icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Чайковский гей и самоубийца. А вы уверены? (Мифы о П.И. Чайковском)

  • 4822
  • 3

Чайковский гей и самоубийца. А вы уверены? (Мифы о П.И. Чайковском)

Ж
Жизнь знаменитостей всегда окружается легендами. Это объяснимо: явление гениальности не разгадано до сих пор, а там, где нет рациональных объяснений, всегда рождаются мифы. Труднее понять другое: почему эти легенды так часто служат одной цели - втоптать человека в грязь?

Примечательны в этом плане два известных мифа о П.И. Чайковском: Чайковский-гомосексуалист и Чайковский-самоубийца.

Первый ныне представляется как бесспорная, общеизвестная истина - кое-кто из музыкантов даже пытается объяснить этим некоторые особенности творчества Петра Ильича: так вот почему у него "холодные" романсы, вот почему его операм далеко до Верди и Мусоргского! "Качество" музыки, конечно, тема зыбкая и скользкая, никаких объективных критериев тут нет: то, что кажется "холодным" одному - зажжёт огонь в крови другого, кто-то предпочитает "Бориса Годунова", кто-то - "Евгения Онегина", а вот некоторые факты биографии композитора с этой версией явно не согласуются - например, его чувство к Евлалии Кадминой (сторонники версии о гомосексуализме объясняют это тем, что Е.Кадмина исполняла роли мальчиков и юношей - этакая "любовь-игра", но как же надо заиграться, чтобы перестать отличать театр от реальности!). Ей посвящён романс "Страшная минута", если вы не слышали его - послушайте и убедитесь: такую музыку можно посвятить только любимой женщине!

Ну,а "общеизвестный факт" - Чайковский-гомосексуалист - был впервые изложен... в 1980 г. в еженедельнике "Новый американец"! Автором статьи была некая А.Орлова-Шнеерсон, выводящая сие утверждение из якобы ранее неизвестных дневниковых записей и писем композитора - которых никто никогда не видел (ни до, ни после публикации), даже автор статьи не сообщает, где они находятся. И вот на такой зыбкий почве строится "общеизвестный факт"!

Впрочем, можно себе представить, что подобные сплетни имели место и при жизни Петра Ильича. Дело в том, что этим расстройством страдал его племянник В.Давыдов (тот самый Володя Давыдов, которому посвящён "Детский альбом"), что подтолкнуло молодого человека к самоубийству. И если уж "такое" есть в роду, то велика вероятность, что "общественное мнение" будет искать доказательства - и найдёт их. Так. в XIV веке суровые английские рыцари поговаривали, что король Ричард II унаследовал порок своего прадеда Эдуарда II, исходя при этом единственно из того, что Ричард - впервые в Англии - стал пользоваться ... носовым платком. Таким "доказательством" в глазах сплетников вполне могла стать несложившаяся личная жизнь композитора... но неужели стоит повторять грязные сплетни более чем столетней давности?!

Второй миф о великом композиторе состоит в том, что Пётр Ильич покончил с собой - обвинение более чем серьёзное для христианина (а П.И. Чайковский им был). Обычно его выводят из двух фактов.

1. Пётр Ильич выпил стакан сырой воды во время эпидемии холеры.

Да, это граничит с самоубийством - но с таким же успехом может быть и обыкновенным легкомыслием (ведь не объявляем же мы самоубийцей каждого, кто погиб, переходя улицу на красный свет!), а недоказанная виновность, как известно, приравнивается к доказанной невиновности. К тому же, П.И.Чайковский был в ту эпидемию одним из последних заболевших и последним умершим - иными словами, несчастье случилось с ним, когда эпидемия уже шла на убыль. Когда опасность отступает, людям свойственно терять бдительность - и совсем не обязательно для этого быть самоубийцей.

2. Трагедийность Шестой симфонии - этой "лебединой песни" композитора.

Тот, кто абсолютно не знает музыки П.И.Чайковского, возможно, сочтёт это серьёзным аргументом. Но тем, кто хоть немного с ней знаком, известно, что трагедийность вообще присуща творчеству композитора! Четвёртую, Пятую и Шестую симфонии называют "тремя актами одной трагедии". Трагические интонации звучат даже в таких светлых его произведениях, как "Щелкунчик" и Первый фортепианный концерт (1875). А увертюра "Ромео и Джульетта", созданная в 1969 году? Так что же, Пётр Ильич вынашивал план самоубийства 34 года? Абсурд!

Напрашивается вопрос - кому всё это надо? А правильнее сказать - для чего... не для того ли, чтобы "сбросить гения с пьедестала" - чтобы не так заметна была в сравнении с ним собственная серость?

deb
Марина Уденцова

Очень интересный текст, прочитала с удовольствием. Хочу отметить - Вы отлично держите темп повествования.Читается на одном дыхании. +

deb
Валерия Колесова

Отличная публикация! Мое мнение - как бы то ни было, а Петр Ильич был гением. Неважно как он жил и как ушел из жизни (я толерантна). Важно, что он оставил после себя. А это колоссальное наследие!+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+