icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему смотретьс€ в разбитое зеркало Ч плоха€ примета?

  • 2877
  • 2

ѕочему смотретьс€ в разбитое зеркало Ч плоха€ примета?

¬
Ђ¬идишь, как мен€ мало осталось!ї Ц говорит героине фильма Ќ. ошеверовой Ђ—тара€, стара€ сказкаї еЄ Ђлучша€ половинаї, смотр€ща€ на неЄ из разбитого зеркала... вообще, мотив этот весьма попул€рен: разговор с собственным отражением (достаточно вспомнить похожую сцену из фильма Ђ„ародеиї, с той только разницей, что зеркало там не разбиваетс€), причЄм во всех сюжетах отражение в зеркале, с которым беседует герой, выступает в роли некоего Ђвысшего судьиї, оправдатьс€ перед которым невозможно, и если это ЂмоЄ второе €ї Ц то определЄнно ЂмоЄ лучшее €ї. ¬прочем, иногда это Ђвторое €ї может и вступать в противосто€ние с героем, станов€сь его врагом Ц как это произошло, например, с героиней рассказа ¬.Ѕрюсова Ђ¬ зеркалеї. ќткуда такое отношение к зеркалам, к отражени€м?

«еркала человек изготавливает давно, самые древние из известных археологам зеркал относ€тс€ к бронзовому веку.  онечно, это не были привычные нам стекл€нные зеркала, такие начали изготавливать только в XIII веке, причЄм венецианские мастера ухитр€лись измыслить такой состав напылени€, что отражЄнные в зеркале предметы выгл€дели даже красивее, чем в реальности. ¬прочем, металлические зеркала древних людей тоже справл€лись неплохо, и уже тогда человек видел в зеркале некий мистический предмет, об этом говор€т орнаменты, нанесЄнные на многие древние зеркала.

–азумеетс€, чтобы человек захотел изготовить такую отражающую пластинку, он должен был познакомитьс€ с €влением отражени€ в природе, и он познакомилс€ с ним благодар€ воде.

—амо по себе отражение не могло не поразить его: там, в озере Ц такой же человек, как €, повтор€ющий все мои движени€! ƒа и вода была стихией, требующей обращени€ с собой Ђна выї. — одной стороны, без воды нельз€ жить, она кормит (с тех пор, как человек освоил рыболовство), но она же может легко уничтожить человека, она опасна, она св€зана со смертью! Ќедаром в классических мифологи€х боги водной стихии немногим уступают верховным богам.

јссоцииру€ водную стихию со смертью, первобытный человек не мог не ассоциировать с нею и порождаемое водой отражение. “ак рождалось представление о таинственном мире Ц Ђдвойникеї реального мира, живущего своей непон€тной жизнью по ту сторону некой завесы (котора€ изначально была водной гладью), о душе Ц невидимом Ђдвойникеї человека, который уходит в потусторонний мир после смерти, и которого можно увидеть, лишь подойд€ к воде.

¬ода ещЄ долго представл€лась подход€щим местом дл€ контакта с потусторонним миром. ” воды совершались магические обр€ды, водой испытывали подозреваемых в преступлении (именно отсюда пошло выражение Ђвывести на чистую воду), но позднее у воды по€вилс€ рукотворный Ђзаменительї, в котором так же, как и в воде можно было увидеть Ђпотустороннего двойникаї, Ђдушуї Ц человек изготовил первое зеркало! Ќа этот отражающий предмет человек перенЄс своЄ мистическое отношение к воде Ц зеркало тоже стало в его глазах Ђдверью в потусторонний мирї.

— потусторонним же миром шутки плохи, никому туда не хочетс€ раньше времени! ѕотому-то в отношении зеркал утвердились некоторые Ђмеры безопасностиї, в особенности касающиес€ тех моментов, когда с точки зрени€ мифологического мышлени€ грань между миром живых и миром мЄртвых истончаетс€, приоткрываетс€, например, когда человек болен (т.е. Ђотмеченї смертью), или недавно умер, или спит. »менно поэтому зеркала вынос€т из комнаты больного, завешивают в доме, где кто-то умер, поэтому не рекомендуетс€ спать лицом к зеркалу. ≈сли же зеркало разбиваетс€ Ц страдает Ђдушаї, €вл€юща€с€ в нЄм, и тут уж хорошего не жди! ¬едь причинить вред душе Ц самый верный способ причинить вред человеку, не случайно у многих древних народов существовало поверие, что можно повредить человеку, наступив на его тень, котора€ так же, как и отражение, ассоциировалась с душой. Ѕо€знь смотретьс€ в разбитое зеркало Ц такого же происхождение, это тоже страх причинить вред душе путЄм Ђмеханического воздействи€ї на неЄ.

—тоит ли сегодн€ этому верить? »ли мы уже переросли такие примитивные представлени€ о душе?


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+