icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Культура и искусство

Не пробовали разгадать тайны и загадки Иеронима Босха?

  • 915
  • 6

Не пробовали разгадать тайны и загадки Иеронима Босха?

Ж
Живопись, как и музыка, необъяснимым образом оказывает влияние на наш духовный мир. Подспудно мы испытываем особое наслаждение любуясь талантливыми творениями, слушая музыкальное произведение. Одни застывают как завороженные у полотна мастера, другие наслаждаются неповторимой гаммой цветов, третьи восторгаются композицией и сюжетом. Но всякий раз, вглядываясь в зримые образы застывшего времени, мы пытаемся понять то, что хотел донести до нас мастер из глубины веков, какое послание хотел он хотел отправить в будущее. Одни работы с ясным незамысловатым сюжетом, другие требуют от зрителя мысленного погружения в ту эпоху, в которой жил и творил художник.

Одним из самых загадочных и таинственных художников прошлого является великий голландский живописец Иероним Босх. Настоящее имя мастера - Иеронимус Антонисзон ван Акен. Исследователи жизни мастера считают, что он подписывал свои работы коротким именем Босх по сокращенному названию своего родного города - Хертогенбос - Den Bosch. Дата его рождения точно не установлена. Одни утверждают, что это 1450 год, другие на десятилетие позже - 1460. Он был потомственным художником и никакого специального образования не получил. Утверждают, что Иероним всю свою жизнь прожил в своем родном городе и не оставил ни одного своего портрета, в том числе жены или родственников.Его жизнь окутана тайной, известно только, что он женился на девушке из богатой купеческой семьи, которую знал с детства. Единственным достоверным источником являются счетные записи в книге Братства Девы Марии (Богоматери), с которым была связана вся его семья.

Некоторые исследователи считают, что Босх кроме живописи занимался астрологией, алхимией, оккультными науками, спиритизмом и употреблял галлюциногены. Отсюда якобы в его живописи такие сюрреалистические образы, жуткие сцены и беспощадная сатира. Но прямых доказательств этого нет. По книгам Братства ясно, что Босх вступил в него в 1484 году. Через 2 года он становится «почетным членом», а с 1498 года председателем. Братство Богоматери занималось благотворительностью и Босх будучи весьма состоятельным членом выделял на это немалые средства. Последняя запись в книге с упоминанием художника датируется 9 августа 1516 года - временем его смерти.

Сегодня в различных музеях мира насчитывается 35 его произведений, некоторые из них считаются копиями утерянных картин мастера. Начавшаяся после его смерти Реформация, нанесла огромный урон нидерландской живописи и скульптуре. Часть работ мастера бесследно исчезли в период иконоборчества. В городском архиве сохранились записи из которых следует, что Иероним Босх выполнял многочисленные заказы Братства на эскизы витражей, распятий и паникадил. Тот факт, что художник был активным членом Братства девы Марии начисто отметает предположения о его принадлежности к одной из еретических сект, которых было немало в Нидерландах.

Его заказчиками были весьма почитаемые особы: «Страшный суд» заказал герцог Бургундии Филип I Красивый. Самый знаменитый шедевр голландского мастера «Сад земных наслаждений» хранилась у Генриха III. В спальной Филиппа II - короля Испании, ненавидевшего еретиков, висела картина «Семь смертных грехов». Многие работы Босха выполнены в виде триптиха (складни), которыми украшались соборы, но назвать их иконами трудно, так как они, хотя и содержали библейские мотивы, были наполнены светским содержанием.

Любая работа мастера приковывает внимание зрителя обилием сюжетов и персонажей. Можно провести десятки часов, чтобы приблизиться к пониманию изобразительной интриги. В одном месте он выступает против полифонической музыки, широко применяемой в церковном богослужении, в другом осуждает разврат и распущенность, в третьем мы видим предупреждение о страшном суде, смерти и аде. В целом, творчество нидерландского гения, тайна его произведений и состоит в осуждении тотальной греховности человека и мира. В этом он солидарен с трактатом папы Иннокентия III «О презрении к миру и ничтожестве человека».

Не исключено что творчество Босха питали и книги, которые накануне Реформации, после изобретения Гуттенберга (1455г.) быстро распространялись в Европе. Написанная художником в стиле безжалостной сатиры картина «Корабль дураков», была явно написана под влиянием одноименного произведения Себастьяна Бранта (1494 г.), а «Видения Тунгдала» (1484 г) послужили мотивом к написанию работы «Видение загробного мира»

Исследователи творчества Босха нашли повторяющиеся таинственные символы в его картинах: лестница символизировала половой акт, отрезанная нога - увечья или пытки, ключ — половой орган, стрела — зло, сова — символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного, перевёрнутая воронка — мошенничество или ложная мудрость, черные птицы — грех.

В Нидерландах художник приобрел своего последователя другого известного мастера, его современника - Яна Мандейна. Босх оказал сильное влияние и на Питера Брейгеля Старшего, а Лукас Кранах Старший - художник немецкого Возрождения, во время поездки по Нидерландам в 1509 году копировал алтарь мастера «Страшный суд». Иероним Босх, популярный в XVI-XVII веках, был почти забыт в XVIII веке. Интерес к его удивительному творчеству вновь вспыхнул лишь в XX столетии, в эпоху появления сюрреализма, в эпоху испанца Сальвадора Дали и норвежца Эдварда Мунка.

Спорный мир Иеронима Босха с его фантастикой абсурда, алогизма, зрительной неустойчивости и парадоксальным сочетанием форм так и остается неразрешенной загадкой. Самые выдающиеся искусствоведы, толкователи его творчества продолжают споры по поводу трактовки его произведений. Примечательно в этом смысле высказывание испанского монаха Хосе де Сигуенса: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

Несмотря на то, что творчество великого мастера одними принимается с восторгом, а у других вызывает отвращение, Иероним Босх занял достойное место в истории мировой духовной культуры.

spe
Владислав Черных

Да, теперь уж никто не скажет - употреблял Босх вещества, "расширяющие сознание", или нет, но в голове у него творилось нечто своеобразное ))). Вообще-то есть гипотеза, что Средние века прошли под знаком тотального отравления спорыньей, нарушающей серотониновый баланс и порой приводящей к галлюцинациям. Зато мы имеем возможность любоваться гениальным безумием...

top
Halida Rojkova

Очень правильный термин - "гениальное безумие"! отличная работа, Евгений!

mas
Марк Блау

Один из моих любимых художников. За что люблю, объяснить затрудняюсь (спасибо, Евгений, за хорошую статью), но нравится.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+