Особенно гигантский размах эти события обрели в Бельгии, Германии, Северной Италии, Британии, Нидерландах и Франции.
Десятки тысяч человек потеряли жизнь, миллионы подверглись арестам, допросам и пыткам, стали объектами ненависти, терзались чувствами вины и страха. Как могло начаться это безумие?
5 декабря 1484 года Папа Иннокентий 8 издал буллу, в которой гневно осудил колдовство и призвал Святую Церковь поднять карающий меч, дабы обратить еретиков на путь истинной веры и не дать сбиться с него другим.
Вот тут на сцену вышла Святая инквизиция – порождение Римско-католической церкви 13 века.
Для борьбы с дьявольскими происками назначаются два инквизитора: Якоб Шпренгер и Генрих Крамер (Генрикус Инститор). Совместными усилиями эти двое пишут книгу, которая впоследствии становится одним из самых кровавых памятников человечества – «Молот Ведьм».
В книге были собраны различные легенды о ведьмах, фольклорные сказки, а так же теологические и юридические аргументы, объяснявшие всю глубину вреда, наносимого ведьмами добрым людям. Этот самый мрачный из всех трудов по демонологии стал общеобязательным кодексом, открывшим шлюзы ведьмовской истерии настолько широко, насколько вообще можно это себе представить.
При этом, техническое новшество – печатный станок, - активно поспособствовал данному факту, истерия достигла даже американского континента. На свежеотпечатанных страницах содержались весьма полезные сведения, как распознать ведьму и уничтожить её. Католики и протестанты восприняли появление этой книги, как руководство к прямым действиям, стремясь воплотить библейское указание: «Не оставляй ворожей в живых!» (Исход. 22,18). И понеслось! Началась массовая охота на ведьм.
Данное руководство переиздавалось аж 15 раз до 1520 года, затем – ещё 16 изданий между 1574 и 1669 годами, и это только немецких изданий! А было ещё 11 французских, минимум 12 итальянских и несколько английских. Представляете себе поток подобных указаний и руководств?!
Причём, особых доказательств для того, чтобы обвинить кого-либо в колдовстве даже и не требовалось! Само неверие в колдовство уже являлось ересью. В Библии напрямую говориться, что ведьмы есть, следовательно, любой, кто усомнился в тексте Священного писания, точно – еретик. Форма отречения от ереси или клятва звучала так: «Я клятвенно отрицаю ту ересь, то неверие, которое неверно и является ложью, в утверждении своём, что на Божьей земле не существует ведьм!» Колдовство стало на полном серьёзе рассматриваться, как высшая форма измены христианскому долгу.
Задача инквизиторского суда сводилась исключительно к тому, чтобы добиться от обвиняемого признания с помощью убеждений, давления или, если обвиняемый упорствует в своих грехах, с помощью силы (читай: пыток). Пытки были не просто распространены повсеместно, они были изощрены и продолжительны. Преследуя благую цель - раскаяние и спасение души заблудших овец Господа, инквизиторы, словно истерично соревновались друг с другом в садистских наклонностях.
Опасность от таких «святых отцов» грозила всем без исключения: бедным и богатым, знатным и простолюдинам, мужчинам и женщинам, детям и даже животным. Но, не смотря на кажущееся равноправие в выборе жертвы, чаще всего ею становилась всё-таки женщина. Среди обвиняемых 70% составляли именно они, зачастую беззащитные и почти нищие.
Сама книга состоит из трёх частей. Первая часть полностью просвещенна глубокому осознанию необходимости уничтожения гнусного колдовства, недопустимости поклонения Дьяволу.
Вторая часть наставлений состоит непосредственно из описаний, действий, которые совершают ведьмы и противодействие им. Например: сексуальные отношения, перемещения, превращения, лигатура, порча скота и урожая, вызывание грозы и бури, и вообще широкий спектр чародейств и зловредных действий, причиняемых ведьмами.
Особенно досталось в этой главе женщинам-знахаркам.
Знахаркам вменялось в вину их собирание трав до восхода или после заката солнца, излечивание людей с помощью составленных ими снадобий (то, что сейчас мы называем фитотерапией или народными средствами). Всё это называлось «скверным и заслуживающим порицания образом жизни», поэтому возможность исцеления ими других людей дан этим женщинам не Богом, которым Он иногда награждает некоторых, вследствие святости и праведности их жизни.
