icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Культура и искусство

Ответил ли Чернышевский своим романом на вопрос «Что делать?»

  • 1134
  • 18

Ответил ли Чернышевский своим романом на вопрос «Что делать?»

Р
Рекомендованный школьной программой роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» я, к удивлению, прочитал довольно быстро. Помню свои первые впечатления: конечно это не Тургенев и не Достоевский, но я нашел и в этом произведении ответы, на некоторые вопросы, которые обычно волнуют молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.

Позже, я утвердился в своих сомнениях по поводу литературных достоинств необычного романа. Философ Николай Бердяев: «Художественных достоинств этот роман не имеет, он написан не талантливо». Г.В. Плеханов: - «Роман действительно очень тенденциозен, художественных достоинств в нем очень мало». А Владимир Набоков предположил даже, что роман был разрешен цензурой как раз из-за крайне низкого качества — чтобы выставить Чернышевского на посмешище перед искушенным российским читателем.

И тем не менее, несмотря на официальный запрет, книга имела оглушительный успех. Прежде всего у молодежи. Трудно было найти гимназиста или студента в России после 1863 года, который бы не читал этот бестселлер. Вопрос, поставленный в заголовок книги уже не один год, будоражил русскую интеллигенцию и «новых людей». Если в первой половине ХIХ века протестное движение в России было представлено наиболее прогрессивной частью дворянства, то во второй половине им на смену приходит новое сословие, новая интеллигенция – выходцы из разных чинов – разночинцы. Сын саратовского священника Н. Чернышевский был и сам из этой среды. Классическим примером такого героя в литературе был Евгений Базаров из романа И. Тургенева «Отцы и дети».

Если писатель Тургенев сумел показать обществу новую общественную силу, её привлекательность и её слабости, то философ и публицист Николай Чернышевский, который не понаслышке знал учения Фурье и Фейербаха, пошёл дальше. Он предлагает программу действий для этой силы. Отвечая устами своих героев на вопрос «Что делать?» он призывает к решительным переменам, к революционным преобразованиям – это лейтмотив произведения, его главная направленность. Его Рахметов, этот «особенный человек», сильнее и решительнее нигилиста Базарова. С ним автор знакомит нас в ХХIХ главе. Перед нами предстает этакий «Никитушка Ломов», который готовит себя к грядущим переменам, отказывается от сиюминутной радости во имя большого дела. «Нужно!» - постоянно твердит он. Приглашая последовать за такими как Рахметов, автор завершает: - «это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Конечно же Чернышевский не мог открыто призвать к революции, он помещает этот призыв между строк в полушутливом, полуигривым диалоге с читателем.

Влияние французских утопистов ХVIII просматривается в призывах автора к образованию русского народа «к развитию и развитию». Только будучи честным, развитым, умным и свободным человеком можно добиться лучшей и радостной жизни. Взаимоотношения главных героев романа Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова, их повседневное поведение в те времена воспринимались как совершенно иной тип отношений между людьми. Семейная жизнь Лопуховых, построена на взаимном уважении, личной свободе и равноправии. Для дореформенной России такой тип отношений вызывал симпатию и поддержку у нового поколения.

Экономические теории Чернышевского, отраженные в романе, стали следующим ответом на вопрос «Что делать?». Организация свободного и справедливо вознаграждаемого труда раскрыта в деятельности Веры Павловны, организовавшей швейную мастерскую. Она своим личным примером показывает работницам как можно честно и справедливо организовать труд, где никто не вправе присвоить его результаты. Освобожденный всеобщий труд на благо общества должен лечь в основу социальной справедливости, именно такой труд должен приносить человеку радость и удовлетворение.

Будущее каким его видел Чернышевский мы находим в четвертом сне Веры Павловны.

Конечно же это была утопия, навеянная трудами Ж.Ж. Руссо и Томмазо Кампанеллы. Но для думающего русского читателя и особенно для народовольцев это был ориентир в стремлении к лучшей жизни.

Интеллигенция всегда выступает барометром общественной жизни, именно она острее всего чувствует необходимость перемен, именно она задается вопросом «Что делать?» и ищет ответы. И находит, если эпоха выдвигает историческую личность, способную дать ответ.

Заслуга Чернышевского состояла в том, что он, приковал внимание всей революционно-демократической общественности России к самым важным вопросам революционной борьбы, превратив авантюрно-развлекательное повествование о любви в программу действий.

Более позднее поколение интеллигенции восторженно отзывались о книге. В.И. Ленин в 1904 году говорил о Чернышевском: - «…он меня глубоко всего перепахал». Л.Ю. Брик вспоминала о Владимире Маяковском, который очень любил роман «Что делать?». Пролетарский поэт не раз обращался к этой книге и это была последняя книга, которую он прочитал перед смертью.

spe
Юлия Дворникова

Тот же Владимир Ильич отмечал, что читать роман "Что делать?" не стоит тем, у кого молоко на губах не обсохло. У меня не обсохло до сих пор. Простите меня те, кому роман понравился, но мне Раскольников Достоевского по душе ближе, чем Рахметов со своими гвоздями. Хотя, на взгляд нормального человека, оба *раненные по жизни*. Жень, спасибо, что пытался привести роман к "общему знаменателю", вот это получилось!+++

mas
Евгений Багдерин

Спасибо Юля! Ты права! А по мне сильнее образы Базарова и Рудина. Тургенев и Чернышевский - кошка с собакой. А мне Тургенев - бальзам на сердце!

mas
Марк Блау

А разве Макиавелли - утопист?

Книга испортила жизнь двум поколениям молодежи России. Впрочем, они так не считали. Они хотели улучшить жизнь народа, лучше этого самого народа зная, что ему нужно. Благородно. Незбыточно. Грустно.

mas
Марк Блау

Наум Коржавин

ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА*
Баллада об историческом недосыпе

(Жестокий романс по одноимённому произведению В. И. Ленина)

Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал,-
Лет пятьдесят виновного искал.

То в «Бунде», то в кадетах... Не найдутся ли
Хоть там следы. И в неудаче зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.

И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним, - как в сладкое житьё...
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал свое.

Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.

* Речь идет не о реальном Герцене, к которому автор относится с благоговением
и любовью, а только об его сегодняшней официальной репутации.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+