icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

Ћеший Ц кто он такой?

  • 4000
  • 2

Ћеший Ц кто он такой?

—ейчас нам уже трудно представить, что когда-то не существовало русского пейзажа с бескрайними пол€ми, воспетого поэтами Ц и пр€мо за оградой древнеслав€нского дома начиналс€ лес, какой сейчас можно увидеть разве что в глухих местах –усского —евера или —ибири. Ётот лес был неотъемлемой частью жизни наших предков. ќн был неисс€каемым источником пищи: дичь, грибы, €годы, даже войска зачастую отправл€лись в поход, не бер€ с собой запаса продуктов Ц всЄ, необходимое дл€ пропитани€, можно в лесу раздобыть! Ћес давал дерево, из которого в доме слав€нина было сделано всЄ Ц начина€ самим домом и конча€ ложками на столеЕ Ќо одновременно лес был и источником опасности: даже опытному человеку случалось иной раз заблудитьс€ в лесу (а уж о дет€х, отправившихс€ за грибами и €годами, и говорить не приходитс€), срубленное дерево могло упасть не так, как рассчитывалось, и покалечить, а то и убить, да и схватка с диким зверем не всегда заканчивалась Ђв пользуї человекаЕ »ными словами, лес был стихией, и с ним, как со вс€кой стихией, нужно было и мирно сосуществовать, и определЄнным образом считатьс€Е и конечно, как всЄ в представлении древнего человека, стихи€ эта обладала душой, духом, и духом этим был лесной хоз€ин, которого так и называли Ц Ћеший (что значит Ђлеснойї).

Ћес относительно мира человека Ц пространство внешнее, потустороннее, поэтому в облике лешего подчЄркиваетс€ инородность, чуждость: одежда у него запахнута не так, как обычно нос€т мужчины, а в противоположную сторону, лапти надеты не на ту ногу, чаще всего он ходит без по€са Ц тоже деталь, намекающа€ на Ђпотустороннюю природу, по€с ведь был своего рода оберегом, Ђотдел€ющимї человека от враждебного внешнего мира, и потому магические обр€ды, предполагающие контакт с потусторонним миром, совершались без по€са (вспомните пушкинскую “ать€ну, котора€ перед св€точным гаданием снимает Ђпо€сок шелковыйї) Ц следовательно, существо, которое само принадлежит к потустороннему миру, по€с носить не может.

¬прочем, облик лешего Ц дело тЄмное: кто-то видел его великаном выше деревьев, кто-то Ц маленьким человечком, спр€тавшимс€ в траве, кто-то утверждает, что он вообще не носит одежды и весь покрыт шерстью, кто-то считает, что леший не способен говорить (разве что кричат, пуга€ людей в лесу) Ц кто-то даже разговаривал с нимЕ ≈динственное, в чЄм все сход€тс€ Ц это глаза: зелЄные, свет€щиес€ в темноте леса. Ѕровей и ресниц у лешего нет, а волосы либо серо-зелЄные, либо седые (Ђѕотому € сед, что € чЄртов дедї, Ц замечает леший в одной сказке). ¬еро€тно, он умеет мен€ть облик Ц да так, что иной раз не сразу и поймЄшь, что перед тобой Ћеший. Ђ–азоблачитьї его в этом случае можно, взгл€нув на подозрительного человека через правое ухо лошади, или же через некий предмет, имеющий к лошади отношени€ Ц в частности, через хомут.

ѕри всЄм противопоставлении Ћешего миру людей определЄнное сходство всЄ-таки есть: у Ћешего, как и у человека, есть семь€ Ц жена и дети-лешачата. ¬ облике супруги Ћешего, называемой лисункой или лешачихой, подчЄркиваетс€ женское начало: длинные груди, закинутые за спину (Ђдеградировавша€ї богин€-мать?)

¬стретитьс€ с Ћешим можно когда угодно, за исключением зимы Ц на зиму они впадают в сп€чку, а перед этим неистово воют, тоску€ по прошедшему лету.

