Объяснение было простым и конкретным. Если представить импрессионизм в виде дерева, то одним из его корней, безусловно, станет романтизм. Что привлекало художников нового поколения, объявивших себя импрессионистами, в романтизме? Разумеется, они не смогли оставить без внимания и не привнести в свое видение мира его воздушную прелесть и особую наивность изображения. И, конечно, взяли на вооружение главную идею, вслед за романтиками провозглашая, что человек есть личность, а значит достоин стать центром любого художественного произведения.
Второй корень - это «скучнейший реализм», который щедро поделился с полотнами импрессионистов красивым фоном, точной и тонкой прорисовкой любой детали. Третьим корнем стала техника написания старинных японских гравюр. Восточные мастера живописи поразили импрессионистов необычной смещенной и наклонной композициями, которые никогда не использовали европейцы. Стволом этого необычного дерева можно назвать классическую английскую акварель викторианской эпохи.
Такое смешение стилей производило сильное впечатление. Новое и непривычное – вот главные слова в комментариях. Чувственность в изображении зашкаливала. Эмоции били через край. Равнодушных в выставочных залах не было. Критика плевалась, толпы разъяренных обывателей требовали закрытия выставок, а художники потирали руки: они сумели показать в своих полотнах реальный мир – подвижный и ежесекундно изменяющийся. Не нравится? Ваше дело! Мы свое делаем честно!
Блистательный Огюст Ренуар – первый среди равных. О нем говорили: «Он Гений с уникальным видением мира». Кто бы мог подумать, что сын портного станет всемирно известным художником! С первого своего успеха, который пришел к молодому художнику в 1864 году, знатоки стали говорить о «непостижимой прелести» картин Ренуара. Салон – одна из самых престижных ежегодных выставок! – взял для экспозиции его картину.
Свои работы того времени Ренуар не считал удачными, критикуя себя за слишком плотный мазок, который казался ему «ученическим». Формы художника тоже не устраивали – были слишком четкими и правильными. Знатоки восхищались, а художник постоянно искал новые приемы. И со временем пришел к тому уровню мастерства, которое принято сегодня называть «солнечным искусством» Пьера Огюста Ренуара.
Ренуар - художник, пишущий веселые и позитивные картины. В самом деле на его полотнах нет места даже легкой грусти. Вспомним картину «Бал в Мулен де ла Галетт». Двор ресторана, веселая и беззаботная публика; кажется, что звуки музыки лишь на время не слышны, а легкий ветерок остужает разгоревшиеся от танцев щеки. Полотно буквально пронизано светом: листики акаций, пропуская свет, ложатся причудливыми узорами на лица и одежду людей. Эти голубые и розовые пятна – блики цвета и света - делают изображение настолько естественным и натуральным, что жизнь на полотне кажется «не рисованной, а живой».
Кто герои? Простые люди – приказчики и белошвейки, художники и начинающие писатели, очаровательные актрисы и веселые барышни с Монмартра. Непритязательная и вовсе не почтенная публика, умеющая так непосредственно веселиться! Изобразить фрагмент повседневной жизни – смелый поступок для того времени. Но, как оказалось, абсолютно беспроигрышный. А мастерство художника выразилось и в выборе композиции, и в выборе цветового решения, и в умении передать ощущение атмосферы праздника.
Женские портреты кисти Ренуара – это настоящий гимн женской красоте. Женщин художник обожал, перед их красотой был бессилен. В шутку говорил о себе, что впервые влюбился, когда едва научился ходить. Все свое восхищение перед особой прелестью, «свойственной только этой половине человечества», Ренуар умело воплощал на полотне. Каждая женщина – гениальное создание Господа, а художник может только в силу своего таланта постараться передать свой (!) восторг от встречи с такой дивной красотой.
Так один за другим появлялись женские портреты кисти Пьера Огюста Ренуара.
Жанна Самари – женщина со светящейся кожей, женщина – солнечный лучик. Этот портрет актрисы имеет не только удивившее всех внешнее сходство, но и является отражением богатого духовного мира Жанны.
«Женщина, поправляющая шляпку», «Тереза Берар», «Танцовщица с тамбурином», «Мадмуазель Гримпель с голубой лентой», «Портрет девушки», «Мадмуазель Жюли Моне с кошкой», портреты жены - Алины Шариго.
Главное на этих портретах – это изображение не просто лица или тела, пусть даже красивого. Женщина есть божество, достойное поклонения, и каждый новый портрет – это гимн красоте. И украшать ее должно всем: тщательно выписанными серьгами и браслетами, роскошными цветами и причудливыми шляпками. Все это становится «естественным продолжением» красоты лица и тела. А если добавить знаменитый мерцающий мазок, присущий практически всем импрессионистам, то становится понятно, в чем непостижимая прелесть картин Пьера Огюста Ренуара и почему они вызывают такой восторг у всех любителей живописи.