icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Леший – кто он такой?

  • 3192
  • 2

Леший – кто он такой?

С
Сейчас нам уже трудно представить, что когда-то не существовало русского пейзажа с бескрайними полями, воспетого поэтами – и прямо за оградой древнеславянского дома начинался лес, какой сейчас можно увидеть разве что в глухих местах Русского Севера или Сибири. Этот лес был неотъемлемой частью жизни наших предков. Он был неиссякаемым источником пищи: дичь, грибы, ягоды, даже войска зачастую отправлялись в поход, не беря с собой запаса продуктов – всё, необходимое для пропитания, можно в лесу раздобыть! Лес давал дерево, из которого в доме славянина было сделано всё – начиная самим домом и кончая ложками на столе… Но одновременно лес был и источником опасности: даже опытному человеку случалось иной раз заблудиться в лесу (а уж о детях, отправившихся за грибами и ягодами, и говорить не приходится), срубленное дерево могло упасть не так, как рассчитывалось, и покалечить, а то и убить, да и схватка с диким зверем не всегда заканчивалась «в пользу» человека… Иными словами, лес был стихией, и с ним, как со всякой стихией, нужно было и мирно сосуществовать, и определённым образом считаться… и конечно, как всё в представлении древнего человека, стихия эта обладала душой, духом, и духом этим был лесной хозяин, которого так и называли – Леший (что значит «лесной»).

Лес относительно мира человека – пространство внешнее, потустороннее, поэтому в облике лешего подчёркивается инородность, чуждость: одежда у него запахнута не так, как обычно носят мужчины, а в противоположную сторону, лапти надеты не на ту ногу, чаще всего он ходит без пояса – тоже деталь, намекающая на «потустороннюю природу, пояс ведь был своего рода оберегом, «отделяющим» человека от враждебного внешнего мира, и потому магические обряды, предполагающие контакт с потусторонним миром, совершались без пояса (вспомните пушкинскую Татьяну, которая перед святочным гаданием снимает «поясок шелковый») – следовательно, существо, которое само принадлежит к потустороннему миру, пояс носить не может.

Впрочем, облик лешего – дело тёмное: кто-то видел его великаном выше деревьев, кто-то – маленьким человечком, спрятавшимся в траве, кто-то утверждает, что он вообще не носит одежды и весь покрыт шерстью, кто-то считает, что леший не способен говорить (разве что кричат, пугая людей в лесу) – кто-то даже разговаривал с ним… Единственное, в чём все сходятся – это глаза: зелёные, светящиеся в темноте леса. Бровей и ресниц у лешего нет, а волосы либо серо-зелёные, либо седые («Потому я сед, что я чёртов дед», – замечает леший в одной сказке). Вероятно, он умеет менять облик – да так, что иной раз не сразу и поймёшь, что перед тобой Леший. «Разоблачить» его в этом случае можно, взглянув на подозрительного человека через правое ухо лошади, или же через некий предмет, имеющий к лошади отношения – в частности, через хомут.

При всём противопоставлении Лешего миру людей определённое сходство всё-таки есть: у Лешего, как и у человека, есть семья – жена и дети-лешачата. В облике супруги Лешего, называемой лисункой или лешачихой, подчёркивается женское начало: длинные груди, закинутые за спину («деградировавшая» богиня-мать?)

Встретиться с Лешим можно когда угодно, за исключением зимы – на зиму они впадают в спячку, а перед этим неистово воют, тоскуя по прошедшему лету.

Конечно, никто не гарантирует, что отправившись в лес, вы непременно встретитесь с его хозяином – всё-таки показываться людям он не очень-то любит, но если уж очень хочется, на этот счёт существовали некоторые рекомендации. Например, в ночь на праздник Ивана Купалы (по современному календарю – на 7 июля) следовало срубить осину, причём с таки расчётом, чтобы упала она на востоку, встать на оставшийся от осины пень, повернуться опять-таки на восток, наклониться, глядя себе между ног, и произнести: «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я». Здесь интересно обращение на восток – сторону, где восходит солнце, и которая издавна связывалась со всем светлым, «добрым» для человека. Если не хочется ждать купальской ночи, можно в любое другое время срубить сосну, причём рубить надо тупым топором и с таким расчётом, чтобы она при падении повалила две осины, встать на них, обратив лицо на север (а вот это уже обращение к «темной» стороне мироздания) и тоже позвать лесного хозяина. Некоторые источники при этом ещё рекомендуют пообещать: «Я тебе христово яичко дам»; разумеется, такая «прибавка» могла появиться только в христианскую эпоху – но что примечательно, здесь предполагается, что Леший не должен бояться предмета, священного для христианина – видимо, «бесом» его всё-таки не считали. Ещё один способ – срубить несколько молодых берёз, сложить их в виде круга, обратив верхушки к его центру, встать в середину, сняв нательный крест, и громко прокричать: «Дедушка!»