 онечно, никто не гарантирует, что отправившись в лес, вы непременно встретитесь с его хоз€ином Ц всЄ-таки показыватьс€ люд€м он не очень-то любит, но если уж очень хочетс€, на этот счЄт существовали некоторые рекомендации. Ќапример, в ночь на праздник »вана  упалы (по современному календарю Ц на 7 июл€) следовало срубить осину, причЄм с таки расчЄтом, чтобы упала она на востоку, встать на оставшийс€ от осины пень, повернутьс€ оп€ть-таки на восток, наклонитьс€, гл€д€ себе между ног, и произнести: Ђƒ€д€ леший! ѕокажись ни серым волком, ни чЄрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков €ї. «десь интересно обращение на восток Ц сторону, где восходит солнце, и котора€ издавна св€зывалась со всем светлым, Ђдобрымї дл€ человека. ≈сли не хочетс€ ждать купальской ночи, можно в любое другое врем€ срубить сосну, причЄм рубить надо тупым топором и с таким расчЄтом, чтобы она при падении повалила две осины, встать на них, обратив лицо на север (а вот это уже обращение к Ђтемнойї стороне мироздани€) и тоже позвать лесного хоз€ина. Ќекоторые источники при этом ещЄ рекомендуют пообещать: Ђя тебе христово €ичко дамї; разумеетс€, така€ Ђприбавкаї могла по€витьс€ только в христианскую эпоху Ц но что примечательно, здесь предполагаетс€, что Ћеший не должен бо€тьс€ предмета, св€щенного дл€ христианина Ц видимо, Ђбесомї его всЄ-таки не считали. ≈щЄ один способ Ц срубить несколько молодых берЄз, сложить их в виде круга, обратив верхушки к его центру, встать в середину, сн€в нательный крест, и громко прокричать: Ђƒедушка!ї

Ќасколько все эти методы были действенны, сказать трудно, но провер€ть экспериментально не советую. ƒаже в древности на это решались разве что совсем уж Ђгор€чие головыї, ведь Ћеший, как и все потусторонние существа, опасен. Ћюбимое его Ђразвлечениеї Ц сбивать с пути людей, пришедших в лес. ƒл€ этого Ћеший может либо прин€ть облик вашего знакомого и отвлечь разговором, либо просто обойти кругом. ¬прочем, человека, которого он ЂобошЄлї, Ћеший берЄт под своЄ покровительство: ни один зверь его не тронет, так что грозит такому человеку разве что смерть от голода (но дл€ древнего человека Ц в отличие от современного горожанина Ц умереть от голода в лесу было бы весьма странно). ќсобенно не любит Ћеший, когда что-то в лесу делают, не спросив его разрешени€ Ц например, ложатс€ спать на лесной тропе. ѕоспать в этом случае вр€д ли удастс€: пинок под рЄбра Ц это минимум!

 ак обезопасить себ€ от происков Ћешего, который прин€лс€ Ђморочитьї человека в лесу, наши предки знали прекрасно. ѕрежде всего, надо придать себе Ђпотусторонниеї черты, убедив тем самым Ћешего, что ты свой и ничего против теб€ предпринимать не надо: вывернут одежду наизнанку, надеть обувь не на ту ногу. –екомендовалось также носить с собой головку чеснока, чтобы в такой критический момент еЄ съесть: ведь нежить боитс€ огн€, а головка чеснока по форме напоминает €зык пламени, да и вкус у него Ђжгучийї. ≈сли же все эти меры безопасности не помогли, остаЄтс€ толькоЕ покрепче выругатьс€ (не забудем, что в ту эпоху мат Ц по меткому выражению одного колдуна Ц Ђзначил не то, что сейчас в гр€зной пасти идиотаї: это были табуированные слова, характеризующие наиболее сокровенную и св€щенную сторону жизни, св€занную с магией плодороди€).

¬прочем, иногда Ц если верить легендам Ц Ћешему всЄ-таки удавалось увести человека, чтобы вз€ть в услужение. ¬ этом случае рекомендовалось ничего не есть в его доме (по законам мифологического мышлени€, пища делает человека Ђсвоимї там, где он поел Ц даже душа умершего может вернутьс€ в мир живых, пока не поела в царстве мЄртвых). ѕомощь в побеге могла оказать лешачиха, котора€ нередко оказывалась обычной смертной женщиной, уведЄнной лешим.  онечно, Ћеший, обнаружив, пропажу, будет преследовать беглеца Ц поэтому те, кому удалось сбежать от Ћешего, пытались себ€ обезопасить. ¬ христианскую эпоху рассказывали, что такие люди просили у первого встречного крест. ¬ этом случае можно было помочь человеку, перекрестив его, но свой нательный крест отдавать нельз€ ни в коем случае: останешьс€ беззащитным Ц и леший вместо сбежавшего заберЄт теб€!

