icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Почему смотреться в разбитое зеркало — плохая примета?

  • 3197
  • 2

Почему смотреться в разбитое зеркало — плохая примета?

В
«Видишь, как меня мало осталось!» – говорит героине фильма Н.Кошеверовой «Старая, старая сказка» её «лучшая половина», смотрящая на неё из разбитого зеркала... вообще, мотив этот весьма популярен: разговор с собственным отражением (достаточно вспомнить похожую сцену из фильма «Чародеи», с той только разницей, что зеркало там не разбивается), причём во всех сюжетах отражение в зеркале, с которым беседует герой, выступает в роли некоего «высшего судьи», оправдаться перед которым невозможно, и если это «моё второе я» – то определённо «моё лучшее я». Впрочем, иногда это «второе я» может и вступать в противостояние с героем, становясь его врагом – как это произошло, например, с героиней рассказа В.Брюсова «В зеркале». Откуда такое отношение к зеркалам, к отражениям?

Зеркала человек изготавливает давно, самые древние из известных археологам зеркал относятся к бронзовому веку. Конечно, это не были привычные нам стеклянные зеркала, такие начали изготавливать только в XIII веке, причём венецианские мастера ухитрялись измыслить такой состав напыления, что отражённые в зеркале предметы выглядели даже красивее, чем в реальности. Впрочем, металлические зеркала древних людей тоже справлялись неплохо, и уже тогда человек видел в зеркале некий мистический предмет, об этом говорят орнаменты, нанесённые на многие древние зеркала.

Разумеется, чтобы человек захотел изготовить такую отражающую пластинку, он должен был познакомиться с явлением отражения в природе, и он познакомился с ним благодаря воде.

Само по себе отражение не могло не поразить его: там, в озере – такой же человек, как я, повторяющий все мои движения! Да и вода была стихией, требующей обращения с собой «на вы». С одной стороны, без воды нельзя жить, она кормит (с тех пор, как человек освоил рыболовство), но она же может легко уничтожить человека, она опасна, она связана со смертью! Недаром в классических мифологиях боги водной стихии немногим уступают верховным богам.

Ассоциируя водную стихию со смертью, первобытный человек не мог не ассоциировать с нею и порождаемое водой отражение. Так рождалось представление о таинственном мире – «двойнике» реального мира, живущего своей непонятной жизнью по ту сторону некой завесы (которая изначально была водной гладью), о душе – невидимом «двойнике» человека, который уходит в потусторонний мир после смерти, и которого можно увидеть, лишь подойдя к воде.

Вода ещё долго представлялась подходящим местом для контакта с потусторонним миром. У воды совершались магические обряды, водой испытывали подозреваемых в преступлении (именно отсюда пошло выражение «вывести на чистую воду), но позднее у воды появился рукотворный «заменитель», в котором так же, как и в воде можно было увидеть «потустороннего двойника», «душу» – человек изготовил первое зеркало! На этот отражающий предмет человек перенёс своё мистическое отношение к воде – зеркало тоже стало в его глазах «дверью в потусторонний мир».

С потусторонним же миром шутки плохи, никому туда не хочется раньше времени! Потому-то в отношении зеркал утвердились некоторые «меры безопасности», в особенности касающиеся тех моментов, когда с точки зрения мифологического мышления грань между миром живых и миром мёртвых истончается, приоткрывается, например, когда человек болен (т.е. «отмечен» смертью), или недавно умер, или спит. Именно поэтому зеркала выносят из комнаты больного, завешивают в доме, где кто-то умер, поэтому не рекомендуется спать лицом к зеркалу. Если же зеркало разбивается – страдает «душа», являющаяся в нём, и тут уж хорошего не жди! Ведь причинить вред душе – самый верный способ причинить вред человеку, не случайно у многих древних народов существовало поверие, что можно повредить человеку, наступив на его тень, которая так же, как и отражение, ассоциировалась с душой. Боязнь смотреться в разбитое зеркало – такого же происхождение, это тоже страх причинить вред душе путём «механического воздействия» на неё.

Стоит ли сегодня этому верить? Или мы уже переросли такие примитивные представления о душе?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+