icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

Ћюбите музыку јльфреда Ўнитке?

  • 769
  • 11

Ћюбите музыку јльфреда Ўнитке?

«
«натоки и истинные любители симфонической музыки непременно скажут: Ђ„тобы любить произведени€ Ўнитке, их, прежде всего, нужно понимать. ј дл€ этого необходимо обладать высокой музыкальной культурой. Ёта музыка сложна и непон€тна большинству слушателейї. Ћюбители кино пожмут плечами: Ђ„то непон€тного в музыке к кинофильмам Ђ¬ызываем огонь на себ€ї, ЂЅелорусский вокзалї или Ђјгони€ї?

ƒелаем вывод: Ўнитке, как и положено гению, у каждого свой.

“ак кто же такой Ўнитке?

  • √ениальный композитор, по-своему интерпретировавший музыку, которую Ђнебеса посылали ему в дарї.
  • «амечательный педагог, щедро делившийс€ своими знани€ми.
  • ћузыковед, чьи работы стали настольными книгами дл€ многих поколений музыкантов. Ёто классика советского и мирового музыкознани€.
  • Ќоватор, восхитивший весь мир своей полистилистикой.

ѕолное им€ композитора Ц јльфред √арриевич Ўнитке. ≈го родители жили в небольшом городе Ёнгельсе, в 1934 году здесь родилс€ будущий композитор. –еспублика немцев ѕоволжь€ просуществовала недолго: как только началась война, последовало насильственное переселение в глубь страны. √арри Ўнитке сумел доказать, что в нем течет не только немецка€, но и еврейска€ кровь, и потому вместо ссылки его место на фронте. ѕереводчика Ўнитке ценили и после войны оставили на службе в ¬ене. “уда же ему разрешили вызвать семью. Ђ—толица европейской музыкиї пробудила у будущего композитора осознанное желание заниматьс€ музыкой. —начала аккордеон (причем, изученный јльфредом самосто€тельно), потом фортепь€но под руководством известной пианистки Ў. –убер. ѕервые робкие шаги в сочинении музыки тоже были сделаны в ¬ене.

„ерез два года семь€ Ўнитке возвратилась в —оюз. јльфреду удалось закончить общеобразовательную школу, а вот уроков игры на фортепь€но у него больше не было. «ато ему предложили научитьс€ игре на контрабасе. Ўнитке на нем играть не хотел, так что зан€ти€ в музыкальной школе пришлось прекратить. јльфред много занималс€, но самосто€тельно, а потому бессистемно.  ниги по теории и форме, гармонии и основам оркестра были сложны дл€ воспри€ти€, но Ўнитке был упорен и продолжал заниматьс€ самообразованием. ѕотом он сумел поступить в музыкальное училище, и это, несмотр€ на то, что его музыкальна€ подготовка была совсем не систематической и составл€ла всего два года.

ћечтой стало поступление в консерваторию. ƒл€ этого пришлось брать частные уроки. ћечта сбылась, и началась увлекательнейша€ учеба. ѕреподаватели Ц лучшие из лучших, друзь€ Ц талантливейшие люди, настроение Ц знать все и еще больше, учитьс€ всему новому и писать музыку. јльфред Ўнитке считалс€ одним из лучших студентов на курсе, но порой его педагогов пугал пока еще непон€тный им €зык его музыки. Ѕыло в нем что-то революционное, будоражащее и непривычное слуху. јльфред писал много, работал с упоением, причем, в разных жанрах Ц за романсами последовала симфони€, потом сюита и концерт дл€ скрипки с оркестром.

ƒл€ дипломной работы Ўнитке написал ораторию ЂЌагасакиї. ќ чем произведение, видно из названи€. ¬ 1958 году мир еще пребывал в шоке от атомной бомбардировки €понских городов. ћолодому композитору удалось передать ужас, который пережили люди, скорбь о погибших и отча€ние оставшихс€ в живых. ќратори€ произвела впечатление, о Ўнитке заговорили, рецензии в прессе были очень благожелательные, искренние и восторженные.

 омпозитор много работает, в его активе уже несколько больших музыкальных сочинений и отлично написанных статей о композиторах, об их технике, о проблемах оркестра, есть и научные работы по теории музыки.   тому же он начал преподавать. ќдиннадцать лет он читал лекции студентам консерватории. ¬ начале шестидес€тых годов начал окончательно формироватьс€ авангардный характер произведений композитора. ≈го не запрещают, но и залы дл€ официальных концертов не предоставл€ют. ѕризнанные мэтры советской музыки и чиновники из министерства культуры не понимают, почему Ўнитке тратит свой талант на поиски чего-то нового. ¬едь у него так замечательно получаютс€ строго регламентированные и стройно организованные произведени€.