Было особо указано, что эти женщины обычно одиноки, преданы суеверным обрядам, уличены в прелюбодеянии, имеют преклонный возраст, рождены вне союза, освещённого церковью. Можно сказать, что их матери - наши матери-одиночки. В то время их сочли бы прелюбодейками и, скорее всего, ведьмами.
К знахаркам-колдуньям причислялись так же повивальные бабки. Более того, эти считались превосходящими по своим преступным деяниям всех остальных ведьм! Надо сказать, что количество повитух было столь велико, что не было ни одной деревни, где их не проживало бы одновременно 2-3!
Маленький нюанс: повитуха не считалась априори ведьмой, если приносила присягу и выкупала себе патент на занятие своей деятельностью.
Подозрения в колдовстве падают так же на женщин, которые «возбуждают к себе необычно стойкую любовь, либо ненависть, однако, не нанося иного вреда скоту или урожаю». Здесь даже расшифровывать ничего не надо! Если в тебе горит искорка, то вокруг тебя может разгореться настоящее пламя!
Аргументы, на которые опирается этот постулат смерти, с точки зрения нормального человека, вообще лишены какой-либо логики и здравого смысла.
Читаем: слово «женщина» (femina) происходит от двух слов: «feru» - вера и «minus» (не требует перевода). Согласно такой логике, женщина виновна уже потому, что она – женщина.
Показания против ведьмы заслушивались от любого человека, даже от тех, кто был уличён ранее в лжесвидетельстве суду и даже от тех, кто сам был отлучён от церкви. Имена таких свидетелей не оглашались, их (свидетелей) охраняли от магических воздействий ведьмы и от мести родственников со стороны оной.
- Мы запрещаем поимённое упоминание обвинителей и свидетелей, участвующих в процессе против ереси, дабы защитить их от колдовских воздействий тех, против которых ведётся дознание.
Очень, знаете ли, удобно!
Что бы попасть в лапы инквизиторов, зачастую было достаточно просто даже ничего и не делать. Поругался с торговкой на рынке, пока шёл домой, попал под холодный дождь, застудил лицевой нерв, лицо перекосило. Ясно, торговка на рынке – ведьма! Пошёл, поклёп накропал, сиди и жди, когда твоя обидчица с рынка запылает на костре. Ты удовлетворил свою жажду мести, дружок? Теперь жди, когда придут за тобой!
Система доносов приобрела характер лесного пожара.
Дознание проходило так же в три этапа:
1. Увещевание. Священник вёл с обвиняемой долгие беседы, объяснял её всю глубину её грехопадения, призывал вернуться в лоно истинной церкви, раскаяться и взойти на костёр счастливой от осознания того, что душа её спасена.
2. Если обвиняемая упорствовала в своём заблуждении, священник мог приступать к умеренным пыткам. Цель – доказать самой обвиняемой, что она, таки- ведьма. Самое простое – связать и бросить в реку. Если утонула, значит была действительно невиновна, простите. Если осталась на поверхности, переходим к пыткам посерьёзнее. Можно ещё взвесить. Малый вес – отличное доказательство причастности к тайным искусствам! Очень распространенным испытанием были прикладывание раскалённого железа и питиё кипятка.
3. Если *умеренно пытаемая* (как дико это звучит!) продолжала запираться, то судья обязан был приступить к допросу под усиленными пытками.
Я не хочу даже описывать все ужасы, которым подвергали несчастных палачи, даже читать это страшно, а пересказывать – нет сил. Приведу лишь одну фразу из самой книги, чтобы всё стало предельно ясно: «При пытках ведьм для дознания правды нужно прилагать столь же большое и даже большее усердие, как при изгнании бесов из одержимого.»
А вот и отчёт некого инквизитора из Комо (чудный городок в Ломбардии, рядом с живописнейшим озером, в обрамлении Итальянских Альп!), сообщающий с гордостью о том, что в этом городе за один только 1485 год он отправил на костёр 41 ведьму, предварительно сбрив все волосы на их теле, в поисках клейма Дьявола. Основой для обвинительного заключения послужила дурная молва. Женщины, которые не уличены в очевидном преступлении, не дававшие показания против себя, достаточно было того, что о них «ходит дурная молва», были приговорены к смерти через сожжение!
Если же ведьма всё-таки раскаялась, но сделала это не из любви к истине, а лишь из-за страха перед огнём, следовало проявить к ней снисхождение, и, следуя заповеди милосердия, всего лишь замуровать. Пожизненно.
