Делаем вывод: Шнитке, как и положено гению, у каждого свой.
Так кто же такой Шнитке?
- Гениальный композитор, по-своему интерпретировавший музыку, которую «небеса посылали ему в дар».
- Замечательный педагог, щедро делившийся своими знаниями.
- Музыковед, чьи работы стали настольными книгами для многих поколений музыкантов. Это классика советского и мирового музыкознания.
- Новатор, восхитивший весь мир своей полистилистикой.
Полное имя композитора – Альфред Гарриевич Шнитке. Его родители жили в небольшом городе Энгельсе, в 1934 году здесь родился будущий композитор. Республика немцев Поволжья просуществовала недолго: как только началась война, последовало насильственное переселение в глубь страны. Гарри Шнитке сумел доказать, что в нем течет не только немецкая, но и еврейская кровь, и потому вместо ссылки его место на фронте. Переводчика Шнитке ценили и после войны оставили на службе в Вене. Туда же ему разрешили вызвать семью. «Столица европейской музыки» пробудила у будущего композитора осознанное желание заниматься музыкой. Сначала аккордеон (причем, изученный Альфредом самостоятельно), потом фортепьяно под руководством известной пианистки Ш. Рубер. Первые робкие шаги в сочинении музыки тоже были сделаны в Вене.
Через два года семья Шнитке возвратилась в Союз. Альфреду удалось закончить общеобразовательную школу, а вот уроков игры на фортепьяно у него больше не было. Зато ему предложили научиться игре на контрабасе. Шнитке на нем играть не хотел, так что занятия в музыкальной школе пришлось прекратить. Альфред много занимался, но самостоятельно, а потому бессистемно. Книги по теории и форме, гармонии и основам оркестра были сложны для восприятия, но Шнитке был упорен и продолжал заниматься самообразованием. Потом он сумел поступить в музыкальное училище, и это, несмотря на то, что его музыкальная подготовка была совсем не систематической и составляла всего два года.
Мечтой стало поступление в консерваторию. Для этого пришлось брать частные уроки. Мечта сбылась, и началась увлекательнейшая учеба. Преподаватели – лучшие из лучших, друзья – талантливейшие люди, настроение – знать все и еще больше, учиться всему новому и писать музыку. Альфред Шнитке считался одним из лучших студентов на курсе, но порой его педагогов пугал пока еще непонятный им язык его музыки. Было в нем что-то революционное, будоражащее и непривычное слуху. Альфред писал много, работал с упоением, причем, в разных жанрах – за романсами последовала симфония, потом сюита и концерт для скрипки с оркестром.
Для дипломной работы Шнитке написал ораторию «Нагасаки». О чем произведение, видно из названия. В 1958 году мир еще пребывал в шоке от атомной бомбардировки японских городов. Молодому композитору удалось передать ужас, который пережили люди, скорбь о погибших и отчаяние оставшихся в живых. Оратория произвела впечатление, о Шнитке заговорили, рецензии в прессе были очень благожелательные, искренние и восторженные.
Композитор много работает, в его активе уже несколько больших музыкальных сочинений и отлично написанных статей о композиторах, об их технике, о проблемах оркестра, есть и научные работы по теории музыки. К тому же он начал преподавать. Одиннадцать лет он читал лекции студентам консерватории. В начале шестидесятых годов начал окончательно формироваться авангардный характер произведений композитора. Его не запрещают, но и залы для официальных концертов не предоставляют. Признанные мэтры советской музыки и чиновники из министерства культуры не понимают, почему Шнитке тратит свой талант на поиски чего-то нового. Ведь у него так замечательно получаются строго регламентированные и стройно организованные произведения.
А композитор мечтает о свободе от технических догм – он не считает их обязательными для себя. Для Шнитке серийная техника – это всего лишь выразительное средство. Используя его, он воплощает свой художественный замысел, но эта техника для него вовсе не является обязательной, она используется свободно и непринужденно, и потому звучит так гармонично.
Так Альфред Шнитке пришел сначала к пониманию, а потом и к воплощению главного принципа своей музыки. Это было идеальное сочетание музыки разных стилей (желательно, даже контрастных) в одном произведении. Такое сочетание было названо полистилистикой.
Первым полностью написанным в таком ключе произведением стала «Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепьяно и ударных». Вот уж где можно найти вальс, переходящий в фокстрот, потом в джаз, тут же узнать польку и музыку из популярного кинофильма. Незабываемое впечатление! Настоящий авангард, кстати, не всеми понятый и принятый. Профессионалы были шокированы, публика требовала исполнения на бис.
Потом, где-то в середине семидесятых, произведения Шнитке становятся иными – тихими, медитативными, простыми и очень камерными. Достаточно послушать «Реквием для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля», чтобы понять, как сильно изменился и духовно вырос композитор. Это были «поиски Бога в себе и в мире», осознанное обращение к православию. Его путь к вере был долгим и мучительно трудным. В 1983 году Шнитке принял крещение. Через год публика будет до слез тронута его Четвертой симфонией, посвященной жизни Иисуса Христа. Основная идея произведения – мирное сосуществование людей разных конфессий и попытка донести до сознания человечества мысль о том, что Бог один, а значит, делить нечего и воевать друг с другом незачем.
Наступили 80-90-е годы, они принесли Альфреду Шнитке мировую славу. Его музыка востребована, его произведения исполняют лучшие оркестры мира, она звучит в самых престижных концертных залах планеты. На Родине ему дали Государственную премию и звание заслуженного деятеля искусств. В Европе устраивали фестивали его музыки, писали о нем монографии и наперебой предлагали гражданство. Шнитке выбрал Германию, там преподавал и писал музыку, работал на износ, хотя уже успел пережить первый инсульт.
Результат – через год после переезда, в 1992 году, он получает второй инсульт, долго восстанавливается, но менять ритм жизни категорически отказывается. Пишет так, как будто боится не успеть. Три оперы, две симфонии и несколько небольших произведений. Главная тема этого периода – это пришедшее к нему во время болезни осознание того, что время бесконечно, а жизнь человека коротка; духовность бессмертна, она останется в веках, а человек смертен, его век отмерен, и сроки пересмотру не подлежат.
Слава Шнитке становится поистине мировой. Награды. Фестивали. Концерты по всему миру. Это триумф. Альфреду Шнитке шестьдесят, но юбилейные торжества проходят без его участия – третий инсульт. Невероятно, но композитор сумел оправиться и даже через несколько месяцев продолжить работу над своим последним (к сожалению, незаконченным) произведением – Девятой симфонией. Третьего августа 1998 года Альфреда Шнитке не стало.
Любите ли вы его музыку? Понимаете ли вы сложную и контрастную драматургию его произведений? Нравится ли вам знаменитая экспрессия, присущая его творениям? Что слышите вы в музыке, созданной этим композитором?
Не отвечайте, не надо. Просто слушайте эту великую музыку. Слушайте сердцем и душой, и вам откроется удивительным мир – мир музыки Альфреда Шнитке