ј композитор мечтает о свободе от технических догм Ц он не считает их об€зательными дл€ себ€. ƒл€ Ўнитке серийна€ техника Ц это всего лишь выразительное средство. »спользу€ его, он воплощает свой художественный замысел, но эта техника дл€ него вовсе не €вл€етс€ об€зательной, она используетс€ свободно и непринужденно, и потому звучит так гармонично.

“ак јльфред Ўнитке пришел сначала к пониманию, а потом и к воплощению главного принципа своей музыки. Ёто было идеальное сочетание музыки разных стилей (желательно, даже контрастных) в одном произведении. “акое сочетание было названо полистилистикой.

ѕервым полностью написанным в таком ключе произведением стала Ђ—еренада дл€ скрипки, кларнета, контрабаса, фортепь€но и ударныхї. ¬от уж где можно найти вальс, переход€щий в фокстрот, потом в джаз, тут же узнать польку и музыку из попул€рного кинофильма. Ќезабываемое впечатление! Ќасто€щий авангард, кстати, не всеми пон€тый и прин€тый. ѕрофессионалы были шокированы, публика требовала исполнени€ на бис.

ѕотом, где-то в середине семидес€тых, произведени€ Ўнитке станов€тс€ иными Ц тихими, медитативными, простыми и очень камерными. ƒостаточно послушать Ђ–еквием дл€ солистов, смешанного хора и инструментального ансамбл€ї, чтобы пон€ть, как сильно изменилс€ и духовно вырос композитор. Ёто были Ђпоиски Ѕога в себе и в миреї, осознанное обращение к православию. ≈го путь к вере был долгим и мучительно трудным. ¬ 1983 году Ўнитке прин€л крещение. „ерез год публика будет до слез тронута его „етвертой симфонией, посв€щенной жизни »исуса ’риста. ќсновна€ иде€ произведени€ Ц мирное сосуществование людей разных конфессий и попытка донести до сознани€ человечества мысль о том, что Ѕог один, а значит, делить нечего и воевать друг с другом незачем.

Ќаступили 80-90-е годы, они принесли јльфреду Ўнитке мировую славу. ≈го музыка востребована, его произведени€ исполн€ют лучшие оркестры мира, она звучит в самых престижных концертных залах планеты. Ќа –одине ему дали √осударственную премию и звание заслуженного де€тел€ искусств. ¬ ≈вропе устраивали фестивали его музыки, писали о нем монографии и наперебой предлагали гражданство. Ўнитке выбрал √ерманию, там преподавал и писал музыку, работал на износ, хот€ уже успел пережить первый инсульт.

–езультат Ц через год после переезда, в 1992 году, он получает второй инсульт, долго восстанавливаетс€, но мен€ть ритм жизни категорически отказываетс€. ѕишет так, как будто боитс€ не успеть. “ри оперы, две симфонии и несколько небольших произведений. √лавна€ тема этого периода Ц это пришедшее к нему во врем€ болезни осознание того, что врем€ бесконечно, а жизнь человека коротка; духовность бессмертна, она останетс€ в веках, а человек смертен, его век отмерен, и сроки пересмотру не подлежат.

—лава Ўнитке становитс€ поистине мировой. Ќаграды. ‘естивали.  онцерты по всему миру. Ёто триумф. јльфреду Ўнитке шестьдес€т, но юбилейные торжества проход€т без его участи€ Ц третий инсульт. Ќеверо€тно, но композитор сумел оправитьс€ и даже через несколько мес€цев продолжить работу над своим последним (к сожалению, незаконченным) произведением Ц ƒев€той симфонией. “ретьего августа 1998 года јльфреда Ўнитке не стало.

Ћюбите ли вы его музыку? ѕонимаете ли вы сложную и контрастную драматургию его произведений? Ќравитс€ ли вам знаменита€ экспресси€, присуща€ его творени€м? „то слышите вы в музыке, созданной этим композитором?

Ќе отвечайте, не надо. ѕросто слушайте эту великую музыку. —лушайте сердцем и душой, и вам откроетс€ удивительным мир Ц мир музыки јльфреда Ўнитке


spe
¬ладислав „ерных

”говорили, ’алида, не буду отвечать ))) Ќе име€ ни слуха, ни голоса, мне оценить его трудно. –аз говор€т, что гений - пусть будет. «р€ он, что ли, так старалс€?

top
Halida Rojkova

ћузыка Ўнитке удивл€ет, поражает, иногда возмущает, но никого не оставл€ет равнодушным. —пасибо, ¬ладислав и Ћариса за комментарии!

pro
Ќадежда  ћаслова

ƒовелось как-то слушать что-то из его авангардных произведений.   сожалению, € отношусь к непонимающему большинству. ћожет быть нужно больше слушать, чтобы научитьс€ понимать.

top
Halida Rojkova

Ќадежда, скорее всего, Ўнитке - не ¬аш композитор. —лушать стоит только то, что нравитс€: усили€, потраченные на то, что душе неугодно, - напрасно потраченное врем€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+