Как мы видим, шансов остаться в живых, после проведения подобного следствия, просто не оставалось.
Из исторических хроник мы видим, что расцвет инквизиции и почитание особого искусства палача приходится на 16-17 века. Нет ни одного, даже самого стойкого физически и духовно человека, который под натиском многодневных пыток, боли, издевательств и унижений, не оговаривал бы себя и других для того, чтобы прекратить этот ужас!
Зачем, зачем это всё было нужно? В чём была истинная цель подобных нечеловеческих истязаний? Неужели действительно в поисках ведьм? Конечно, нет!
Как во все века, цель была завуалирована от обычных смертных, цель – отвлечь людей от важных событий и реалий вокруг них, для устрашения, а порой и откровенного глумления. В войнах, эпидемиях, голоде необходимо было найти виновных. А при массовой истерии это самое простое дело! Любой человек, который хоть как-то выделяется из общей серой массы, который неугоден сложившемуся социуму, привлекал к себе пристальное внимание инквизиции. Обвинить – дело не хитрое, добыть доказательство, имея палача-профессионала, - вообще пустячок!
Рост кол-ва процессов, их ускорение находятся в прямой зависимости повышения доходов преследователей и созданию дополнительного стимула к «охоте».
Период «охоты на ведьм» принято относить к заблуждениям мрачного средневековья. Так ли это? Разгар массовых гонений на инакомыслящих, время самых жестоких пыток и уничтожения людей за причастность к другому учению, приходится как раз на начало Нового Времени – 16-17 века. Это время Ньютона, Декарта, Канта, Джордано Бруно. Это века великих открытий человечества и научных революций. А рядом – не менее грандиозные пылающие костры и пытки. И нередко судьи процесса инквизиции – профессора известных университетов.
Вы знаете, почему Джордано Бруно, сожжённый на костре за ересь в 1600 году, не кричал? Он был всего лишь человек, он не мог быть настолько нечувствительным к боли или терпеливым в вере, чтобы не кричать.
Человеку, который однажды сказал о себе:
- Там обо мне будут судить верно, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате – честь, не в обжорстве – роскошь, не в богатстве – величие, не в злобе – благоразумие, не в предательстве – любезность, не в обмане – осторожность, не в притворстве – умение жить, не в тирании – справедливость, не в насилии – суд!!!
Такому вот человеку вогнали в глотку (так и есть!) специальный кляп. Трубка этого кляпа входила в глотку, а два острых шипа пронзали язык, пригвождая его к подбородку, и вонзались в нёбо. Такая конструкция напрочь лишала человека возможности издавать какие-либо звуки. Его лишили возможности даже прочитать молитву!
Охоту на ведьм одобряли правительства не только католических, но и протестантских стран, причём протестантские власти, порой, отличались даже большей жестокостью. Но в те века разум всё-таки возобладал. В 1631 году иезуитский священник Фридрих Шпее, сам сопроводивший несколько сот ведьм на костёр, робко заметил, что если гонения будут продолжаться в том же темпе, то страны просто опустеют. К тому же, добавил он, из всех, казнённых лично им ведьм, лишь немногие были действительно виновны. После его заявления многие врачи сделали признания, что различные припадки у психически нездоровых людей, вызываются не демоническими влияниями, а являются следствием болезни. Количество судебных процессов над обвинёнными в колдовстве начало сокращаться, а к концу 17 века практически сошло на нет.
Да, конечно, Папа Римский Иоанн Павел II публично, на площади, просил прощения за *перегибы на местах*, то есть за грехи Католической церкви в период инквизиции. Но, до отрицания человечеством любого насилия ради достижения какой-либо цели, надругательства и унижения личности для потешания своего эго, ещё очень и очень далеко.
Возведение какого-либо умозаключительного принципа в абсолют много раз повторялось в истории человечества. Торжества этого принципа добиваются любой ценой, а потом его победу рассматривают, как торжество единственно правильного принципа справедливости и блага для всех живущих. Сейчас, конечно, вряд ли запылают костры инквизиции, сейчас век новых технологий. Мягких и привлекательных для обывателя. Аккуратисты, блин! А если и бомбят, так это исключительно в целях сохранения прав и свобод людей, живущих на разбомбленных территориях и погибающих там же под бомбёжками. Получают в ответ террор и демографическую экспансию. Удивляются.
Боюсь, что скоро опять поднимется Молот Ведьм.
Поэтому: «Пепел Клааса стучит в моё сердце!» - и нет мне покоя!