—уществовал и ещЄ один способ попасть в лапы Ћешего: это могло случитьс€ с тем, кого, бран€сь, Ђпослали к Ћешемуї, особенно же это опасно дл€ детей, которых таким образом обругала мать (как видим, наши предки прекрасно знали, что Ђсловом можно убитьї).

Ћеший Ц как и олицетвор€емый им лес Ц далеко не всегда был опасен и враждебен! ќказываетс€, с Ћешим можно ладить Ц и нужно дл€ этого, в общем-то немного: не убивать зверей и птиц без необходимости, не ломать зелЄные ветки, не охотитьс€ в Ђнеположенноеї врем€ (брачные периоды у животных), не оставл€ть непотушенных костровЕ ’орошо бы ещЄ вслух поблагодарить Ћешего за €годы и грибы, собранные в его владени€х, и оставить на пеньке угощение, какого не найдЄшь в лесу Ц блин, пирог или пр€ник.

»звестно немало историй о том, как Ћешие помогали люд€м, которые хорошо к ним отнеслись. “ак, в одну избу попросилс€ на ночлег незнакомый путник, хоз€ева прин€ли его честь по чести, а наутро он, покида€ их дом, сказал: Ђѕусть ваши коровы теперь ход€т в лес без пастуха Ц ни один зверь их не тронетї Ц оказываетс€, это был Ћеший, умевший воздавать добром за добро. Ќекий охотник нашЄл в лесу св€занного Ћешего и пожалел его, спас; в благодарность Ћеший только мгновенно перенЄс его домой вместе с добычей, а впоследствии отслужил 25 лет в армии вместо этого человекаЕ

ќ чЄм говор€т нам все эти предани€? Ќаверное, о том, что хоть природна€ стихи€ и требует Ђобращени€ на выї, всЄ же научитьс€ сосуществовать с ней можно Ц если именно сосуществовать, а не Ђпокор€тьї, не счита€сь с еЄ законами. Ќаши предки это знали! ¬сегда ли помнит об этом современный человек?


mas
ƒмитрий Ќеткачев

„тобы договоритьс€ с лешим нужно перед походом в лес вз€ть с собой провиант с расчетом, что придетс€ делитьс€ и с лешим. Ќапример, леший из подмосковных лесов ƒмитроовского района любит копченое сало и первач. »х всех видов хлеба предпочитает ржаной.
≈сли же судьба закинула на территорию уральских лесов, то с собой об€зательно нужно вз€ть соленой капусты и пива. “от леший просто страсть, как обожает насто€щее чешское пиво. ≈сли с ним хорошо посидеть и поговорить, то он откроет пути, где несложно подстрелить зайчика или тетерева.
Ћеший, проживающий в ѕензенской области не любит даже запаха спиртного. Ќо его обычно приваживают кефиром или р€женкой. ћестные жители рассказывают, что он пристрастилс€ с "—нежку". «а литр другой снежка он может помочь выследить лисицу или куницу.
Ќа три области  урска€, ќрловска€ и “ульска€ имеетс€ одно лешачиное семейство. Ќарод до сих пор путаетс€ кто из них отец, а кто дети. ¬се на одно лицо (морду). ќтзываютс€ все на кличку Ћешак. — мужчинами Ћешак любит посидеть у костра, не отказываетс€ от угощени€. ќсобо любит уху из карасей. ¬ыпит может немер€но, но не пь€неет, а только становитс€ все более разговорчивым. ќн прожил длинуую жизнь, любит вспоминать про поход ƒмитрий ƒонского. ¬ те времена он был помоложе и помогал воинам русской рати найти брод через Ќепр€дву (речка, впадающа€ в ƒон, где и произошла  уликовска€ битва). ¬оины тех времен подружились с Ћешаком, обильно кормили его. «а это он сумел в лесу скрыть засадный полк, который и решил исход  уликовской битвы.
≈сли же угостить Ћешака шампанским, то он начинает вспоминать о том, как пивал шампанское из грузовиков, которые были направлены дл€ солдат вермахта в 1941 году. “огда немцы полагали, что их победа близка и направили на ¬осточный фронт целый эшелон с насто€щим французским шампанским. јвтомобили застр€ли на наших российских дорогах, немцы их бросили, а Ћешак всю зиму 1941-42 гг пь€нствовал по-черному. ¬ пь€ном угаре он поссорилс€ с ƒедом ћорозом. “оот в отместку устроил сильнейшие морозы, которые заморозили танкову армию √удериана. ¬от так пь€нка Ћешака сорвала немецкое наступление на ћоскву. Ѕыл разве€н миф о непобедимости немецкой армии. Ќу, а дальнейшую историю знают все.
ќсобо почетным €вл€етс€ леший из Ѕеловежской пущи. Ёто развратник и беспробудный пь€ница. — ним договоритьс€ довольно сложно. ќн любит мандарины из јбхазии. ≈сли будут какие-то другие, то он может обидетьс€ и начать вредить. ѕьет исключительно текиллу, закусывает ее чесноком. ј потом только мандарины.
»зуча€ повадки и пристрасти€ леших из разных регионов, можно подружитьс€ со всеми. ћеджу собой лешие обмениваютс€ новост€ми, которые отправал€ют посредством ≈-мейлов. ќни довольно продвинутые, в каждом буреломе можно найти их персональные компьютеры.
»д€ в лес всегда будьте готовы к встрече с лешим. Ѕез подарков и подношений в лес лучше не заходить.

