icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
 ультура и искусство

Ќе пробовали разгадать тайны и загадки »еронима Ѕосха?

  • 1387
  • 6

Ќе пробовали разгадать тайны и загадки »еронима Ѕосха?

∆ивопись, как и музыка, необъ€снимым образом оказывает вли€ние на наш духовный мир. ѕодспудно мы испытываем особое наслаждение любу€сь талантливыми творени€ми, слуша€ музыкальное произведение. ќдни застывают как завороженные у полотна мастера, другие наслаждаютс€ неповторимой гаммой цветов, третьи восторгаютс€ композицией и сюжетом. Ќо вс€кий раз, вгл€дыва€сь в зримые образы застывшего времени, мы пытаемс€ пон€ть то, что хотел донести до нас мастер из глубины веков, какое послание хотел он хотел отправить в будущее. ќдни работы с €сным незамысловатым сюжетом, другие требуют от зрител€ мысленного погружени€ в ту эпоху, в которой жил и творил художник.

ќдним из самых загадочных и таинственных художников прошлого €вл€етс€ великий голландский живописец »ероним Ѕосх. Ќасто€щее им€ мастера - »еронимус јнтонисзон ван јкен. »сследователи жизни мастера считают, что он подписывал свои работы коротким именем Ѕосх по сокращенному названию своего родного города - ’ертогенбос - Den Bosch. ƒата его рождени€ точно не установлена. ќдни утверждают, что это 1450 год, другие на дес€тилетие позже - 1460. ќн был потомственным художником и никакого специального образовани€ не получил. ”тверждают, что »ероним всю свою жизнь прожил в своем родном городе и не оставил ни одного своего портрета, в том числе жены или родственников.≈го жизнь окутана тайной, известно только, что он женилс€ на девушке из богатой купеческой семьи, которую знал с детства. ≈динственным достоверным источником €вл€ютс€ счетные записи в книге Ѕратства ƒевы ћарии (Ѕогоматери), с которым была св€зана вс€ его семь€.

Ќекоторые исследователи считают, что Ѕосх кроме живописи занималс€ астрологией, алхимией, оккультными науками, спиритизмом и употребл€л галлюциногены. ќтсюда €кобы в его живописи такие сюрреалистические образы, жуткие сцены и беспощадна€ сатира. Ќо пр€мых доказательств этого нет. ѕо книгам Ѕратства €сно, что Ѕосх вступил в него в 1484 году. „ерез 2 года он становитс€ Ђпочетным членомї, а с 1498 года председателем. Ѕратство Ѕогоматери занималось благотворительностью и Ѕосх будучи весьма состо€тельным членом выдел€л на это немалые средства. ѕоследн€€ запись в книге с упоминанием художника датируетс€ 9 августа 1516 года - временем его смерти.

—егодн€ в различных музе€х мира насчитываетс€ 35 его произведений, некоторые из них считаютс€ копи€ми утер€нных картин мастера. Ќачавша€с€ после его смерти –еформаци€, нанесла огромный урон нидерландской живописи и скульптуре. „асть работ мастера бесследно исчезли в период иконоборчества. ¬ городском архиве сохранились записи из которых следует, что »ероним Ѕосх выполн€л многочисленные заказы Ѕратства на эскизы витражей, расп€тий и паникадил. “от факт, что художник был активным членом Ѕратства девы ћарии начисто отметает предположени€ о его принадлежности к одной из еретических сект, которых было немало в Ќидерландах.

≈го заказчиками были весьма почитаемые особы: Ђ—трашный судї заказал герцог Ѕургундии ‘илип I  расивый. —амый знаменитый шедевр голландского мастера Ђ—ад земных наслажденийї хранилась у √енриха III. ¬ спальной ‘илиппа II - корол€ »спании, ненавидевшего еретиков, висела картина Ђ—емь смертных греховї. ћногие работы Ѕосха выполнены в виде триптиха (складни), которыми украшались соборы, но назвать их иконами трудно, так как они, хот€ и содержали библейские мотивы, были наполнены светским содержанием.

