Лес относительно мира человека – пространство внешнее, потустороннее, поэтому в облике лешего подчёркивается инородность, чуждость: одежда у него запахнута не так, как обычно носят мужчины, а в противоположную сторону, лапти надеты не на ту ногу, чаще всего он ходит без пояса – тоже деталь, намекающая на «потустороннюю природу, пояс ведь был своего рода оберегом, «отделяющим» человека от враждебного внешнего мира, и потому магические обряды, предполагающие контакт с потусторонним миром, совершались без пояса (вспомните пушкинскую Татьяну, которая перед святочным гаданием снимает «поясок шелковый») – следовательно, существо, которое само принадлежит к потустороннему миру, пояс носить не может.
Впрочем, облик лешего – дело тёмное: кто-то видел его великаном выше деревьев, кто-то – маленьким человечком, спрятавшимся в траве, кто-то утверждает, что он вообще не носит одежды и весь покрыт шерстью, кто-то считает, что леший не способен говорить (разве что кричат, пугая людей в лесу) – кто-то даже разговаривал с ним… Единственное, в чём все сходятся – это глаза: зелёные, светящиеся в темноте леса. Бровей и ресниц у лешего нет, а волосы либо серо-зелёные, либо седые («Потому я сед, что я чёртов дед», – замечает леший в одной сказке). Вероятно, он умеет менять облик – да так, что иной раз не сразу и поймёшь, что перед тобой Леший. «Разоблачить» его в этом случае можно, взглянув на подозрительного человека через правое ухо лошади, или же через некий предмет, имеющий к лошади отношения – в частности, через хомут.
При всём противопоставлении Лешего миру людей определённое сходство всё-таки есть: у Лешего, как и у человека, есть семья – жена и дети-лешачата. В облике супруги Лешего, называемой лисункой или лешачихой, подчёркивается женское начало: длинные груди, закинутые за спину («деградировавшая» богиня-мать?)
Встретиться с Лешим можно когда угодно, за исключением зимы – на зиму они впадают в спячку, а перед этим неистово воют, тоскуя по прошедшему лету.
Конечно, никто не гарантирует, что отправившись в лес, вы непременно встретитесь с его хозяином – всё-таки показываться людям он не очень-то любит, но если уж очень хочется, на этот счёт существовали некоторые рекомендации. Например, в ночь на праздник Ивана Купалы (по современному календарю – на 7 июля) следовало срубить осину, причём с таки расчётом, чтобы упала она на востоку, встать на оставшийся от осины пень, повернуться опять-таки на восток, наклониться, глядя себе между ног, и произнести: «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я». Здесь интересно обращение на восток – сторону, где восходит солнце, и которая издавна связывалась со всем светлым, «добрым» для человека. Если не хочется ждать купальской ночи, можно в любое другое время срубить сосну, причём рубить надо тупым топором и с таким расчётом, чтобы она при падении повалила две осины, встать на них, обратив лицо на север (а вот это уже обращение к «темной» стороне мироздания) и тоже позвать лесного хозяина. Некоторые источники при этом ещё рекомендуют пообещать: «Я тебе христово яичко дам»; разумеется, такая «прибавка» могла появиться только в христианскую эпоху – но что примечательно, здесь предполагается, что Леший не должен бояться предмета, священного для христианина – видимо, «бесом» его всё-таки не считали. Ещё один способ – срубить несколько молодых берёз, сложить их в виде круга, обратив верхушки к его центру, встать в середину, сняв нательный крест, и громко прокричать: «Дедушка!»