tra
Ёдуард Ѕоголюбов

≈сть в Ћенобласти –жевский полигон, где мы с супругой часто катаемс€ на велосипедах, собираем грибы, €годы, ловим рыбу, дышим свежим воздухом. ћесто таинственное и мистическое, в 30-е годы место казни "врагов народа"...Ќекоторое количество непон€тных и необъ€снимых €влений произошло и с нами.
ѕриезжа€ в лес всегда здороваемс€ с лешим, хоз€ином леса, просим грибов, €год. ј лес к нам благосклонен, леший Ќ» ќ√ƒј!!! не провожает с пустыми руками.
ѕару лет назад собирали с супругой грибы, € увидел необычно растущие грибы и позвал еЄ: "“ы должна это видеть". ј она была чуть поодаль и посмотрела в это врем€ на дорогу по которой на стареньком велосипеде ехал абсолютно голый мужичок с огромной окладистой бородой и гривой из волос. я его естественно также увидел, т.к. грибы собирали у дороги. Ќесколько дней назад стали анализировать все случаи и пришли к выводу что Ћеший есть и мы его часто видим в том, или ином обличье.  ак узнать, что это именно ќЌ? ѕросто. «адайте вопрос: "ќткуда ќн вз€лс€?" или " уда он делс€?" ≈сли разумного объ€снени€ этому не найдЄте - вы встретили Ћешего! ¬чера поехали кататьс€ в лес. ѕри въезде в лес € обратилс€ к Ћешему, что мы знаем что ќн есть и что мы его видели. » попросил по€витьс€ в облике человека. ј чтобы мы узнали его € должен был спросить "„то вы здесь делаете?", ответ: "∆иву!", вопрос: "¬ы - леший?!", ответ: "ƒа!"... ќтъехав немного от этого места нам навстречу выезжает семь€ из 3 человек: обросший лохматый мужичок с косматой бородой, его дочь и жена!!! ћы реально опешили, спрашивать ничего не стали, проехали мимо. —мутило несколько наличие двух женщин. ј сегодн€ решил посмотреть информацию есть ли у Ћешего жена и дети - оказываетс€ есть!
¬чера насобирали грибов на жюльен и мало того, € ловил в одном месте рыбу, а там у жены рассыпались конфеты, которые она вз€ла с собой, но она их собрала и рыбы мы там не поймали. ѕереехали к другой речке (ручью), там € выловил небольшого щуренка и попросил у Ћешего и ¬од€ного рыбы, а взамен обещал оставить конфет. », пожалуйста, почти разочаровавшись поймать ещЄ рыбу € вижу, что больша€ щука погнала маленькую, но покидав спин туда 0. ѕомен€л приманку и со второго заброса - щука на 1.2 кг. ƒл€ этого крошечного ручь€ - крокодил!!!
Ћадожский ¬од€ной у которого мы попросили рыбы на годовщину нашей встречи угостил щучкой на 3.7 кг. Ѕыла одна единственна€ поклевка, но кака€ рыба! ј был необъ€снимый случай, когда € вытащил судака на 6.2 кг. подсаком без снастей у берега
ѕомните о наших русских духах!!! »м грустно и обидно, что о них никто не вспоминает. Ќе гадьте и не шумите в лесу, на озере и реке! Ѕлагодарите лесных и водных хоз€ев и будете всегда отблагодарены ими! ¬ерьте в „”ƒќ! „удес в нашей жизни происходит ¬еликое множество, главное уметь видеть и ведать то, что происходит.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+