Насколько все эти методы были действенны, сказать трудно, но проверять экспериментально не советую. Даже в древности на это решались разве что совсем уж «горячие головы», ведь Леший, как и все потусторонние существа, опасен. Любимое его «развлечение» – сбивать с пути людей, пришедших в лес. Для этого Леший может либо принять облик вашего знакомого и отвлечь разговором, либо просто обойти кругом. Впрочем, человека, которого он «обошёл», Леший берёт под своё покровительство: ни один зверь его не тронет, так что грозит такому человеку разве что смерть от голода (но для древнего человека – в отличие от современного горожанина – умереть от голода в лесу было бы весьма странно). Особенно не любит Леший, когда что-то в лесу делают, не спросив его разрешения – например, ложатся спать на лесной тропе. Поспать в этом случае вряд ли удастся: пинок под рёбра – это минимум!

Как обезопасить себя от происков Лешего, который принялся «морочить» человека в лесу, наши предки знали прекрасно. Прежде всего, надо придать себе «потусторонние» черты, убедив тем самым Лешего, что ты свой и ничего против тебя предпринимать не надо: вывернут одежду наизнанку, надеть обувь не на ту ногу. Рекомендовалось также носить с собой головку чеснока, чтобы в такой критический момент её съесть: ведь нежить боится огня, а головка чеснока по форме напоминает язык пламени, да и вкус у него «жгучий». Если же все эти меры безопасности не помогли, остаётся только… покрепче выругаться (не забудем, что в ту эпоху мат – по меткому выражению одного колдуна – «значил не то, что сейчас в грязной пасти идиота»: это были табуированные слова, характеризующие наиболее сокровенную и священную сторону жизни, связанную с магией плодородия).

Впрочем, иногда – если верить легендам – Лешему всё-таки удавалось увести человека, чтобы взять в услужение. В этом случае рекомендовалось ничего не есть в его доме (по законам мифологического мышления, пища делает человека «своим» там, где он поел – даже душа умершего может вернуться в мир живых, пока не поела в царстве мёртвых). Помощь в побеге могла оказать лешачиха, которая нередко оказывалась обычной смертной женщиной, уведённой лешим. Конечно, Леший, обнаружив, пропажу, будет преследовать беглеца – поэтому те, кому удалось сбежать от Лешего, пытались себя обезопасить. В христианскую эпоху рассказывали, что такие люди просили у первого встречного крест. В этом случае можно было помочь человеку, перекрестив его, но свой нательный крест отдавать нельзя ни в коем случае: останешься беззащитным – и леший вместо сбежавшего заберёт тебя!

Существовал и ещё один способ попасть в лапы Лешего: это могло случиться с тем, кого, бранясь, «послали к Лешему», особенно же это опасно для детей, которых таким образом обругала мать (как видим, наши предки прекрасно знали, что «словом можно убить»).

Леший – как и олицетворяемый им лес – далеко не всегда был опасен и враждебен! Оказывается, с Лешим можно ладить – и нужно для этого, в общем-то немного: не убивать зверей и птиц без необходимости, не ломать зелёные ветки, не охотиться в «неположенное» время (брачные периоды у животных), не оставлять непотушенных костров… Хорошо бы ещё вслух поблагодарить Лешего за ягоды и грибы, собранные в его владениях, и оставить на пеньке угощение, какого не найдёшь в лесу – блин, пирог или пряник.

Известно немало историй о том, как Лешие помогали людям, которые хорошо к ним отнеслись. Так, в одну избу попросился на ночлег незнакомый путник, хозяева приняли его честь по чести, а наутро он, покидая их дом, сказал: «Пусть ваши коровы теперь ходят в лес без пастуха – ни один зверь их не тронет» – оказывается, это был Леший, умевший воздавать добром за добро. Некий охотник нашёл в лесу связанного Лешего и пожалел его, спас; в благодарность Леший только мгновенно перенёс его домой вместе с добычей, а впоследствии отслужил 25 лет в армии вместо этого человека…

О чём говорят нам все эти предания? Наверное, о том, что хоть природная стихия и требует «обращения на вы», всё же научиться сосуществовать с ней можно – если именно сосуществовать, а не «покорять», не считаясь с её законами. Наши предки это знали! Всегда ли помнит об этом современный человек?