Насколько все эти методы были действенны, сказать трудно, но проверять экспериментально не советую. Даже в древности на это решались разве что совсем уж «горячие головы», ведь Леший, как и все потусторонние существа, опасен. Любимое его «развлечение» – сбивать с пути людей, пришедших в лес. Для этого Леший может либо принять облик вашего знакомого и отвлечь разговором, либо просто обойти кругом. Впрочем, человека, которого он «обошёл», Леший берёт под своё покровительство: ни один зверь его не тронет, так что грозит такому человеку разве что смерть от голода (но для древнего человека – в отличие от современного горожанина – умереть от голода в лесу было бы весьма странно). Особенно не любит Леший, когда что-то в лесу делают, не спросив его разрешения – например, ложатся спать на лесной тропе. Поспать в этом случае вряд ли удастся: пинок под рёбра – это минимум!
Как обезопасить себя от происков Лешего, который принялся «морочить» человека в лесу, наши предки знали прекрасно. Прежде всего, надо придать себе «потусторонние» черты, убедив тем самым Лешего, что ты свой и ничего против тебя предпринимать не надо: вывернут одежду наизнанку, надеть обувь не на ту ногу. Рекомендовалось также носить с собой головку чеснока, чтобы в такой критический момент её съесть: ведь нежить боится огня, а головка чеснока по форме напоминает язык пламени, да и вкус у него «жгучий». Если же все эти меры безопасности не помогли, остаётся только… покрепче выругаться (не забудем, что в ту эпоху мат – по меткому выражению одного колдуна – «значил не то, что сейчас в грязной пасти идиота»: это были табуированные слова, характеризующие наиболее сокровенную и священную сторону жизни, связанную с магией плодородия).
Впрочем, иногда – если верить легендам – Лешему всё-таки удавалось увести человека, чтобы взять в услужение. В этом случае рекомендовалось ничего не есть в его доме (по законам мифологического мышления, пища делает человека «своим» там, где он поел – даже душа умершего может вернуться в мир живых, пока не поела в царстве мёртвых). Помощь в побеге могла оказать лешачиха, которая нередко оказывалась обычной смертной женщиной, уведённой лешим. Конечно, Леший, обнаружив, пропажу, будет преследовать беглеца – поэтому те, кому удалось сбежать от Лешего, пытались себя обезопасить. В христианскую эпоху рассказывали, что такие люди просили у первого встречного крест. В этом случае можно было помочь человеку, перекрестив его, но свой нательный крест отдавать нельзя ни в коем случае: останешься беззащитным – и леший вместо сбежавшего заберёт тебя!
Существовал и ещё один способ попасть в лапы Лешего: это могло случиться с тем, кого, бранясь, «послали к Лешему», особенно же это опасно для детей, которых таким образом обругала мать (как видим, наши предки прекрасно знали, что «словом можно убить»).
Леший – как и олицетворяемый им лес – далеко не всегда был опасен и враждебен! Оказывается, с Лешим можно ладить – и нужно для этого, в общем-то немного: не убивать зверей и птиц без необходимости, не ломать зелёные ветки, не охотиться в «неположенное» время (брачные периоды у животных), не оставлять непотушенных костров… Хорошо бы ещё вслух поблагодарить Лешего за ягоды и грибы, собранные в его владениях, и оставить на пеньке угощение, какого не найдёшь в лесу – блин, пирог или пряник.
Известно немало историй о том, как Лешие помогали людям, которые хорошо к ним отнеслись. Так, в одну избу попросился на ночлег незнакомый путник, хозяева приняли его честь по чести, а наутро он, покидая их дом, сказал: «Пусть ваши коровы теперь ходят в лес без пастуха – ни один зверь их не тронет» – оказывается, это был Леший, умевший воздавать добром за добро. Некий охотник нашёл в лесу связанного Лешего и пожалел его, спас; в благодарность Леший только мгновенно перенёс его домой вместе с добычей, а впоследствии отслужил 25 лет в армии вместо этого человека…
О чём говорят нам все эти предания? Наверное, о том, что хоть природная стихия и требует «обращения на вы», всё же научиться сосуществовать с ней можно – если именно сосуществовать, а не «покорять», не считаясь с её законами. Наши предки это знали! Всегда ли помнит об этом современный человек?