшийся на некую «народную легенду», о которой ни один исследователь румынского фольклора ничего не знает… правда, известно восточно-европейское поверие о том, что кровососами становятся после смерти те, кто перешёл из православия в католицизм, так что такая легенда о Дракуле могла бы существовать… если бы он принял католичество. Теоретически это могло произойти, но у историков есть большие сомнения в этом – политически это было бы ему абсолютно невыгодно: возможно, и помогло бы заручиться поддержкой папы римского, но можно было и валашский престол потерять…

Вот так – с лёгкой руки Б.Стокера – имя Влада Дракулы, и без того оклевётанного, оказалось связано в сознании широкой публики с образом кровожадного монстра. А Матьяша Корвина запомнили как как просвещённого монарха, «со смертью которого умерла справедливость»…

Так всегда ли справедливость со временем торжествует?

И почему туристам, посещающим ныне Румынию, выдуманный вампир интереснее, чем реально существовавший отважный борец за свободу своей Родины?

pro
Елена Коробова

Очень интересная история! И большой труд! Я зачиталась..))) ++++

pro
Леонид Девятых

Вы не представляете, с каким удовольствием я прочитал этот материал...

spe
Лариса Попруга

Лена, БРАВО! Вот это труд! +++++++++++++++++++++++
Честно говоря, я и раньше читала о Владе Цепеше, но там автор выставил его именно садистом, делая упор на пресловутые немецкие письма. Хотя тоже с оговоркой, что подлинность их не установлена, но все же.... Хорошо, что Вы здесь не описывали приписываемые ему зверства, потому что когда я о них читала, я была просто в ужасе.

pro
Леонид Девятых

Сажание на кол - тоже процедура не из приятных... Можно сидеть на колу день, и два, нанизываясь на него, покуда острие не выйдет где-нибудь из шеи или затылка...

spe
Лариса Попруга

Я читала, что он не просто на кол сажал, а делал это еще и очень изощренным способом, а с неверными женами, что вытворял - жуть(((((((((

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+