mas
Дмитрий Неткачев

Чтобы договориться с лешим нужно перед походом в лес взять с собой провиант с расчетом, что придется делиться и с лешим. Например, леший из подмосковных лесов Дмитроовского района любит копченое сало и первач. Их всех видов хлеба предпочитает ржаной.
Если же судьба закинула на территорию уральских лесов, то с собой обязательно нужно взять соленой капусты и пива. Тот леший просто страсть, как обожает настоящее чешское пиво. Если с ним хорошо посидеть и поговорить, то он откроет пути, где несложно подстрелить зайчика или тетерева.
Леший, проживающий в Пензенской области не любит даже запаха спиртного. Но его обычно приваживают кефиром или ряженкой. Местные жители рассказывают, что он пристрастился с "Снежку". За литр другой снежка он может помочь выследить лисицу или куницу.
На три области Курская, Орловская и Тульская имеется одно лешачиное семейство. Народ до сих пор путается кто из них отец, а кто дети. Все на одно лицо (морду). Отзываются все на кличку Лешак. С мужчинами Лешак любит посидеть у костра, не отказывается от угощения. Особо любит уху из карасей. Выпит может немеряно, но не пьянеет, а только становится все более разговорчивым. Он прожил длинуую жизнь, любит вспоминать про поход Дмитрий Донского. В те времена он был помоложе и помогал воинам русской рати найти брод через Непрядву (речка, впадающая в Дон, где и произошла Куликовская битва). Воины тех времен подружились с Лешаком, обильно кормили его. За это он сумел в лесу скрыть засадный полк, который и решил исход Куликовской битвы.
Если же угостить Лешака шампанским, то он начинает вспоминать о том, как пивал шампанское из грузовиков, которые были направлены для солдат вермахта в 1941 году. Тогда немцы полагали, что их победа близка и направили на Восточный фронт целый эшелон с настоящим французским шампанским. Автомобили застряли на наших российских дорогах, немцы их бросили, а Лешак всю зиму 1941-42 гг пьянствовал по-черному. В пьяном угаре он поссорился с Дедом Морозом. Тоот в отместку устроил сильнейшие морозы, которые заморозили танкову армию Гудериана. Вот так пьянка Лешака сорвала немецкое наступление на Москву. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Ну, а дальнейшую историю знают все.
Особо почетным является леший из Беловежской пущи. Это развратник и беспробудный пьяница. С ним договориться довольно сложно. Он любит мандарины из Абхазии. Если будут какие-то другие, то он может обидеться и начать вредить. Пьет исключительно текиллу, закусывает ее чесноком. А потом только мандарины.
Изучая повадки и пристрастия леших из разных регионов, можно подружиться со всеми. Меджу собой лешие обмениваются новостями, которые отправаляют посредством Е-мейлов. Они довольно продвинутые, в каждом буреломе можно найти их персональные компьютеры.
Идя в лес всегда будьте готовы к встрече с лешим. Без подарков и подношений в лес лучше не заходить.

tra
Эдуард Боголюбов

Есть в Ленобласти Ржевский полигон, где мы с супругой часто катаемся на велосипедах, собираем грибы, ягоды, ловим рыбу, дышим свежим воздухом. Место таинственное и мистическое, в 30-е годы место казни "врагов народа"...Некоторое количество непонятных и необъяснимых явлений произошло и с нами.
Приезжая в лес всегда здороваемся с лешим, хозяином леса, просим грибов, ягод. А лес к нам благосклонен, леший НИКОГДА!!! не провожает с пустыми руками.
Пару лет назад собирали с супругой грибы, я увидел необычно растущие грибы и позвал её: "Ты должна это видеть". А она была чуть поодаль и посмотрела в это время на дорогу по которой на стареньком велосипеде ехал абсолютно голый мужичок с огромной окладистой бородой и гривой из волос. Я его естественно также увидел, т.к. грибы собирали у дороги. Несколько дней назад стали анализировать все случаи и пришли к выводу что Леший есть и мы его часто видим в том, или ином обличье. Как узнать, что это именно ОН? Просто. Задайте вопрос: "Откуда Он взялся?" или "Куда он делся?" Если разумного объяснения этому не найдёте - вы встретили Лешего! Вчера поехали кататься в лес. При въезде в лес я обратился к Лешему, что мы знаем что Он есть и что мы его видели. И попросил появиться в облике человека. А чтобы мы узнали его я должен был спросить "Что вы здесь делаете?", ответ: "Живу!", вопрос: "Вы - леший?!", ответ: "Да!"... Отъехав немного от этого места нам навстречу выезжает семья из 3 человек: обросший лохматый мужичок с косматой бородой, его дочь и жена!!! Мы реально опешили, спрашивать ничего не стали, проехали мимо. Смутило несколько наличие двух женщин. А сегодня решил посмотреть информацию есть ли у Лешего жена и дети - оказывается есть!
Вчера насобирали грибов на жюльен и мало того, я ловил в одном месте рыбу, а там у жены рассыпались конфеты, которые она взяла с собой, но она их собрала и рыбы мы там не поймали. Переехали к другой речке (ручью), там я выловил небольшого щуренка и попросил у Лешего и Водяного рыбы, а взамен обещал оставить конфет. И, пожалуйста, почти разочаровавшись поймать ещё рыбу я вижу, что большая щука погнала маленькую, но покидав спин туда 0. Поменял приманку и со второго заброса - щука на 1.2 кг. Для этого крошечного ручья - крокодил!!!
Ладожский Водяной у которого мы попросили рыбы на годовщину нашей встречи угостил щучкой на 3.7 кг. Была одна единственная поклевка, но какая рыба! А был необъяснимый случай, когда я вытащил судака на 6.2 кг. подсаком без снастей у берега
Помните о наших русских духах!!! Им грустно и обидно, что о них никто не вспоминает. Не гадьте и не шумите в лесу, на озере и реке! Благодарите лесных и водных хозяев и будете всегда отблагодарены ими! Верьте в ЧУДО! Чудес в нашей жизни происходит Великое множество, главное уметь видеть и ведать то, что происходит.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+