icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Лучшие фильмы про Новый Год

  • 6154
  • 5

Лучшие фильмы про Новый Год

О
«Откупори шампанского бутылку и посмотри «Иронию судьбы», – так, перефразируя известные слова А.С.Пушкина, говорят наши соотечественники о встрече Нового года. После выхода этого фильма на экраны в 1975 году он довольно скоро успел войти в разряд «новогодних традиций» – и теперь уже трудно сказать, случилось ли это потому, что фильм полюбился зрителю, или зрители привыкли к нему потому, что хотя бы один телеканал регулярно показывает его под Новый год – но так и ли иначе, сейчас «Ирония судьбы» такой же неизменный атрибут Нового года, как бутылка шампанского или салат «Оливье»… и трудно поверить, что когда-то критика обрушивалась на этот фильм как на «аморальный».

И фильм признания достоин! Без сомнения, фильм этот – кинематографический шедевр. Только гений Э.Рязанова мог создать такую тонкую смесь комедийного с драматическим и даже трагедийным началом. Неповторимое очарование придаёт фильму музыка М.Таривердиева – все эти песни, балансирующие на грани собственно пения и речитатива, с их неизменным минорным наклонением словно выдают режиссёра, «играющего в прятки» со зрителем… да, Э.Рязанов постоянно что-то прячет от нас в этом фильме: за сатирически-карикатурной заставкой о «типовой архитектуре» – пронзительный крик музыкального эпиграфа («О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ!»), за весёлой комедией положений – трагедию одиночества, за новогодним праздником – свою неизменную интонацию «рязановской осени», проходящую красной нитью через все его фильмы (исключая разве что «Гусарскую балладу» и «Приключения итальянцев в России»)… и потому при всём моём преклонении перед этим шедевром именно под Новый год я его предпочитаю не смотреть – мне становится страшно.

Гораздо более праздничным кажется другой фильм того же режиссёра, поставленный в 1956 г. – «Карнавальная ночь». Одна из первых ролей Людмилы Гурченко (и даже те, кто недолюбливает эту актрису, восхищаются ею в «Карнавальной ночи»). Обстановка новогоднего вечера в Доме культуры (артисты, прохаживающиеся между столиками и проч.) была потом реализована в полюбившейся советским зрителям телепередаче «Голубой огонёк». По жанру фильм, пожалуй, можно считать мюзиклом (хот это понятие и не применялось к советскому кинематографу). Первоначально предполагалось сделать фильм своего рода музыкальным представлением без особого сюжета (связующим звеном должен был стать просто просмотр номеров руководством Дока культуры), но такой фильм вряд ли мог кого-то заинтересовать. И вот сюжет родился…

Был ли он оригинальным? Пожалуй, нет… Вспомните многочисленные новогодние спектакли, которые мы все видели в детстве на ёлках – сюжет там всегда один: наступление Нового года под угрозой из-за происков какого-нибудь сказочного злодея (не столько страшного, сколько смешного), но добрые герои всё исправят – Новый год наступит, а «злодей» окажется в дураках (более серьёзной «мести» добрая сказка не знает!). Вот и здесь мы видим такую же новогоднюю сказку «во взрослых декорациях»: в роли гротескного «злодея» – недалёкий бюрократ, желающий «придать вечеру сурьёзный характер»… и осаживают его по всем правилам новогодней сказки – подвергнув осмеянию. Да и как может быть иначе в праздник, когда взрослым хочется хоть на одну ночь стать детьми – надеть маски, покататься с горки (смотрите, в какой восторг приходит от этого столь авторитетный товарищ Телегин!). «Рязановская осень» здесь тоже присутствует – мотив любви двух немолодых людей – достигая своего апогея в сцене романса «Годы далёкие…», здесь осень даже принимает зримый облик – в виде кленовых листочков, украшающих занавес… но не она задаёт тон фильму – «осень» просто кружится в общем калейдоскопе радости и счастья.

Но если «Карнавальная ночь» лишь «играет в сказку», то другой традиционно новогодний фильм – "Чародеи" – действительно сказка, хотя и современная (1982 г., К.Бромберг). Иногда его называют экранизацией повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но это не так (хоть сценарий и написан братьями Стругацкими): из «Понедельника…» взята разве что идея «магического института». И тоже – в основе традиционный сказочный сюжет (спасение героем заколдованной невесты), и тоже – сказка исключительно добрая: пожалуй, единственный отрицательный герой – товарищ Сатанеев – кажется скорее смешным и жалким, чем опасным. И снова – как и в двух предыдущих фильмах – одним из главных действующих лиц становится музыка, на сей раз – музыка Е.Крылатова. Каждая песня – маленький шедевр: отчаянный гимн любви «Представь себе», по-детски светлая «Песня о снежинке», беспощадно глубокая "Подойду я к зеркалу", и конечно – «Три белых коня»… Истинным хранителем сказки во «взрослом мире» выглядит девочка – младшая сестра героя… в её присутствии события фильма кажутся миром, увиденным глазами ребёнка, и при таком взгляде действительно веришь тому, что поётся в финальной песне: «Ведь для радости и счастья нам подарен этот мир!»

Но мы до сих пор говорили о фильмах, рассчитанных в основном на взрослую аудиторию, а ведь Новый год – праздник в первую очередь детский! Детских новогодних фильмов тоже немало, но если уж выбирать, то хотелось бы рассказать о одной из любимых киносказок моего детства – «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975 г., И. Усов и Г. Казанский). Произведение это подчиняется тем же законам, что и новогодние «сказки для взрослых», о которых мы только что говорили – и этот фильм насыщен музыкой (Г.Гладков), и здесь приходится спасать Новый год (на сей раз – в лице Снегурочки), и здесь мы наблюдаем слияние мира фольклора и мира современности, которое здесь достигает предела: лесная нечисть – Баба-Яга, Леший и несравненный кот Матвей, блестяще сыгранный М.Боярским – организуют вокально-инструментальный ансамбль «Дикие гитары», причём гитара кота Матвея точь-в точь такая же, как у Пола Маккартни, и играет он так же (как левша)… простим этот невинный выпад против Запада – и присмотримся повнимательней к героям, которым надлежит спасти мир. Кто они?

Не по годам образованный юный «материалист» Витя – и верящая в сказки девочка Маша… две противоположности. Но выполнить свою миссию они могут только в единстве – только когда мужской разум современности сливается с женской древней мудростью, хранимой сказкой, человечество может что-то сделать. И даже непримиримому Вите приходится понять: «Чтоб могли на Марс летать люди без опаски, с детства учимся мечтать мы у старой сказки!»

И ведь именно для этого и нужен новогодний праздник – чтобы помечтать! И наши старые добрые киносказки нам в этом помогут.

deb
Марина Уденцова

Ой, Елена, так хорошо, так здорово, так по новогоднему....опять молодец!+

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+