Ћюба€ работа мастера приковывает внимание зрител€ обилием сюжетов и персонажей. ћожно провести дес€тки часов, чтобы приблизитьс€ к пониманию изобразительной интриги. ¬ одном месте он выступает против полифонической музыки, широко примен€емой в церковном богослужении, в другом осуждает разврат и распущенность, в третьем мы видим предупреждение о страшном суде, смерти и аде. ¬ целом, творчество нидерландского гени€, тайна его произведений и состоит в осуждении тотальной греховности человека и мира. ¬ этом он солидарен с трактатом папы »ннокенти€ III Ђќ презрении к миру и ничтожестве человекаї.

Ќе исключено что творчество Ѕосха питали и книги, которые накануне –еформации, после изобретени€ √уттенберга (1455г.) быстро распростран€лись в ≈вропе. Ќаписанна€ художником в стиле безжалостной сатиры картина Ђ орабль дураковї, была €вно написана под вли€нием одноименного произведени€ —ебасть€на Ѕранта (1494 г.), а Ђ¬идени€ “унгдалаї (1484 г) послужили мотивом к написанию работы Ђ¬идение загробного мираї

»сследователи творчества Ѕосха нашли повтор€ющиес€ таинственные символы в его картинах: лестница символизировала половой акт, отрезанна€ нога - увечь€ или пытки, ключ Ч половой орган, стрела Ч зло, сова Ч символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного, перевЄрнута€ воронка Ч мошенничество или ложна€ мудрость, черные птицы Ч грех.

¬ Ќидерландах художник приобрел своего последовател€ другого известного мастера, его современника - яна ћандейна. Ѕосх оказал сильное вли€ние и на ѕитера Ѕрейгел€ —таршего, а Ћукас  ранах —тарший - художник немецкого ¬озрождени€, во врем€ поездки по Ќидерландам в 1509 году копировал алтарь мастера Ђ—трашный судї. »ероним Ѕосх, попул€рный в XVI-XVII веках, был почти забыт в XVIII веке. »нтерес к его удивительному творчеству вновь вспыхнул лишь в XX столетии, в эпоху по€влени€ сюрреализма, в эпоху испанца —альвадора ƒали и норвежца Ёдварда ћунка.

—порный мир »еронима Ѕосха с его фантастикой абсурда, алогизма, зрительной неустойчивости и парадоксальным сочетанием форм так и остаетс€ неразрешенной загадкой. —амые выдающиес€ искусствоведы, толкователи его творчества продолжают споры по поводу трактовки его произведений. ѕримечательно в этом смысле высказывание испанского монаха ’осе де —игуенса: Ђ–азница между работами этого человека и работами других художников заключаетс€ в том, что другие стараютс€ изобразить людей такими, как они выгл€д€т снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутриї.

Ќесмотр€ на то, что творчество великого мастера одними принимаетс€ с восторгом, а у других вызывает отвращение, »ероним Ѕосх зан€л достойное место в истории мировой духовной культуры.


spe
¬ладислав „ерных

ƒа, теперь уж никто не скажет - употребл€л Ѕосх вещества, "расшир€ющие сознание", или нет, но в голове у него творилось нечто своеобразное ))). ¬ообще-то есть гипотеза, что —редние века прошли под знаком тотального отравлени€ спорыньей, нарушающей серотониновый баланс и порой привод€щей к галлюцинаци€м. «ато мы имеем возможность любоватьс€ гениальным безумием...

top
Halida Rojkova

ќчень правильный термин - "гениальное безумие"! отлична€ работа, ≈вгений!

mas
ћарк Ѕлау

ќдин из моих любимых художников. «а что люблю, объ€снить затрудн€юсь (спасибо, ≈вгений, за хорошую статью), но нравитс€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+